Финансово-экономический анализ деятельности автобусного парка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта явилось проведение финансово¬го анализа деятельности предприятия городского пассажирского транспорта на примере Пушкинского автобусного парка и разработка рекомендации по улуч¬шению его финансового состояния. На основании полученных результатов анализа сделан вывод о необходи¬мости изменения системы финансирования Пушкинского автобусного парка.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 1. Значение и сущность финансового анализа работы предприятия . . .. . . . . . . . . . . . . . . . …………………...12
1.1 Сущность, назначение и необходимость финансового анализа. . …………………………………………………...12
1.2 Организационно-экономические основы процедуры банкротства. . . . . . . . . …………………………………….26
1.3 Методика финансового анализа . . . . . . . ……………….31
Глава 2. Анализ финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... .. 64
2.1 Характеристика и основные технико-экономические показатели работы Пушкинского автобусного парка .…64
2.2 Анализ финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . .. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . …..81
Глава 3. Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния Пушкинского автобусного парка…….117
3.1 Направления улучшения финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . . . . . . . . . . . . . . . . …116
3.2 Рекомендации по улучшения финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . . . . . . . . . . . . . . .. . 122
Глава 4. Безопасность жизнедеятельности. . . . . . . . . . . .. . . .132
4.1 Безопасность при перевозках пассажиров. . . …………132
4.2 Безопасность при техническом обслуживании и ремонте…….. 137
4.3 Требования к квалификационной подготовке водителей автобусов. . . . . . . . . . . . 137
4.4 Планирование выпуска подвижного состава на линию……. 139
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
Список литературы . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150

Работа содержит 1 файл

Преддипломная практика материалы.doc

— 789.00 Кб (Скачать)


4

Министерство образования РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет экономики и менеджмента

 

Кафедра Управления в социально-

экономических системах

 

Проект допущен к защите

Зав. кафедрой_________А.В.Федотов

«_____»____________________ 2003г.

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АВТОБУСНОГО ПАРКА»

 

 

 

061000 «Государственное и муниципальное управление»

 

Проект выполнил студент  группы 5079/1 ________ А.В. Магерамов

Руководитель:

начальник экономического отдела

Автобусного парка № 5,

филиал ГУП “Пассажиравтотранс” ___________ Е.В. Синельникова

Рецензент (профессор) _______________________ А.С. Соколицын

Консультанты:

Безопасность жизнедеятельности________________ В.Н. Мясников

(доцент, к.т.н)

 

 

Санкт-Петербург

2003г.

Реферат

 

              Объем дипломного проекта составляет страниц - 157, в том числе: иллюстраций – 6, таблиц – 22.

              АВТОБУСНЫЙ ПАРК, ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗКИ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ, ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

              В дипломном проекте рассмотрено финансовое состояние Пушкинского автобусного парка и описаны основные проблемы пассажирских перевозок. Уже более десяти лет наблюдается глубокий кризис в сфере пассажирских перевозок, в первую очередь социальных.

              Целью дипломного проекта явилось проведение финансово­го анализа деятельности предприятия городского пассажирского транспорта на примере Пушкинского автобусного парка и разработка рекомендации по улуч­шению его финансового состояния. На основании полученных результатов анализа сделан вывод о необходи­мости изменения системы финансирования Пушкинского автобусного парка.

             

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Глава 1.              Значение и сущность финансового анализа работы предприятия . . .. . . . . . . . . . . . . . . . …………………...12

1.1               Сущность, назначение и необходимость финансового анализа. . …………………………………………………...12

1.2               Организационно-экономические основы процедуры банкротства. . . . . . . . . …………………………………….26

1.3               Методика финансового анализа .  . . . . . . ……………….31

 

Глава 2. Анализ финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... .. 64

2.1              Характеристика и  основные технико-экономические  показатели работы Пушкинского автобусного парка .…64

2.2              Анализ финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . .. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . …..81

 

Глава 3. Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния Пушкинского автобусного парка…….117

3.1               Направления улучшения финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . . . . . . . . . . . . . . . . …116

3.2               Рекомендации по улучшения финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . . . . . . . . .  . . . . . .. . 122

 

Глава 4.              Безопасность жизнедеятельности. . . . . . . . . . . .. . . .132

4.1                             Безопасность при перевозках пассажиров. . . …………132

4.2               Безопасность при техническом обслуживании и ремонте…….. 137

4.3               Требования к квалификационной подготовке водителей автобусов. . . . . . . . . . . . 137

4.4               Планирование выпуска подвижного состава на линию……. 139

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143

Список литературы . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Одной  из самых главных  задач предприятия является оценка финансового положения предприятия, которая возможна при совокупности методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени. Цель этого анализа - получение информации о его финансовом положении, платежеспособности и доходности.

