Договор перевозки. Виды перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:19, реферат

Описание работы

Слово "транспорт" имеет много значений. С одной стороны под ним подразумевается совокупность перевозчиков (юридических и физических лиц), имеющих своим назначением перемещение людей и вещей в пространстве, что определяет его в настоящее время как одну из чрезвычайно важных отраслей экономики. С другой стороны, под словом "транспорт" понимается особая отрасль производства.

Содержание

Глава I Понятие договора перевозки
1.1.Обязаности перевозчика.
1.2. Права и обязанности пассажира.
ГлаваII Отдельные виды перевозок.
1. Перевозка транспортом пассажиров
2. Договор фрахтования (чартера
3 Перевозка железнодорожным транспортом.
4 Перевозка речным транспортом
5.договор перевозки груза
Заключение.
Литература

Работа содержит 1 файл

МЧП доклад.docx

— 61.01 Кб (Скачать)

Введение 

Глава I Понятие договора перевозки 

1.1.Обязаности перевозчика.

1.2. Права и обязанности  пассажира.

ГлаваII Отдельные виды перевозок.

1. Перевозка транспортом  пассажиров

2. Договор фрахтования (чартера

3 Перевозка железнодорожным  транспортом.

4 Перевозка речным транспортом

5.договор перевозки груза 

 Заключение.

 Литература 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ведение 

Слово "транспорт" имеет  много значений. С одной стороны  под ним подразумевается совокупность перевозчиков (юридических и физических лиц), имеющих своим назначением  перемещение людей и вещей  в пространстве, что определяет его  в настоящее время как одну из чрезвычайно важных отраслей экономики. С другой стороны, под словом "транспорт" понимается особая отрасль производства.

Транспорт призван своевременно и качественно обеспечивать во внутренних и в международных сообщениях потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности. Государство осуществляет контроль за деятельностью транспорта, развитием его материально-технической базы, а также удовлетворяет основные потребности в составе госу­дарственных нужд.

Магистральные виды транспорта относятся к естественной монополии, что определяет особые условия их развития и функционирования.

Отличительная экономическая  особенность транспорта состоит  в том, что он не создает каких-либо материальных объекта обеспечивает их перемещение в пространстве. Перевозка людей и вещей рассматривается как продукция транспортного производства.

Транспортные услуги включают в себя две составляющие: 1) транслокацию, то есть перемещение с одного места в другое и 2) транспортно-экспедиционное обслуживание. Отсюда транспорт - это: пути сообщения, перевозочные средства (подвижной состав, суда, самолеты), средства тяги и терминалы.

Говоря о транспортных услугах можно выделить следующие  части: перевозочную; стивидорную, то есть осуществление погрузочно-разгрузочных операций; тальманскую - продажу услуг, счета грузов; складскую - торговлю услугами хранения грузов, а также реализацию других вспомогательных сопутствующих услуг (например, тары и упаковки, сортировки грузов и т.д.).

Согласно ст. 1 Закона РК "О  транспорте в Республике Казахстан" от 21 сентября 1994 г. "транспорт Республики Казахстан - это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, городской  электрический, в том числе метрополитен, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный  трубопроводный транспорт".

В отличие от прежнего законодательства (ст. 364 ГК КазССР), которое исключало применение положений главы 34 «Перевозка» к электрическому транспорту, в том числе метрополитену, ГК РК общие условия всех перевозок переводит на гражданско-правовое регулирование, предусмотренное главой 34 (ст.ст. 688-707 ГК).

Исключением является магистральный  трубопроводный транспорт, который  признается транспортом только в  экономическом отношении. Его продукция (газ или нефть) оформляется не договором перевозки, а договорами купли-продажи или поставки. Специфика  транспортировки по газо- и нефтепроводам  не дает основания относить эту транспортировку  перевозкам. Правовая природа обязательств, возникающих при перемещении газа и нефти (и некоторых других продуктов; по трубопроводу, имеет иной характер, чем перевозка, именно: здесь совмещаются обязательства по передаче имущества и по оказанию услуг (транспортировка, хранение).

Надо также отметить, что  почтовые перевозки самостоятельно не регулируются ГК, их регламентация  будет осуществляться в законодательных  актах о транспорте или вытекающих из них правилах.

