Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:41, реферат
Любая отрасль Российского права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений, т.е. имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав. Всякое правоотношение возникает вследствие юридических фактов. В Гражданском Кодексе в ч.1 ст.8 содержится перечень юридических фактов - как оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. В свою очередь все юридические факты можно подразделить на правомерные и неправомерные действия граждан и юридических лиц, а также события. К правомерным действиям граждан, направленным на возникновение, изменение, прекращение гражданского правоотношения относят, к примеру, сделки, предусмотренные законом, а также не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
Выявленные в
ходе проверки обстоятельства, которые
могут служить основанием для
ответственности перевозчика, должны
быть удостоверены коммерческим актом,
актом общей формы, записями в
грузосопроводительных
3.2. Права и обязанности клиента
Обязанности клиента могут быть также разбиты на основные и дополнительные. К основным обязанностям клиента относятся:
· передача грузов;
· получение грузов у экспедитора;
· уплата предусмотренного договором вознаграждения;
· возмещение понесенных экспедитором при исполнении договора расходов.
Особо выделяйся так называемая информационная обязанность клиента (ст. 804 ГК РФ). Клиент должен представить экспедитору документы и иную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных Договором. Соответственно экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а также запросить у последнего необходимые дополнительные данные. Отказ в предоставлении необходимой информации дает экспедитору право не приступать к исполнению своих обязанностей до момента ее получения.
Содержание дополнительных обязанностей зависит от особенностей каждого договора (организовать посменную работу на своих складах, обеспечить специализированный внутрипроизводственный транспорт и пр)[30] [30].
Обязанности перевозчика
подать груз соответствует обязанность
отправителя предъявить груз к перевозке.
Условия сдачи груза к
Общие условия касаются количества и наименования груза, определения его веса, тары (упаковки), маркировки и объявления ценности. Специальные — устанавливаются для грузов, перевозка которых требует соблюдения особых мер и условий их транспортировки. Так, при перевозке многих видов грузов необходимо представить сертификат их качества, а при перевозке животных и птиц — карантинные (ветеринарные) документы.
Количество и род груза, который подлежит сдаче к перевозке, определяются заявкой, договором об организации перевозок или самим договором перевозки. Замена одного груза другим допускается с согласия перевозчика. Предъявляемый к перевозке груз должен быть правильно наименован.
Грузы, нуждающиеся в предохранении от утраты, порчи или повреждения, должны предъявляться в исправной таре, соответствующей стандартам или, по крайней мере, обеспечивающей их полную сохранность. При несоблюдении этого требования транспортная организация вправе отказать в приеме груза. По усмотрению отправителя груз может быть сдан к перевозке с объявленной ценностью. Использование последней облегчает доказательство стоимости груза при его утрате и повреждении. Одним из условий, обеспечивающих сохранность и индивидуализацию груза в процессе перевозки, является его маркировка, т.е. нанесение на груз определенных надписей и условных знаков для определения принадлежности груза, его особенностей, соблюдения мер предосторожности (например, “верх”, “стекло”, “не кантовать”) и т.д.
Вес груза может быть определен:
· взвешиванием (воздушный и часто другие виды транспорта);
· по трафарету на каждом грузовом месте;
· по стандарту при перевозке грузов, упакованных в тару стандартной вместимости;
· расчетным способом (например, по обмеру или по осадке судна);
· условно (животных, автомобилей и пр.).
Способ определения веса указывается в транспортных документах. Если иное не установлено законом или договором, вес груза определяет тот, кто производит погрузку.[31] [31]
Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины.
Кроме того, просрочка
кредитора-получателя в этом случае
снимает с перевозчика
Совершая названные действия, стороны вступают в договорные отношения.
3.3. Расчеты по договору перевозки груза
Провозная плата
обычно должна быть внесена грузоотправителем
при заключении договора перевозки.
Допускается также перевод
Расчеты с автотранспортными предприятиями и организациями за перевозку грузов и по другим платежам, связанным с этими перевозками, производятся грузоотправителем (грузополучателем) в порядке, установленном договором.[32] [32]
При централизованных перевозках грузов все расчеты с автотранспортным предприятием или организацией за перевозку, экспедирование и другие, связанные с перевозкой, операции и услуги производятся грузоотправителем или грузополучателем. При этом в установленных случаях суммы, выплаченные автотранспортным предприятиям и организациям за указанные перевозку, операции и услуги, или включаются грузоотправителями в счета за отпущенную продукцию, или удерживаются грузополучателями при оплате счетов грузоотправителей за полученную продукцию. [33] [33]
Причитающиеся автотранспортным предприятиям и организациям платежи за перевозку грузов, а также за погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные операции и другие услуги вносятся при приеме заказа на перевозку, платежными поручениями, акцептованными банком, а в отдельных случаях - наличными деньгами согласно правилам СБ РФ.
В таком же порядке
грузоотправители и грузополучатели
вносят автотранспортным предприятиям
и организациям, осуществляющим централизованный
завоз (вывоз) грузов на станции железных
дорог, в порты (на пристани) и аэропорты
с выполнением транспортно- экспедиционных
операций и услуг, платежи, уплачиваемые
автотранспортными
В договорах
на перевозку грузов автомобильным
транспортом по соглашению сторон могут
предусматриваться расчеты
До внесения
провозной платы
Если автотранспортное
предприятие или организация
не приступили в течение трех дней
к выполнению заказа, полученная при
его оформлении провозная плата
должна быть возвращена грузоотправителю
или грузополучателю в сроки,
устанавливаемые договором. В случае
несвоевременного возврата провозной
платы за несостоявшуюся перевозку
груза автотранспортное предприятие
или организация уплачивает грузоотправителю
или грузополучателю штраф в
размере процента от суммы платежей
за каждый день просрочки, если данное
также предусмотрено в
Окончательный
расчет за перевозку грузов производится
грузоотправителем или
Основанием для
выписки счета за осуществленную
перевозку служат товарно-транспортные
накладные либо акты замера или акты
взвешивания груза, а за пользование
автомобилями, оплачиваемыми по повременному
тарифу, - данные путевых листов, заверенных
грузоотправителем или
4. Ответственность сторон по договору
4.1. Понятие ответственности и ее виды
Имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности в гражданском праве (гл. 25 ГК РФ).
В ст. 793 ГК РФ предусмотрено,
что в случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязательств
по перевозке стороны несут
Прежде всего
она относится к случаям
Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке ныне свойственны:
· ограничение права на взыскание части убытков;
· запрет на уменьшение или Устранение нормативной ответственности перевозчика;
· возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях.
Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК РФ ).
Она может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих договору перевозки (административный акт при поставках по государственному контракту). По своей природе такая ответственность является гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 ГК РФ устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности за неподачу транспортных средств и их неиспользование (непредъявление груза к перевозке). [35] [35]
К их числу относятся:
· непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия;
· прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом;
· иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта случаи).
Перечень этих обстоятельств в ГК РФ , уставах и кодексах рассматривается как исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и перевозчика от ответственности за несовершение действий по организации перевозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование независимо от вины, на началах предпринимательского риска.[36] [36]
Информация о работе Договор перевозки грузов автомобильным транспортом