Договор перевозки. Виды перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:19, реферат

Описание работы

Слово "транспорт" имеет много значений. С одной стороны под ним подразумевается совокупность перевозчиков (юридических и физических лиц), имеющих своим назначением перемещение людей и вещей в пространстве, что определяет его в настоящее время как одну из чрезвычайно важных отраслей экономики. С другой стороны, под словом "транспорт" понимается особая отрасль производства.

Содержание

Глава I Понятие договора перевозки
1.1.Обязаности перевозчика.
1.2. Права и обязанности пассажира.
ГлаваII Отдельные виды перевозок.
1. Перевозка транспортом пассажиров
2. Договор фрахтования (чартера
3 Перевозка железнодорожным транспортом.
4 Перевозка речным транспортом
5.договор перевозки груза
Заключение.
Литература

Работа содержит 1 файл

МЧП доклад.docx

— 61.01 Кб (Скачать)

Исходя из цели, к договорам  перевозки можно отнести:

а) договоры, направленные на организацию перевозок, где целями являются определение объемов, сроков, качества перевозок и другие условия  предоставления транспортных средств  и предъявления грузов для перевозки;

б)договоры, направленные на обеспечение перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие);

в) договоры, предусматривающие  целью доставку гру3ов

пассажиров и багажа в  пункт назначения. '

По форме договоры перевозки  дифференцируются в договоры, оформленные  транспортной накладной или коно­саментом; договоры в виде конклюдентных действий (принятие перевозчиком заявки или оплата от грузовладельцев, непосредственное приобретение билетов в пассажирских транспортных средствах и т.д.); договоры, заключаемые в устном и общем порядке.

4. Предусмотренный ст. 689 ГК  договор перевозки груза является  реальным, взаимным, срочным и возмездным  договором, заключенным в письменной  форме. Он является реальным, поскольку  договор может считаться заключенным , только при условии, что груз уже вверен перевозчику. Однако законодательство предусматривает и заключение консенсуальных договоров. Так, договор фрахтования (чартера) (ст. 691 ГК), договор перевозки по коносаменту будут консенсуальными, когда перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передает отправитель.

Согласно ст. 10 Закона о  железнодорожном транспорте договор  перевозки груза является срочным  договором. Он также является возмездным договором. Провозная плата -цена перевозки. ГК предусматривает, что провозная плата осуществляется согласно договору или тарифу.

Согласно ст. 10 Закона о  транспорте по отдельным видам транспортных услуг в качестве специально проводимой политики государства либо как средство преодоления монополистической  деятельности в сфере транспорта могут устанавливаться регулируемые тарифы (единые в пределах государства) в порядке, определяемом Правительством РК.

В ст. 688 ГК впервые вводится понятие "перевозчик" взамен "транспортной организации", под которой понималась специализированная транспортная организация, входящая в тот или иной вид  единого социалистического транспорта.

В ГК понятие "перевозчик" претерпело значительную эволюцию. Такой  процесс происходил и в законодательстве зарубежных государств. Например, по англо-саксонскому, французскому и немецкому праву  только собственник транспортного  средства заключал договор перевозки (shipowner - англ., Ship Herr - нем.; le bourgeois de Navire - фр.). Затем терминология частично изменилась. Как во французском, так и в немецком праве наряду с "судовладельцем" (armateur, Reeder) появился термин "фрахтователь" (freteur, Verfracht). Сходные изменения произошли в большинстве государств Северной Европы, в том числе и в Голландии. В США они назывались freight/contractors, на Европейском континенте -Transportubernem. Указанные лица занимались выполнением перевозок. В ряде случаев они не имели собственных транспортных средств, но они фрахтовали их у других судовладельцев, получая при этом разницу от фрахтовых ставок.

В Гаагских правилах 1921 г. был  впервые введен термин "перевозчик" (transporteur - франц., carrier - англ., transportowiec - польск.). А в Брюссельской конвенции 1924 г. о коносаментах (ст. 1, п. "а"), содержалось следующее определение: "термин "перевозчик" означает собственник (судна) либо фрахтователь, который заключает договор перевозки с отправителем". Из этого определения следует, что любое лицо, которое заключило договор перевозки груза с отправителем либо берется за выполнение перевозки, является перевозчиком независимо от того, принадлежит ли транспортное средство ему на праве собственности либо он пользуется транспортным средством на основе иного правового титула.

Итак, понятие "перевозчик", употребляемое в ГК, соответствует  термину, применяемому в международном  транспортном праве, то есть означает лицо, которое от своего имени обязуется  осуществить перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Согласно ст. 1 Закона о  транспорте в РК перевозчик - это  юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством  на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее  услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или  по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке.

На основании ст. 1 Закона о транспорте в качестве общего правила  для перевозчиков, за исключением  автоперевозчиков, введена система  лицензирования деятельности, связанной  с осуществлением перевозок грузов, пассажиров, багажа.

Так, Закон РК «О государственном  регулировании гражданской авиации» предусматривает обязательное лицензирование в сфере гражданской авиации  следующих видов деятельности: 1) перевозка пассажиров и грузов воздушным  транспортом; 3) авиационные работы; 3) услуги по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники; 4) аэропортовская деятельность; 5) перевозка  опасных грузов (ст. 9). Закон РК «О железнодорожном транспорте» также  говорит, что отдельные виды деятельности на железнодорожном транс­порте  осуществляются на основе лицензии (ст. 10).

Порядок лицензирования определяется постановлением Правительства от 29 декабря 1995 г. «О реализации постановления  Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г.». Так, применительно  к конкретным видам транспорта действуют: «Правила лицензирования перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом в Республике Казахстан» от 29 июля 1998 г., «Положение о порядке и условиях лицензирования международных перевозок пассажиров и грузов, опасных грузов автомобильным транспортом» от 25 декабря 1996 г.; «Положение о порядке и условиях лицензирования перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом и аэропортовской деятельностью, с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах Республики Казахстан» от 23 июля 1997 г.; а также ст. 9 Закона РК «О государственном регулировании гражданской авиации».

Выдача лицензии на осуществление  деятельности по перевозке пассажиров и грузов отдельными видами транспорта производится Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

Субъектами лицензирования являются граждане, юридические лица Республики Казахстан, иностранные  юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства и международные  организации.

Указом Президента РК «Об  использовании воздушного пространства и деятельности авиации» наравне  с понятием «перевозчик» введено  понятие «эксплуатант» - юридическое или физическое лицо, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области, а также понятие «фрахтователь» - физическое или юридическое лицо, заключившее за плату договор с воздушным перевозчиком о передаче в его пользование всей вместимости или части вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почты или других целей.

В Законе РК «О государственном  регулировании гражданской авиации» предусматриваются следующие виды перевозчиков: национальный, назначенный, флагманские перевозчики. Национальный перевозчик - воздушный перевозчик, зарегистрированный в РК и имеющий  лицензию эксплуатанта и лицензию на осуществление международных и (или) внутренних воздушных перевозок. Назначенный перевозчик - воздушный перевозчик, назначенный от РК для осуществления воздушных перевозок в соответствии с условиями двухстороннего или многостороннего соглашения о воздушном сообщении. Флагманский перевозчик РК определяется Правительством республики из числа назначенных перевозчиков на конкурсной основе, которому предоставляется приоритет при эксплуатации международных авиамаршрутов.

Закон РК «О торговом мореплавании»  вводит термин «фактический перевозчик», то есть перевозчик, который фактически осуществляет перевозку пассажиров, багажа и груза или ее часть (ст. 1). Данный термин является новеллой для  транспортного законодательства РК. Введение этого термина связано  с тем, что на морском транспорте в роли перевозчика может выступать  как собственник судна, так и  фрахтователь, арендующий судно с  экипажем (тайм-чартерный владелец) и без экипажа (бербоут-чартер).

В советской транспортно-правовой литературе многие считали, что транспортировка  не входит в состав транспортной экспедиции, так как при этом якобы происходит смешение двух самостоятельных договоров. Данное утверждение в настоящее  время не соответствует законодательству РК. Конвенция КДПГ имеет силу закона и в РК. Согласно этой конвенции  экспедитор, организующий дорожные перевозки, может быть перевозчиком и нести  всю меру ответственности.

Таким образом, перевозчик - это не обязательно транспортное предприятие, имеющее основной целью  своей деятельности осуществление  перевозок. Им может быть и гражданин (индивидуальный предприниматель), а  также, например, общественная организация, не имеющая в качестве своей цели извлечение прибыли, но осуществляющая предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых такая некоммерческая организация была создана.

Второй стороной в договоре перевозки груза, т.е. контрагентом (партнером) перевозчика, является отправитель. Отправитель по ГК выступает в  трех качествах: во-первых, как контрагент перевозчика, т.е. лицо, которое заключило  с перевозчиком договор на перевозку  грузов; во-вторых, - лицо, которому выдается транспортная накладная (коносамент, товарно-транспортная накладная или иной документ на груз, пре­дусматриваемый законодательными актами о транспорте), независимо от того, кто фактически осуществляет отправку и погрузку груза, и, в-третьих, - лицо, имеющее право распоряжения грузом. Получателем является лицо, уполномоченное на получение груза, т.е. имеющее право требовать, чтобы ему в пункте назначения был выдан груз. Таким лицом, которое может требовать, чтобы ему был выдан груз, и, следовательно, кто может называться получателем, будет тот, кто указан получателем в транспортной накладной. Получателю еще до по­лучения груза известно, что груз будет следовать к нему, так как отправитель и получатель связаны между собой другим договором (обязательством). Этим особенностям правового положения получателя в большей степени соответствует конструкция договора перевозки как договора в пользу третьего лица, не участвовавшего в его заключении, но имеющего право самостоятельно требовать исполнения по нему (ст. 391 ГК). 5. В транспортное законодательство впервые введен новый способ обеспечения исполнения обязательства - право удержания. Согласно п. 4 ст. 697 ГК перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей (ст. 292 ГК), если иное не установлено законодательством, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, под правом удержания подразумевается право  перевозчика как владельца чужой  вещи не выдавать ее получателю до исполнения причитающейся ему провозной  платы и других платежей. Данное право распространяется только на одно условие договора, а именно -обязанность по оплате провозной платы и других платежей, вытекающей из договора перевозки'.

Согласно ст. 95 Закона РК «О торговом мореплавании» перевозчик вправе удерживать груз до уплаты сумм или предоставления обеспечения  даже в случаях сдачи груза  на хранение на склад, не принадлежащий  получателю, но только при условии  немедленного уведомления владельцев склада об этом. ГК впервые предусматривает  основные формы транспортной документации. Обязательность документации перевозок  объясняется не только их массовым характером, но так же необходимостью учета и контроля за транспортными операциями. Технические и экономические особенности отдельных видов транспорта в значительной степени влияют на со­держание перевозочных документов. ГК называет некоторые из них: в частности, транспортную накладную, коносамент, товарно-транспортную накладную. Вместе с тем этот перечень не является исчерпывающим, законодательные акты могут предусмотреть и иные виды перевозочных документов.

 Перевозка транспортом  пассажиров и багажа также  осуществляется на договорной  основе. Договор перевозки пассажиров - это соглашение, по которому  одна сторона -перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить плату за проезд (ст. 690 ГК).

Из легального определения  договора перевозки пассажира следует, что этот договор является взаимным, возмездным и консенсуальным. Если договор перевозки пассажиров осуществляется транспортом общего пользования, то данный договор относится к разряду  публичных (ст. 387 ГК).

Договор перевозки пассажира  является двусторонним. Заключая договор, перевозчик вступает в обязательство  с определенным лицом, называемым пассажиром. Пассажиром считается лицо, перевозимое  на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) и имеющее  проездной билет.

В тех случаях, когда пассажир берет в кассе проездной билет, а затем (иногда даже через несколько  дней) занимает место, договор пассажирской перевозки не может быть квалифицирован иначе, как консенсуальный. Однако существует и другой порядок, при котором  договор считается заключенным  фактом занятия места, как это  принято на городском транспорте или путем совершения конклюдентного действия (опускание монет в турникет-автомат), когда сам факт нахождения гражданина в пределах турникета означает наличие  договора пассажирской перевозки между  ним и перевозчиком. Так, согласно ст. 65 Закона РК «О железнодорожном  транспорте» по договору перевозки  пассажира железнодорожным транспортом  перевозчик обязан предоставить пассажиру  место в поезде согласно проездному билету. Перевозчик, не предоставивший пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшийся от продолжения перевозки, обязан за свой счет доставить пассажира в  пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру  ненадлежащим исполнением договора. Возможно заключение договора пассажирской перевозки и в устной форме (например, при поездках в индивидуальных таксомоторах).

Письменной формой договора перевозки пассажира является проездной  билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавливается законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь  является то, что форма документов для городского транспорта устанавливается  законом, а не решениями местных  исполнительных органов, как это  было раньше.

Здесь следует указать  на одно обстоятельство, касающееся договора пассажирской перевозки, а именно, что  пассажир как гражданин пользуется правами стороны в обязательстве  в соответствии с ГК, а также  иными законодательными актами, в  частности, Законом РК "О защите прав потребителей", и изданными  на основании их правовыми актами.

Информация о работе Договор перевозки. Виды перевозок