Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве России, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования.
Значение образования в современном мире велико, оно является важнейшим фактором формирования качества экономики и общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ 9
1.1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОРИЯ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ 9
1.2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ 17
1.3 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 21
1.4ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОНОСИТЕЛЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.89 Кб (Скачать)

    Готовясь  к проведению киноурока, учитель  должен внимательно просмотреть  кинофильм. В ходе просмотра фильма следует отметить кадры, к которым  учитель должен привлечь внимание учащихся. Учитель должен объяснить новые  понятия. Некоторые новые слова  могут предварительно не объясняться, если обозначаемые ими предметы, явления  или понятия хорошо известны учащимся и о их значении легко догадаться по контексту.

    После такой подготовительной работы, учителю  необходимо позаботиться о чёткой организации  киноурока. Учитель должен кратко остановиться на названии кинофильма.

    В некоторых случаях необходимо дать краткие пояснения о месте  и времени действия.

    Перед учащимися можно заранее поставить  определённую задачу, например, предложить им определить основную мысль фильма, высказать своё мнение к действующим  лицам и т.д.

    Работа  с кинофрагментами состоит из следующих четырёх этапов:

    1. Работа с незнакомыми словами.

    2. Вступительная беседа.

    3. Просмотр кинофрагмента.

    4. проверка понимания кинофрагмента.

    Главная задача, которая стоит перед учителем на данном этапе, - это проверка понимания  учащимися содержания кинофрагмента. Здесь можно рекомендовать следующие  приёмы работы:

    Такое ценное качество видео, как сочетание  яркой формы кинонаглядности  с возможностью многократного предъявления, с каждым годом находит всё  большее признание в качестве эффективного обучающего средства при  изучении истории и обществознания. Особенность видеофильмов заключается  в том, что они могут изображать коммуникативные ситуации наиболее полно. Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие. Материал урока должен соответствовать уровню знаний учеников на данном этапе обучения. При подборе материала надо учитывать также возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

    Демонстрация  видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям  методики преподавания истории и  обществознания.

    Таким образом, значение видеофильма определяется, прежде всего, возможностями его  как особого устройства для передачи информации и организации её запоминания.

    Глава 2. Методика применения информационных технологий на различных этапах урока технологии

 

    Компьютерные  технологии заняли прочное место  в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня  не возникает сомнений в необходимости  и эффективности их использования. Состояние современного образования  таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности  учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной  работы и от профессионализма и компетентности преподавателя.

    Арсенал методов обучения, используемый в  современной школе, разнообразен: от традиционных педагогических до современных  компьютерных технологий.

    Образование - непрерывный и динамичный процесс  и основная задача школы - создание индивидуальной заинтересованности в  приобретении знаний, умения применять  их в повседневной жизни. Большую  роль играет здесь способность учителя  заинтересовать ученика, в том числе, и посредством применения компьютерных технологий.

    Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного  цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона. Компьютер-средство связи ученика с учителем, лаборантом, другими учениками.

    Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к историческая наука, включая описание прошлого и  настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами и художественными  образами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений.

    Применение  компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А  также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, проблемно-поисковый.

    На  уроках истории с применением  ИКТ продолжается работа по закреплению  учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую  деятельность.

    У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень  самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

    Работа  с компьютером дает возможность  проявлять творчество, индивидуальность, избежать формального подхода при  подготовке домашнего задания. Подготовка презентаций - творческий процесс, часто  совместная деятельность учителя и  ученика. Презентации эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет  быстрее и глубже воспринимать изучаемый  материал. Например, при изучении темы "Россия в начале XX века" можно  использовать видеофрагмент фильма С. Говорухина "Россия, которую мы потеряли". При подготовке презентации  ученик проводит огромную исследовательскую  работу, использует большое количество источников информации, проявляет творческий подход к изучаемому предмету. В  процессе демонстрации презентации  приобретает опыт публичных выступлений, может выступить в роли учителя.

