Анализ деятельности службы сервиса на примере ПТ ЗАО «БелГАЗавтосервис»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить значение сервиса в товарной политике.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации сервиса на предприятии.
2. Провести анализ деятельности службы сервиса на примере ПТ ЗАО «БелГАЗавтосервис».

Содержание

Введение
1 Организация сервиса на предприятии
2 Анализ деятельности службы сервиса на примере ПТ ЗАО «БелГАЗавтосервис»
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

особенности организации автосервиса.docx

— 44.59 Кб (Скачать)

Послепродажный послегарантийный сервис проводится за плату, а его  объем и цены определяются условиями  контракта на данный вид сервиса, прейскурантами и иными подобными  документами.

Некоторые виды послепродажного  сервиса носят название технического обслуживания (ТО). Как правило, это  разного рода осмотры, ремонты, проверки в необходимых сочетаниях, определяемых временем, прошедшим с начала эксплуатации изделия и/или последнего технического обслуживания данного вида. Входящие в ТО работы определяются и видом  исследования.

В мировой практике сложилось 6 основных вариантов организации  системы сервиса:

1. Сервис ведется  исключительно персоналом производителя.  Данный вариант рекомендуется,  когда реализуемые изделия (техника)  сложны, покупателей немного, а  объем сервиса велик и требует  высококвалифицированных специалистов. Прямой контакт между персоналом (продавцами и покупателями), свойственный  этому варианту, особенно важен,  когда изготовитель только вводит  товар на рынок; любые неисправности  устраняются быстро и без широкой  огласки, а конструкторы получают  данные о результатах работы  изделий в реальных условиях  эксплуатации.

2. Сервис осуществляется  персоналом филиалов предприятия-изготовителя. Данный вариант обладает всеми  преимуществами варианта 1 и, кроме  того, максимально приближает оперативных  работников сервиса к местам  использования техники. Рекомендуется  на этапе достаточно широкого  распространения товара, когда число  покупателей значительно увеличилось.

3. Сервис поручается  независимой специализированной  фирме. Данный вариант особенно  выгоден при сервисе товаров  индивидуального потребления и  массового спроса. В данном случае  с изготовителя (поставщика) полностью  снимаются все заботы о проведении  сервиса, но требуются значительные  отчисления в пользу посредника.

4. Для выполнения  сервисных работ привлекают посредников  (агентские фирмы, дилеры), несущих  полную ответственность за качество  и удовлетворение претензий. Данный  вариант обычен при сервисе  автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной  и дорожно-строительной техники.  Посредник (дилер), сфера деятельности  которого охватывает лишь часть  национального рынка, хорошо знает  своих покупателей, условия эксплуатации  техники в местных условиях, квалификацию  специалистов-эксплуатационников.

5. Для сервиса  создается консорциум производителей  отдельных видов оборудования, а  также деталей и узлов. Данный  вариант предпочтителен при сервисе  достаточно сложной техники - морских судов, тяжелых транспортных  и пассажирских самолетов, электростанций. При этом генеральному поставщику  не надо тратить средства на  подготовку персонала по множеству  специальностей. Специализация позволяет  улучшать качество сервисных  работ, однако между покупателем  и поставщиком образуется промежуточное  звено - генеральный поставщик.

6. Работы, относящиеся  к техническому обслуживанию, поручаются  персоналу предприятия-покупателя. Данный вариант применяют, когда  технику эксплуатирует предприятие,  само являющееся производителем  сложного промышленного оборудования, т. к. оно располагает высококвалифицированными  кадрами рабочих и инженерно-технического  персонала, способными после обучения  у поставщика (или на месте  эксплуатации техники) вести все  необходимые работы по техническому  обслуживанию.

С середины 80-х гг. в сервис - центрах все более  широкое распространение получает диагностика состояния техники  с помощью специальной аппаратуры. В настоящее время диагностическая  работа выделяется в специализированное направление деятельности. Диагностика - высокоэффективный метод, хорошо зарекомендовавший  себя при обслуживании сложной техники: электростанций, самолетов, дорожно-строительных машин, автомобилей и т. п.

