Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:16, реферат
В XVIII в. Ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь XVIII в. И была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. Разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку 6 накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества.
Вступление
Городской образ жизни
Семья: разводы и браки
Образование в XVIII веке
Наука и техника
Общественная мысль
Архитектура
Скульптура
Живопись
Театр
Техническая мысль
Литература
Вывод
Список литературы
В XVIII в. трапезы становятся совместными: в них принимают участие и мужчины и женщины. В городской среде отживает обычай есть из общей миски – теперь у каждого появляются отдельная тарелка, ложка, вилка и нож.
В городах возникло множество трактиров, кофеен, рестораций, где не только ели, но и отдыхали, развлекались. Для большого города был типичен извозчичий трактир. Трактирами называли и второразрядные гостиницы для приезжих.
В XVIII в. стало принято ходить в гости. Зажиточный горожанин бывал в гостях не реже одного раза в две недели, а дворянская молодежь ездила в гости едва ли не каждый день. В богатых простонародных семьях принято было через слуг приглашать на званый ужин. При этом соглашаться с первого раза считалось неприличным. После ужина гости нередко начинали петь песни.
К традиционным развлечениям добавились карнавалы. Первый уличный карнавал с маскарадом произошел при праздновании Ништадского мира в Петербурге в сентябре 1721 г.
Особую роль в жизни города стал играть общедоступный театр. Его любили все, даже полиция. Знаменитый в середине XVIII в. вор Ванька-каин, перешедший на службу в полицию, организовал однажды на масленице при открытии катальной горы представление: 30 актеров, которых он нанял, разыграли пьесу на библейский сюжет – о царе Соломоне. А в 1765 г. на средства полиции в Петербурге и Москве были организованы бесплатные театры для народа. Новым явлением городской жизни были музеи. С 1769 г. в Петербургской Академии художеств стали устраиваться ежегодные художественные выставки.
Люди приучались одеваться по-новому. Если в крупных городах внедрявшиеся Петром I новые моды, по словам одного современника, «уставились» за три года, то в провинции на это уходили десятилетия. Трудно было привыкать к европейской моде женщинам: вместо сарафанов и закрытых рубах они теперь должны были надеть декольтированные платья, стягивающие талию.
В петровские времена русский дворянский костюм отличался от западноевропейского большим демократизмом: простотой тканей, отделки. Пример подавал сам Петр. Лишь немногие щеголи, такие, как А. Д. Меньшиков, позволяли себе пышные наряди, сшитые из дорогих тканей. В 1726 г. была составлена опись гардероба светлейшего князя. Она включала: 80 «пар» кафтанов с камзолами, 10 сюртуков, 17 штанов, 4 военных мундира, 2 комплекта специальных орденских костюмов, 5 шуб, 28 душегрей, 9 полукафтанов, 4 комплекта маскарадного платья, а также многочисленные головные уборы, обувь, чулки. Модник Петровской эпохи обязательно носил рубашку с кружевным жабо, камзол, кафтан, сшитый в талию с расширенными полами, узкие кюлоты, чулки и башмаки с пряжами. Волосы расчесывал на прямой пробор, спуская их на уши. Головным убором служила треуголка, верхней одеждой – плащ. После смерти Петра Великого мужской костюм стал пышнее, роскошнее; он теперь еще больше зависел от европейской моды. Обязательными были французский кафтан, камзол, кюлоты, шпага. Дополнением служили перчатки, часы на цепочке, трость, иногда – лорнет. Обычные горожане продолжали носить традиционный русский костюм – так на улицах городов возникла невиданная в прежние времена пестрота нарядов.
После посещения стран Европы и возвращения Великого посольства Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак».Повсеместно вводилась все более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по Соборному уложению 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).