Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:42, курсовая работа
Двигатель ВАЗ-1111 (11113) является «половинкой» двигателя ВАЗ 2108 (21083). Поршни в нём движутся синхронно, но рабочий такт происходит только в одном из них. Интересной особенностью двигателя ВАЗ-1111 (11113) является пара уравновешивающих валов, расположенных в картере двигателя, и представляющих из себя эксцентрики, призванные скомпенсировать момент инерции синхронного движения обоих поршней одновременно вверх и вниз. Уравновешивающие валы приводятся во вращение посредством косозубого зубчатого колеса на коленвале, со стороны маховика стартёра, и делают 1 оборот на каждый 1 оборот коленвала. Подобный механизм применялся на V-образных двигателях МеМз, которые устанавливались на автомобили серии «Запорожец»
1. Введение. Общие сведения. 2
2. Анализ параметров рабочего процесса, уровня форсирования, массогабаритных показателей двигателя ВАЗ1111(11113) «Ока». 3-5
3. Описание конструкции двигателя, узлов, основных деталей, конструктивные особенности. 6-19
4. Состав и описание систем воздухоснабжения, газораспределения, топлива, масла, пуска, реверсирования, охлаждения. 20-50
5. Сопоставление параметров и конструкции двигателя с современными аналогами. 51-52
6. Литература 53
Маховик. Маховик обеспечивает равномерное
вращение коленчатого вала при работе
двигателя и представляет собой чугунный
тщательно сбалансированный диск на обод
которого надет стальной зубчатый венец
для пуска двигателя от стартера. Маховик устанавливается на задний фланец
коленчатого вала в строго определённом положении,
для чего болты крепления маховика расположены
несимметрично, и центрируется. Для точного центрирования
маховика служит бурт самого фланца, либо
установочные штифты.
Подшипники.
Подшипники коленчатого вала. Подавляющее
большинство коленчатых валов двигателей
современных автомобилей вращаются в
подшипниках скольжения - вкладышах. Коренные вкладыши устанавливаются в опоры
и крышки коленчатого вала и центрируются
в них с помощью замков. Шатунные вкладыши устанавливаются
в постели крышки и нижней головки шатуна.
Замок вкладыша представляет собой «усик»
шириной до 4,0 мм, отогнутый при изготовлении
вкладыша. Основой вкладыша является стальная
лента, на которую наносят слой антифрикционного
материала (т.е. материала, уменьшающего
трение), состоящего из алюминиевого сплава
с различным содержанием свинца, олова,
сурьмы, кремния и меди. Общая толщина
вкладышей современных двигателей 1,0 –
2,5 мм. Во вкладыше выполняется канавка
и/или отверстие для подвода масла к шейке
коленчатого вала. Вкладыши разных двигателей
по составу антифрикционного состава
могут сильно отличаться. От осевого перемещения
коленчатый вал удерживается упорными подшипниками, выполненными в виде колец или полуколец
и устанавливаемых в центральной или задней
коренной опоре коленчатого вала. Материал,
из которого изготавливаются упорные
подшипники, идентичен материалу вкладышей.
Гораздо реже в автомобильном двигателестроении,
для коленчатых валов применяют подшипники качения (шариковые,
роликовые или игольчатые). Существенным
преимуществом подобной конструкции является
то, что подшипники качения не требуют
смазки под давлением.