    Использование ИКТ даёт возможность проведения интегрированных уроков, например, истории и МХК. Тема урока "Культура России в ХХ веке". При подготовке к уроку учащиеся получают опережающее  задание, выполнение которого требует  использование средств ИТ. На уроке  работают в группах, получив индивидуальные задания, с компьютером, принтером, сканером, извлекают информацию в Интернете, с электронной почтой, принимают самостоятельные решения на поставленные учителями задачи.

    Компьютер - это инструмент. Как и любой  инструмент, он зависим от того, кто  его применяет. Ждать от применения компьютера небывалой результативности уроков, по меньшей мере, наивно.

    У учителя может вызывать дискомфорт и отторжение использование компьютера. Компьютер - элемент молодежной культуры, и кажется, что ученики знают  его возможности лучше, чем большинство  учителей. Однако, это не совсем так. Ведь основная масса детей использует компьютер для двух вещей - игры и  общения в Интернете. Очень многие подростки не воспринимают компьютер  как свой рабочий инструмент, и  часто не ассоциируют компьютер  с учебным процессом. Конечно, существует группа учеников, которые разбираются  в программах лучше учителя, но задача учителя - показать возможности компьютера в постижении учебного предмета, а  что касается неизвестных программ, то их незнание вряд ли может повлиять на компетенцию учителя.

    Компьютерные  технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых  является компьютер.

    Компьютерные  технологии осуществляются в 3х вариантах:

    1)"Проникающая"  технология. (Применение компьютерного  обучения по отдельным темам,  разделам, для отдельных дидактических  задач)

    2) Основная.

    3) Монотехнологическая.

    Акцент  целей:

    Формирование  умений работать с информацией, развитие коммуникационных способностей.

    Дать  ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить.

    Формирование  умений принимать оптимальные решения.

    Концептуальные  положения.

    Обучение - это общение ребёнка с компьютером.

    Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка.

    Диалоговый  характер обучения.

    Управляемость: в любой момент возможна коррекция  учителем процесса обучения.

    Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой  работы.

    Психологический комфорт.

    Неограниченность  обучения.

    Компьютерные  средства обучения называются интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог. Компьютер можно  использовать на всех этапах урока. При  этом на различных этапах урока он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

    В функции учителя компьютер представляет:

    источник  учебной информации (частично или  полностью заменяющей учителя)

    наглядное пособие нового уровня с возможностями  мультимедиа и телекоммуникациями)

    индивидуальное  информационное пространство.

    тренажёр.

    средство  диагностики и контроля.

    В функции рабочего инструмента компьютер  выступает как:

    средство  подготовки тестов, их хранение.

    текстовой редактор.

    графопостроитель, графический редактор.

    средство  моделирования.

    Работа  учителя в компьютерной технологии включает следующие

    Функции:

    Организация учебного процесса на уровне класса в  целом, предмета в целом;

    Организация внутри классной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутренней сетью;

    Индивидуальное  наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный человеческий контакт с ребёнком;

    Подготовка  компонентов информационной среды (виды учебного демонстрационного оборудования).

    Использование современной вычислительной техники  позволяет учителю повысить эффективность  обучения, рационально использовать учебное время. Следует отметить некоторые варианты использования компьютера в учебной деятельности:

    создание  дидактического материала для урока;

    применение  готового программного обеспечения  по истории;

    применение  ПО, разработанного самими учителями  и учениками с использованием редактора презентаций и специальных  офисных средств. 

    Таким образом можно выделить выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:

    1. Автоматизируется отработка базовых  навыков за более короткий  промежуток времени, за счет  увеличения объёма выполненных  заданий.

    2. Повышается интерес, интеллектуальная  активность и работоспособность  учеников.

    3. Ученик имеет возможность контролировать  темп деятельности и уровень  сложности, тем самым обеспечивается  уровневая дифференциация.

    4. Компьютер помогает учителю проконтролировать  не только окончательные, но  и промежуточные результаты, количество  допущенных ошибок, тут же выявить  пробел в знаниях и спланировать  дальнейшую работу. 

                                               Заключение

    На  современном этапе развития общества обновление школ возможно лишь на путях  разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовки профессиональных педагогов. Именно поэтому на сегодняшний  день так важно внедрение инновационных  технологий и систематическое пользование  персональным компьютером в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности истории и обществознания.

Информация о работе Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении