Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:41, реферат
Любая отрасль Российского права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений, т.е. имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав. Всякое правоотношение возникает вследствие юридических фактов. В Гражданском Кодексе в ч.1 ст.8 содержится перечень юридических фактов - как оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. В свою очередь все юридические факты можно подразделить на правомерные и неправомерные действия граждан и юридических лиц, а также события. К правомерным действиям граждан, направленным на возникновение, изменение, прекращение гражданского правоотношения относят, к примеру, сделки, предусмотренные законом, а также не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению к другому лицу (например, другому перевозчику) и правила об экспедиции применяются без каких-либо изъятий. В другой — перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности и других условиях исполнения обоих договоров.[7] [7]
ГК РФ впервые
выделил договор транспортной экспедиции
в отдельную главу, хотя и раньше
самостоятельная природа этого
обязательства не подвергалась серьезным
сомнениям. Нормы, содержащиеся в этой
главе, имеют самый общий характер,
поэтому в соответствии с п. 3 ст.
801 ГК РФ должен быть принят специальный
закон о транспортно-
Более подробной
регламентации подверглась
К вопросам, не имеющим
в настоящее время специального
нормативного разрешения, могут применяться
общие положения
Элементы договора.
Субъектами договора экспедиции являются
клиент — сторона, которой оказываются
услуги, и экспедитор — сторона,
которая оказывает услуги клиенту.
Клиентами по договору могут быть
любые лица (прежде всего отправитель
и получатель груза, а также его
собственник), заинтересованные в получении
экспедиционных услуг. В качестве экспедитора
может выступать только предприниматель
(коммерческая организация или физическое
лицо), получивший лицензию на осуществление
транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедитором может быть как специализированная
организация (иное лицо), так и обычный
перевозчик (например, структурное
подразделение транспортного
Предметом договора
транспортной экспедиции являются услуги,
связанные с перевозкой груза. Такие
услуги могут быть весьма различными.
Они делятся на основные (по организации
перевозок, включая заключение договора
перевозки) и дополнительные, которые
могут охватывать любые вопросы,
касающиеся транспортировки груза.
Договор может быть заключен на полное
или частичное транспортно-
Форма договора
транспортной экспедиции—простая письменная
(ст. 802 ГК РФ). Стандартный набор
Срок, на который
заключается договор
Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. В ряде случаев могут использоваться установленные экспедитором тарифы и таксы, т. е. система ставок за выполнение тех или иных операций. Вознаграждение, уплачиваемое экспедитору, следует отличать от компенсации расходов, понесенных последним при осуществлении своей деятельности (по внесению провозной платы, платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и пр.).
Содержание договора
экспедиции образуют права и обязанности
его сторон. Содержание и объем
обязанностей экспедитора зависят
от потребностей клиента. Как отмечалось,
можно выделить выполняемые им основные
обязанности (операции, услуги), имеющие
общее значение, и дополнительные
обязанности, обусловленные индивидуальными
особенностями конкретного
Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью договора. Они включают следующие операции:
· организация перевозки груза определенным видом транспорта и по маршрут выбранному клиентом или экспедитором;
· заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента;
· обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте;
· осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).[10] [10]
При этом экспедитор может выполнять не только собственно экспедиционные функции, но и обязанности перевозчика. В последнем случае на его отношения с клиентом распространяются правила о перевозке, включая размер ответственности, сокращенный срок исковой давности и др.
В числе дополнительных обязанностей экспедитора могут быть упомянуты:
· получение требующихся для экспорта и импорта документов (сертификатов, санитарных свидетельств и иных разрешений и др.);
· выполнение таможенных и иных формальностей (оформление грузовых таможенных деклараций и пр.);
· проверка количества и состояния груза;
· погрузка и выгрузка груза силами экспедитора;
· сопровождение груза в пути;
· уплата пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на клиента;
· хранение груза в пункте назначения;
· выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.[11] [11]
Перечень дополнительных операций, которые могут осуществляться экспедитором, не является исчерпывающим. Причем к числу подобных услуг могут относиться и действия, формально не связанные с перевозкой, но относящиеся к ней в контексте особых договоренностей между клиентом и экспедитором (например, подготовка контракта с перевозчиком и т. п.).
В конкретных договорах экспедиции круг основных и дополнительных обязанностей экспедитора может быть различным. Типичными, однако, являются следующие операции:
· представление перевозчику заявок клиента;
· проверка правильности заполнения клиентом транспортных документов, получение разрешения на завоз груза к отправлению;
· приемка груза на складе клиента, доставка и сдача его транспортным организациям;
· оплата за клиента провозных платежей;
· заключение договоров перевозки;
· уведомление клиента о прибытии груза;
· раскредитование перевозочных документов на прибывший груз;
· приемка груза на станциях (пристанях, портах) и их доставка клиенту;
· участие в составлении коммерческих актов при не сохранности груза.[12] [12]
Кроме того, при транспортной экспедиции внешнеторговых грузов экспедитор обычно принимает на себя обязанности по оформлению договоров страхования груза, оплачивает таможенные и иные пошлины и сборы, оформляет грузовую таможенную декларацию, осуществляет хранение груза и др
Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим правилам путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Особенностью данного договора, как и иных договоров о представительстве, является возможность одностороннего отказа от его исполнения Любая из его сторон вправе сделать это, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок Такой срок может быть установлен и в самом договоре экспедиции. Неблагоприятным последствием одностороннего отказа является возмещение отказавшейся от договора стороной другой стороне убытков, вызванных его расторжением (ст. 806 ГК РФ).[13] [13]
2.2. Порядок заключения договора
Законодательство предусматривает три основные стадии заключения договора, которые являются общими для различных видов договоров и вступающих в отношения субъектов: направление одной стороной предложения заключить договор (“оферту”, письменно или устно), рассмотрение другой стороны оферты и дача ответа о принятии предложения (“акцепт”) получение акцепта стороной, направившей оферту.
Согласно ст.433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (ст.224 ГК РФ).[14] [14]
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Как мы видим, пункт
2 ст.433 ГК РФ для определения момента
заключения реального договора отсылает
нас к ст.224 ГК РФ , где указывается,
что передачей имущества
При заключении
требующих государственной
Договор перевозки груза заключают транспортная организация и грузоотправитель (грузовладелец). Если после доставки в пункт назначения груз подлежит выдаче самому отправителю, то круг участников обязательства перевозки этим и ограничивается. Чаще всего однако, в качестве грузополучателя указывается третье лицо, которое является контрагентом отправителя по договору (купли-продажи и др.). Ему и должен быть выдан груз в пункте назначения[15] [15].
Договор перевозки
груза определяется как соглашение,
в силу которого перевозчик обязуется
доставить вверенный ему
Из определения вытекает, что договор грузовой перевозки — взаимный и возмездный. Он считается заключенным лишь после передачи груза перевозчику и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Только на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования или чартером, является консенсуальным.
Договор перевозки груза — строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством.[16] [16]
Информация о работе Договор перевозки грузов автомобильным транспортом