Устройство двигателя ВА3 1111, 11113
Рис.2 Устройство двигателя ВАЗ 11113 (1111) 1 - поддон картера; 2 - уравновешивающий вал; 3 - блок цилиндров; 4 - маслоприемник; 5 - крышка первого коренного подшипника; 6 - масляный насос; 7 - шкив привода генератора; 8 - коленчатый вал; 9 - зубчатый ремень привода распределительного вала; 10 - зубчатый шкив насоса 11 - масляный фильтр; 12 - натяжной ролик; 13 - распределительный вал; 14 - зубчатый шкив 15 - крышка головки цилиндров; 16 - крышка маслозаливной горловины; 17- корпус подшипников 18 - топливный насос; 19 - корпус вспомогательных 20 - эксцентрик для привода 21 - датчик момента 22 - регулировочная шайба; 23 - толкатель клапана; 24 - направляющая втулка клапана; 25 - клапан; 26 - седло клапана; 27 - датчик указатели температуры охлаждающей жидкости; 28 - поршень; 29 - шатун; 30 - указатель уровня масла; 31 - маховик; 32 - шестерня привода 33 - шестерня уравновешивающего вала; 34 - держатель заднего сальника коленчатого вала.
Двигатель ВА3 11113
Бензиновый, четырехтактный, двухцилиндровый,
четырехклапанный, рядный, с верхним
расположением
Двигатель ВА31111
Конструктивно двигатель мод. 1111 подобен двигателю мод. 11113; поэтому ниже описаны, в основном, лишь их различия (связанные с размерами деталей). Номинальный диаметр цилиндров блока мод. 1111 - 76 мм. Класс цилиндра маркируется латинскими буквами на нижней плоскости блока в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А - 76,00-76,01, В - 76,01-76,02, С - 76,02-76,03, D - 76,03-76,04, Е - 76,04-76,05. Диаметр поршня, в мм (для номинального размера): А - 75,965-75,975, В - 75,975-75,985, С - 75,985-75,995, D - 75,995-76,005, Е - 76,005-76,015. Поршневые пальцы также отличаются; однако, их маркировка и способ подбора к поршню и шатуну аналогичны. Отличаются величины дисбаланса коленчатого вала, уравновешивающих (балансирных) валов, маховика, шкива привода генератора. Для двигателя мод. 1111 эти детали выпускаются без меток, для двигателя мод. 11113 предусмотрены отличительные. Отличаются головка цилиндров и ее прокладка. В головке цилиндров меньше диаметр впускных каналов и седел впускных клапанов (35 мм вместо 37 мм). В прокладке меньше диаметр отверстий под цилиндры. |
Рис.3 Общий вид двигателя ВАЗ 11113 (1111)
Расположение цилиндров двигателя
Рис.4 Расположение цилиндров двигателя.
Двигатель ВАЗ-1111 – рядное расположение цилиндров ( на рисунке 4 соответствует номеру 1)
17
Корпусные детали двигателя
Рис.5 Корпусные детали двигателя.
Рис.6 Схемы расположения кривошипов коленчатых валов разных двигателей и порядок работы цилиндров двигателей.
Механизм
Находят применение следующие типы ГРМ:
1) с верхним расположением клапанов (двигатели OHV);
2) с нижним расположением клапанов (встречаются
редко); 3) размещением распределительного
вала на головке блока цилиндров (двигатели ОНС);
4) размещением распределительного вала
в блоке цилиндров.
По числу клапанов, приходящихся на один
цилиндр двигателя, следует различать
газораспределительные системы классической
конструкции - с двумя клапанами на цилиндр,
и многоклапанные системы, с тремя – шестью
клапанами на цилиндр. Для привода многоклапанных
систем используются схемы DOHC – двигатели
с двумя верхними распределительными
валами.
Детали ГРМ для удобства можно объединить
в следующие группы:
1). Распределительный вал и детали привода РВ; 2). Детали клапанной группы; 3). Детали привода клапанов и передаточные детали.
Распределительный вал (РВ) обеспечивает
своевременное открытие и закрытие клапанов.
Вал классической конструкции кулачкового типа
имеет кулачки управления впускными и
выпускными клапанами и опорные шейки
На валу может располагаться шестерёнка
привода масляного насоса и распределителя
зажигания и эксцентрик привода топливного
насоса карбюраторных двигателей. Валы
изготавливаются из сталей методом штамповки
или отливаются из высокопрочного чугуна,
легированного хромом, никелем, молибденом
и др. металлами. Шейки и кулачки вала шлифуются
и подвергаются закалке отбеливанием
или токами высокой частоты. Опорными
шейками вал устанавливается в опорах
(подшипниках скольжения) и закрепляется
крышками. Опоры и крышки опор могут быть
объединены между собой в корпус подшипников распределительного
вала. От осевого
перемещения распределительный вал удерживается
упорным подшипником. Смазка опор осуществляется
под давлением. Масло в подшипник поступает
по каналам, выполненным в опорах и/или
в самом валу. Кулачки смазываются принудительно
(под давлением) или разбрызгиванием.
Распределительный вал приводится в движение
от коленчатого вала двигателя зубчатым
ремнём, цепью или зубчатой передачей
(шестернями). Цепной и ременный привод
РВ имеют систему натяжения цепи (ремня).
К деталям клапанной
группы относятся впускные и выпускные
клапаны, сёдла клапанов, направляющие
втулки клапанов со стопорными кольцами
и уплотнениями клапана (сальниками
клапана), клапанные пружины, тарелки,
шайбы и конические разрезные «сухари».
Клапаны.
Основными элементами клапана являются головка и стержень.
Клапаны изготавливаются из прутковой
стали способом её высадки. Для изготовления
впускного клапана применяют хромистую
или хромокремнистую сталь. Выпускные
клапаны работают в условиях высоких температур,
и во избежание быстрого выгорания производятся
из жаропрочных сильхромовых или хромоникельмарганцовистых
сталей. При этом стержень и головка выпускных
клапанов может изготавливаться из разных
сталей и соединяться между собой сваркой.
Стержень выпускного клапана иногда делается
полый. Полость заполняется жидким металлическим
натрием, который при работе клапана способствует
переносу тепла от сильно нагретой головки
клапана в стержень. Поверхность стержня
шлифуют и иногда хромируют для повышения
износоустойчивости. Рабочей поверхностью
тарелки (фаской) клапан
плотно прилегает к седлу, запрессованному
в головку блока цилиндров.
Сёдла клапанов для алюминиевых головок
блока выполняются из жаропрочного чугуна
(реже стали) и устанавливаются в головку
с натягом 0,09 – 0,12 мм с последующей завальцовкой
материала головки на седло. Неплотная
посадка клапана в седле, является основной
причиной его выхода из строя (прогорания)
и разгерметизации камеры сгорания.
Направляющие втулки клапанов изготавливаются
из чугуна, бронзы или металлокерамики
и запрессовываются в головку цилиндров
блока (или в блок цилиндров, при нижнем
размещении клапанов) с натягом 0,04 – 0,08
мм. Через направляющую втулку проходит
стержень клапана. Втулка может иметь
посадочный поясок для установки сальника
клапана (маслосъёмного колпачка),
уплотняющего стержень клапана и предотвращающего
попадание излишек масла по стержню клапана
в камеру сгорания. При этом для улучшения
смазки стержня клапана, по внутренней
поверхности направляющей втулки выполняют
спиральную канавку («резьбу») с шагом
2 – 3 мм, в которой удерживается масло. Зазор между стержнем клапана и втулкой
регламентируется изготовителем и для
большинства двигателей устанавливается
в пределах 0,04 – 0,08мм у впускных клапанов
и 0,06 – 0,12мм у выпускных.
Пружины клапанов возвращают клапан на
седло после снятия с него нагрузки от
кулачка распределительного вала, удерживают
клапан в закрытом положении, обеспечивая
его плотную посадку в седле, и предотвращают
разрыв кинематической связи между передаточными
деталями и клапаном. На один клапан устанавливается
одна или две пружины (внутренняя – малая,
и наружная – большая). Витки большой и
малой пружин имеют противоположную навивку.
Пружина надевается на стержень клапана
и закрепляется на его конце через опорную
тарелку с помощью разрезных конических
сухарей.