Для организации  сервиса на предприятии необходимо создание полномасштабной службы сервиса  предприятием - изготовителем. Это возможно при определенных условиях. Во-первых, - это значительные размеры производства и сбыта; во-вторых, особенности производимой продукции (например, изготовители уникального производственного оборудования нередко не имеют таких служб, а формируют, к примеру, группы монтажников, технических консультантов); в-третьих, значительный территориальный охват сбытовой деятельностью.[4, c. 383]

Структура службы сервиса  обычно представлена центральным и  периферийным аппаратом. Последний  максимально приближен к основным местам эксплуатации приобретаемой  у изготовителя техники.

Центральная служба (отдел) сервиса обычно (в случае обслуживания средств производственного  назначения) состоит из подразделений: инженерного (технического), планирования производства товаров и технического обучения. Задача технического подразделения  – сбор и обработка технической  информации необходимой для решения  вопросов, связанных с выпуском новых  товаров и совершенствованием существующих. Подразделение по планированию производства товаров участвует в исследовании рынков, дает рекомендации о производстве новых и модернизации существующих товаров. Подразделение технического обучения проводит курсы повышения  квалификации персонала предприятия  и покупателей, разрабатывает учебные  материалы.

Для производителей сложной бытовой техники и  массовых товаров производственного  назначения характерна несколько иная структура службы сервиса: добавляются  подразделение (отдел) запасных частей и подразделение периферийных сервисных  комплексов. Предприятия (фирмы), выпускающие  разнообразные товары индивидуального  потребления, нередко выделяют в  специальные отделы службы сервиса  специалистов, занятых обслуживанием  особо важных (или особо массовых) групп товаров.

В периферийный сервисный  комплекс (центр), работа которого направлена на определенный район страны, входят пункты технического обслуживания, передвижные  мастерские, сервисные автомобили, склады запасных частей и классы (стационарные или передвижные) для обучения персонала  покупателей товаров производственного  назначения.

Структура и функции  сервис-центра зависят от характера  обслуживаемого оборудования и масштабов  деятельности. На рисунке 2 представлена примерная схема для такого рода центров, обслуживающих крупногабаритное производственное оборудование. 

 

Рисунок 2 - Примерная  структура сервис-центра по техническому обслуживанию горношахтного оборудования. (На примере американской фирмы “Joy”)

Примечание –  Источник: [2, c. 193, рисунок 4]

В обязанности дилерского (технического) центра входит:

1.  гарантийное  обслуживание всей техники фирмы-изготовителя, находящейся в эксплуатации в  закрепленном регионе; 

2.  выполнение  на новой технике всего комплекса  работ по обеспечению ее эффективной  эксплуатации;

3.  организация  оперативного выполнения регламентных  работ по обслуживанию техники  и устранению отказов; 

4.  рассмотрение  претензий потребителей и решение  всех возникающих при этом  вопросов;

5.  контроль за  выполнением правил эксплуатации  техники, обучение механизаторов; 

6.  послеуборочное  обследование, контроль за соблюдением  правил консервации и хранения, восстановление гарантийной техники; 

7.  по договору  с потребителем устранение отказов,  вызванных нарушением правил  эксплуатации, реализация запчастей,  ремонт не гарантийной техники. [3]

Эффективность работы службы сервиса можно оценить  по следующим критериям:

•  номенклатура и количество;

•  качество;

•  время;

•  цена;

•  надежность предоставления сервиса.

Критерий «номенклатура  и количество» сервиса характеризует  количество отказов покупателей  от уже оформленной покупки или  какой-либо услуги в общей массе  покупок или услуг за анализируемый  период. Оценка критерия осуществляется путем сравнения относительной  величины критерия у продавца со среднерыночным значением. Например, если по первому  виду сервиса - сервису удовлетворения потребительского спроса - среднерыночное значение этого критерия равно 3 % отказов  от объема оформленных продаж за анализируемый  период, а у отдельного продавца - 4%. Значит, последнему необходимо принимать  меры по улучшению этого критерия путем улучшения качества сервиса  и других факторов конкурентной борьбы.