   Источниками анализа финансового положения предприятия являются формы отчета и приложения к ним, а также сведения из самого учета, если анализ проводится внутри предприятия.

   В конечном результате после анализа руководство предприятия получает картину его действительного состоянии, а лица, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии (например, кредиторам, которые должны быть уверены, что им; вкладчикам и др.) - сведения, необходимые для беспристрастного суждения (например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п.). Анализом финансового состояния  предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов, банки —для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики - для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использование средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основным факторами, определяющими финансовое состояния предприятия, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия. под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования,  возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. В анализе финансового состояния предприятия входит анализ бухгалтерского анализа, пассив и актив их взаимосвязь и структура; анализ использование капитала и оценка   финансовой   устойчивости;   анализ   платежеспособности   кредитоспособности предприятия и т.д. Целью данной дипломной работы является анализ финансового состояния предприятия, как инструмента для принятия управленческих решений и выработки на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния и стабилизации положения предприятия.

 

Объектом исследования является Пушкинский автобусный парк. Основой работы стала бухгалтерская информация за исследуемый период 2000 – 2002 г.г.

Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:

       предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;

       характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем;

       характеристика источников средств предприятия: собственных и заемных;

       оценка финансовой устойчивости;

       расчет коэффициентов ликвидности;

       анализ прибыли и рентабельности;

       разработка мероприятий по улучшению финансового состояния.

Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность Пушкинского автобусного парка за 2000, 2001, 2002 годы, а именно:

       бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД),

       приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5 по ОКУД)

       отчет о движении денежных средств (форма № 4 по ОКУД)

       отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД)

 

В данной работе проводится анализ финансовой деятельности Пушкинского автобусного парка. Это предприятие, которое занимается пассажироперевозками. Предприятие является филиалом Государственного унитарного предприятия пас­сажирского автомобильного транспорта (именуемый в дальнейшем ГУП «Пассажиравтотранс»). Сегодня ГУП "Пассажиравтотранс" - одно из крупнейших пассажирских перевозчиков на Северо-Западе. Маршрутная сеть, обслуживаемая "Пассажиравтотрансом", составляет более 24,5 тыс. км. По ней автобусы предприятия за год успевают пробежать около 150 млн км.
В составе "Пассажиравтотранса" - десять автобусных парков, учебный комбинат, медико-санитарная часть и пансионат "Знаменка"; количество работающих - 13,7 тыс-.человек.
Более 2,5 тыс. автобусов разного класса обслуживает 524 маршрута, в том числе и 46 междугородных и международных, связывающих Петербург с городами Северо-Запада, а также с Белоруссией, Латвией, Финляндией, Эстонией.

В течении 10 лет в Санкт-Петербурге наблюдается кризис в системе пассажироперевозок. Смена всей системы управления экономикой, начавшаяся во время перестройки, не могла не отразиться на работе городского транспорта. Финансовое положение автобусных парков ухудшалось.
По ряду объективных и субъективных причин этот процесс быстро прогрессировал. Поставки автобусов на 1990 1 были сокращены в 6 раз. Вместо планируемых 1200 машин парки получили лишь 200. Улучшения ситуации с закупками не предвиделось, поскольку финансирование предприятий шло по нисходящей, а цена заводов-изготовителей - по возрастающей. Стоимость "Икарусов" за короткое время выросла в 3 раза, а отечественных автобусов - в 1,25 раза. Реорганизация маршрутной сети, которая стала необходима из-за нехватки подвижного состава, блокировалась исполкомом Ленсовета.
К 1996 г. в автобусных парках осталось уже 2,8 тыс. машин. Число самортизированных автобусов, работавших на линиях, росло. Насыщенность маршрутной сети подвижным составом стремительно снижалась. Если в 1989 г. на 1 км. сети приходилось 0,65 автобуса, то в 1995 г. лишь 0,44.
Это означало, что положение автобусного транспорта пошло к критической точке. Непомерно большие интервалы движения приводили к многократным перегрузкам машин, их поломкам и ускоренному сокращению численности автобусов. В связи с сокращением подвижного состава укорачивалось и закрывалось все больше маршрутов. В середине 1990-х на улицах города появились микроавтобусы частных перевозчиков. Маленькие "форды", предлагавшие горожанам свои услуги, вернули Петербург к эпохе частных автобусных предприятий, с которых все когда-то и начиналось. Но эти частные предприятия являются основными конкурентами автобусных парков, в том числе и Пушкинского. Частные предприятия наносят серьезный ущерб Пушкинскому парку, занимая лидирующие позиции в пассажироперевозках Санкт-Петербурга. Сюда еще можно отнести проблемы с подвижным составом, не обновляющимся много лет и проблемы с кадровым составом.