В зависимости
от конструкции
Привод
клапанов с помощью коромысел имеет следующие детали: коромысло, ось коромысел, штангу, промежуточный
толкатель.
Коромысла изготавливаются из чугуна
или стали и устанавливаются на оси коромысел
через бронзовую втулку или без неё. В
зазор между коромыслом и втулкой поступает
масло. Одно плечо коромысла опирается
через промежуточный толкатель на торец
клапана, другое на кулачок распределительного
вала или штангу (при нижнем расположении
распределительного вала). В плече коромысла,
опирающегося на клапан, устанавливается
винт с контргайкой или эксцентрик, с помощью которого
производится регулировка теплового зазора между торцом
клапана и деталями привода клапана. Зазор компенсирует тепловое удлинение
стержня клапана при нагревании и в обязательном
порядке контролируется при проведении
очередного ТО. Величина зазора регламентируется
заводом изготовителем и для двигателей
различных конструкций составляет 0,15
– 0,40 мм (в среднем 0,20 – 0,25 мм).
Ось коромысел представляют собой стальную
трубку с точно обработанной поверхностью.
Ось (оси) закрепляется на головке блока
цилиндров в специальных отверстиях или
болтами на крышках распределительного
вала.
Привод
с помощью рычагов имеет следующие детали: рычаг, опору рычага и прижимную пружину.
Рычаг изготавливается из стали. Поверхность
рычага, контактирующая с кулачком распределительного
вала, упрочняется закалкой токами высокой
частоты или иным образом. Одним плечом
рычаг опирается на торец клапана, другим
на шаровидную головку опорного болта
или втулку гидравлического толкателя (гидрокомпенсатора). Упорный
болт вкручивается в стальную втулку,
установленную на резьбе в теле головки
блока цилиндров и удерживается от самопроизвольного
выкручивания контргайкой. С помощью упорного
болта производится регулировка теплового
зазора в приводе клапанов.
Привод
с помощью цилиндрических толкателей. Цилиндрический
толкатель представляет собой стальной
стаканчик, установленный на стержне клапана
в специальном отверстии головки блока.
На толкатель через стальную регулировочную
шайбу воздействует кулачок распределительного
вала (в некоторых конструкциях регулировочная
шайба устанавливается под толкатель
на торец стержня клапана).
Привод
клапанов с гидравлическими толкателями. Гидравлические
толкатели могут устанавливаться со всеми
типами приводов клапанов. В конструкциях,
где применяются гидротолкатели, отсутствует
зазор в приводе, что обеспечивает безударное
набегание и сход кулачка распределительного
вала с толкателя, уменьшает шум при работе
и устраняет колебания в механизме.
Для получения оптимальных характеристик двигателя при различных частотах вращения коленчатого вала возникает необходимость управлять временем открытия – закрытия впускных и выпускных клапанов (фазами газораспределения). При относительном увеличении времени (или степени) открытия впускного клапана улучшается наполнение цилиндра топливно-воздушной смесью. При относительном увеличении времени (или степени) открытия выпускного клапана, улучшается очистка цилиндра от отработавших газов. Существует достаточно много конструкций, позволяющих манипулировать работой клапанов. Конструкция позволяет изменять фазы газораспределения путём изменения высоты подъёма клапанов, что достигается применением распределительного вала с кулачками, имеющими криволинейный профиль. Распределительный вал в подобных конструкциях имеет возможность осевого перемещения.
Газораспределительный
механизм ВАЗ 11113 (1111) клапанного типа, с верхним
расположением клапанов,
распределительный вал (РВ) классической
конструкции кулачкового типа, привод газораспределительного
механизма - зубчатым ремнем, по числу
клапанов, приходящихся на один цилиндр
двигателя - с двумя клапанами на цилиндр,
привод с помощью цилиндрических толкателей.
Информация о работе Анализ параметров рабочего процесса двигателя ВАЗ 1111