В главе 34 ГК международные  перевозки грузов, пассажиров и багажа также не упоминаются.

2. Согласно ст. 3 ГК и  п.2 ст. 688 ГК наряду с нормами  гражданского права действуют  законодательные акты о транспорте, иные законодательные акты и  изданные в соответствии с  ними правила. Таким образом,  предусмотрен принцип: общие условия  перевозки регулируются совокупностью  нормативных актов, образующих  в целом систему транспортного  законодательства. Она складывается  из: а) норм общего законодательства, определяющих наиболее важные  вопросы правового регулирования  транспорта, независимо от видов  транспорта и б) норм специального  транспортного законодательства.

К числу общего законодательства относятся, в первую очередь, нормы  гражданского, а также нормы административного, финансового, налогового, процессуального  права. Так, например, ГК устанавливает  ответственность сторон по перевозкам, разрешает вопросы исковой давности и т.д.

Согласно п. 2 ст. 3 ГК норма  гражданского права, содержащаяся в  иных законах, должна соответствовать  ГК1.

Специальное транспортное законодательство на основании п. 2 ст. 3 ГК не должно противоречить  гражданскому законодательству, в случае коллизии приоритет имеет ГК.

Систему специального транспортного  законодательства составляют:

1) законодательные акты  о транспорте;

2)иные законодательные  акты;

3)изданные в соответствии  с законодательными актами правила.

Законодательными актами о транспорте сегодня являются: - Закон РК "О транспорте в Республике Казахстан" от 21 сентября 1994 г. (с  изменениями и дополнениями от 27 января 1996 г., 8 декабря 1998г., 24 декабря 2001 г.);

Указ Президента РК, имеющий  силу Закона, "Об использовании воздушного транспорта и деятельности авиации  Рес-3«блики Казахстан" от 20 декабря 1995 г. (с изменениями и дополнениями от 16 января 2002 г.);

_ Закон РК «О торговом  мореплавании» от 17 января 2002 г.;

_ Закон РК «О железнодорожном  транспорте» от 8 декабря 2001 г.;

-  Закон РК «О государственном  регулировании гражданской авиации»  от 15 декабря 2001 г.;

-  Устав автомобильного  транспорта Казахской ССР, утвержденный  постановлением Совета Министров  Казахской ССР

 от 18 июня 1970 г.;

-  Устав внутреннего  водного транспорта СССР от 15 октября 1955 г. (этот Устав применяется  в части, не противоречащей  нормам, содержащимся в главе  34 ГК «Перевозка»).

Большой нормативный материал составляют Указы Президента, постановления  Правительства РК по отдельным вопросам перевозок, тарифы, приказы и инструкции Министерства транспорта и коммуникаций РК, правила. Они не ограничиваются сферой действия, охватывающей работников данной отрасли транспорта, но предусматривает  также правила общего характера. Важную роль в деле регулирования  перевозок играют постановления  Пленума Верховного суда РК.

Согласно ст. 2 Закона о  транспорте отношения, связанные с  деятельностью транспорта, также  регулируются транспортными кодексами, другими законодательными и нормативными актами РК.

 Глава I Понятие договора  перевозки. 

Транспорт образует самостоятельную  сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических  услуг, направленных на перемещение  товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов  материального мира). Ее ценность в  том экономическом эффекте, который  создается в результате перемещения  груза, пассажира и багажа в согласованное  место. Поэтому отношения по перевозке  возникают при наличии потребности  в территориальном перемещении  объектов или людей с помощью  транспортных средств.

Транспорт — одна из самых  высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его  виды вообще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт). В связи  с этим необходимы нормы, регулирующие отношения перевозки таким образом, чтобы были в полной мере защищены интересы участников данных правоотношений.

Основными нормативными документами, регулирующими отношения по перевозке, являются Гражданский кодекс РК, Закон  республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан» от 21. 09. 1994г. а также специфические законы, регулирующие перевозку отдельными видами транспорта.

Гражданский кодекс Республики Казахстан определяет понятия договоров  перевозки грузов, пассажиров, а  также договора фрахтования, организации  перевозок, перевозок в прямом смешанном  сообщении, транспортом общего пользования  ( ст.ст. 689-695 ГК РК). Договор перевозки - это такой договор, в котором одна сторона, перевозчик, обязуется в срок доставить вверенный груз' пассажира, багаж, почту в пункт назначения а другая сторона клиент, обязуется оплатить вознаграждение оказанные транспортные услуги (внести провозную плату). Договор перевозки является реальным, взаимным, возмездным, договором.

Элементы договора перевозки.

Сторонами договора перевозки  с одной стороны является перевозчик, а с другой - клиент.

Перевозчиками могут быть юридические или физические лица, владеющие транспортным средством  на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющие  услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или  по найму и имеющие на это соответствующее  разрешение или лицензию, выданную в установленном порядке. Транспортом Республики Казахстан является зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт.

Клиентами являются грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтовщик или фрахтователь. Хотя грузополучатель  и не заключает договор с перевозчиком, но он как третье лицо наделен определенными  правами и обязанностями по договору перевозки, заключенному грузоотправителем.

Предметом договора перевозки  являются услуги по доставке груза, пассажира, багажа, почты.

Срок договора перевозки  — это промежуток времени, в течение  которого груз пассажир, багаж, почта  должны быть доставлены в пункт назначения. В соответствии со ст.698 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт  назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В ряде случаев (например, в автомобильных  перевозках) сроки доставки определяются соглашением сторон, а при его  отсутствии — обычно принятыми сроками. При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании  правил, действующих на соответствующих  видах транспорта Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного (согласованного! yа доставки.

Цена договора перевозки - плата, взимаемая за оказанные ус

устанавливается соглашением  сторон, за исключением 

транспортом общего пользования, где плата определяется на основании  тарифов, утверждаемых в порядке, установленном  законодательными актами о транспорте (ст.697 ГК РК).

Работы и услуги, выполняемые  по требованию грузовладельца не предусмотренные  тарифами, оплачиваются по соглашению стор0 ' Форма договора перевозки зависит от характера перевозки и в» транспорта, и договор может заключаться в письменной ' груза, багажа) и устной (перевозка пассажира).-

 В соответствии со  ст. 688 ГК перевозка грузов, пассажиров  и багажа производится на основании  договора перевозки. Экономической  целью перевозки является, как  правило, потребность в перемещении  грузов и людей, их транслокация из одного места в другое. Эти отношения транспортных организаций, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, складывающиеся при осуществлении перевозок, основаны на договоре перевозки и регулируются этим договором. В главе 34 ГК «Перевозка» предусмотрена целая система договоров, регулирующих перевозку. Наряду с обычным договором перевозки груза (ст.ст. 689-690 ГК) в ГК перечисляются и другие договоры, регламентирующие перевозки: договор фрахтования (чартера - ст. 691); договоры об орга­низации перевозок (ст. 692); договоры между транспортными организациями (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др. - ст. 693); договор прямого смешанного сообщения (ст. 694); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 695).

Эти договоры имеют свою специфику, касающуюся правового положения, субъектного  состава, характеристики прав и обязанностей и по другим признакам, но у них  общая цель регламентация перевозок. Таким образом, ГК регулирует целую  систему договоров, опосредствующих  перевозочные отношения.

ГК предусматривает виды договоров перевозки, определяя  для них специальный правовой режим. Исходя из момента перехода прав и обязанностей, договоры перевозки  подразделяются на реальные и консенсуальные.

По предмету договоры перевозки  делятся: на договоры перевозки пассажира (перевезти пассажира в пункт  назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также отправить багаж  в пункт назначения); на договоры перевозки груза (объектом реального  договора является конкретный груз, а  объектом консенсуального договора является объем перевозок); договор  фрахтования (чартер) (предмет - предоставление всей или части вместимости транспортного  средства).

По субъективному составу  различаются: договор перевозки  пассажиров, где контрагентом перевозчика  является пассажир; договор перевозки  груза - контрагентом перевозчика является грузоотправитель; договор об организации  работы по обеспечению перевозок - контрагентом являются транспортные организации.

Информация о работе Договор перевозки. Виды перевозок