В силу всего выше перечисленного необходимо детально рассмотреть все стороны и аспекты финансовой деятельности данного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Значение и сущность финансового анализа рабо­ты предприятия

 

1.1.              Сущность, назначение и необходимость финансового анализа

 

Обеспечение бесперебойной работы предприятия, выполнение его обяза­тельств перед поставщиками, заказчиками, государственным бюджетом и соб­ственным персоналом может быть успешным лишь при устойчивом финансо­вом положении предприятия. Финансовое состояние - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, разме­щение и использование финансовых ресурсов предприятия. Финансовое поло­жение предприятия оценивается посредством финансового анализа.

В основе анализа финансового состояния организаций лежит анализ агре­гированных форм финансовой отчетности, сформированных на основании фи­нансовой отчетности, определенной приказом Министерства финансов РФ от 12.11.96 г. № 97 с дополнениями, утвержденными приказами Министерства финансов РФ от 03.02 97 г. № 8, от 21.11.97 г. № 81н, от 21.10.98 г. № 47н, и квартальной бухгалтерской отчетности, определенной приказом Министерства финансов РФ от 03.02.97 г. № 8. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение ор­ганизации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Финансовый анализ показывает причины сложившегося фи­нансового состояния и дает возможность определить направления по его улуч­шению.

Основная цель анализа - получение параметров, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, измене­ний в структуре активов и пассивов, в расчетах с кредиторами и дебиторами.

Финансовый анализ можно классифицировать по следующим признакам:

• по субъектам - внешние или внутренние;

• по объектам анализа - народное хозяйство в целом, отрасль, группа пред­приятий, предприятие, подразделение предприятия;

• по целям и задачам;

• по содержанию - комплексный и локальный.

Основным признаком является субъект финансового анализа. Вид анализа определяется исходя из требований субъекта.

Субъектами финансового анализа могут выступать две группы пользовате­лей.

Первая группа состоит из внешних пользователей и включает кредиторов, поставщиков, инвесторов, аудиторов, налоговые органы и других, посторонних для предприятия, лиц. Такой анализ называется внешним.

Вторая группа состоит из внутренних пользователей и включает учредите­лей, собственников, управленческих работников предприятия, бухгалтерию, финансовый и экономические отделы и другие службы предприятия. Финансо­вый анализ, проводимый для этой группы, называется внутренним.

Внешний финансовый анализ проводится по статьям годового бухгалтер­ского баланса и отражает общее состояние предприятия на конкретный момент:

• финансовые результаты;

• имущественное положение;

• финансовая  устойчивость,   ликвидность   баланса,   платежеспособность предприятия;

• состояние дебиторской и кредиторской задолженности;

• эффективность вложенного капитала.

Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сло­жившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого используют всю достоверную информацию о состоянии дел предпри­ятия, доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия. Внутренние пользователи преследуют свои цели анализа:

•          определение финансового положения;

•          выявление изменений в финансовом состоянии в динамике;

•    выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

•          прогноз основных тенденций финансового состояния.

Таким образом, в традиционном понимании финансовый анализ представ­ляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предпри­ятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Существуют различные методы финансового анализа. Среди них можно выделить:

•     горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции

отчетности с предыдущим периодом;

•          вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых по­казателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в це­лом;

•          трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом пред­шествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динами­ки показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ.

•          анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей;

Информация о работе Финансово-экономический анализ деятельности автобусного парка