Любой критерий по каждому  виду сервисного обслуживания для анализа  и оценки рекомендуется подразделять на пять зон:

1) критерий больше  верхнего предела (например, 3- или  5-процентного уровня);

2) критерий меньше  верхнего уровня;

3) критерий равен  среднему рыночному значению  данного критерия;

4) критерий больше  нижнего предела (находится между  средним рыночным значением и  нижним пределом);

5) критерий меньше  нижнего предела (рис. 10.1).

 

Рис. 3 - Зоны для оценки эффективности сервиса

Примечание –  Источник: [1, c. 134, рисунок 6]

Динамика точек  А, Б, В и Г на рис. 3 показывает, что изготовитель принимает меры по улучшению сервисного обслуживания потребителей.

Аналогично можно  проводить анализ и оценку сервисного обслуживания и по критериям: «качество» (насколько товар по уровню качества отвечает требованиям либо рынка, либо стандарта, либо договора и т. д.); «время»  поставок или выполнения других услуг  в соответствии с нормативными или  другими документами; «цена», «надежность  предоставления сервиса» (по времени, количеству и качеству).

 Качество сервиса  есть ключ к коммерческому  успеху. Мировая практика выработала  определенные правила организации  эффективного сервиса, суть которых  состоит в следующем.

Сервис должен быть обещан покупателю. Иначе говоря, текст  с описанием содержания сервиса, оказываемого предприятием, должен быть доведен до покупателей данного  сегмента рынка. Предварительно следует  изучить, какой именно уровень сервиса  покупатели этого сегмента считают  отличным.

Гарантии сервиса  и его качества должны быть более  обширными, чем ожидает покупатель. В этом случае они вызывают положительные  эмоции и стремление продолжать контакт  с источником таких эмоций. Любые, даже мимолетные контакты с покупателем  должны развивать и закреплять положительную  оценку покупателем службы сервиса  предприятия.

Персоналу службы сервиса  следует ясно представлять, какое  именно качество работы от него ожидают. Для этого должны быть разработаны  стандарты обслуживания для каждого  сотрудника службы.

Под стандартами  обслуживания понимаются правила работы сотрудников сервисного комплекса (сервис-центра). Эти правила обязательны  для исполнения, чтобы гарантировать  высокое качество всех производимых операций и удовлетворять требования потребителей. Стандарты обслуживания - это организационно-инструктивные  и отчасти методические документы, разрабатываемые совместно системотехниками, специалистами сервиса и экономистами фирмы. В них отражаются требования к целям, организации, технологии и  обеспечению отдельных видов  сервисных работ, выполнение которых  гарантирует высокую степень  удовлетворенности покупателя. У  этих документов многоцелевое назначение, поскольку они одновременно выступает  и как рабочая инструкция, и  как контрольно-оценочный материал и даже как мини-учебник для  начинающих работников. Система таких  стандартов формирует основу качественного  сервиса. [9]

Для того чтобы сотрудники службы сервиса овладели стандартами  обслуживания, применяют систему  обучения и тренировку. Во время  освоения стандартов обучаемые знакомятся с состоянием дел на предприятии, его продукцией, престижными покупателями, описанием наиболее рациональных приемов  деятельности. Основная часть обучения посвящается освоению правил и способов грамотного ведения сервиса, умению создавать благоприятный психологический  климат общения между сотрудником-продавцом  и покупателем-посетителем сервисного пункта. Подробно разбираются типичные ошибки и даются рекомендации, как  их избежать. Часто занятия проводятся методом деловой игры.

В стандарт обслуживания для оценки качества работы сотрудника сервисной службы могут входить, например, следующие показатели:

•  динамика роста  продаж в натуральном и денежном выражениях;

•  достижение намеченного  объема продаж;

•  обеспечение  заданного отношения «объем запасов  запчастей /оборот», и т. п.

Информация о работе Анализ деятельности службы сервиса на примере ПТ ЗАО «БелГАЗавтосервис»