Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:45, курсовая работа
Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве России, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования.
Значение образования в современном мире велико, оно является важнейшим фактором формирования качества экономики и общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ 9
1.1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОРИЯ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ 9
1.2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ 17
1.3 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 21
1.4ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОНОСИТЕЛЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Печатный
станок решительно изменил мир: обеспечил
быстрое создание и распространение
материалов, способствовал
В дальнейшем открытие Гутенберга повлекло за собой развитие форм связи, оперативного обмена информацией - от газет до телевидения и Internet.
Вопрос
о роли современных информационных,
а в последнее время и
Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.
Говоря
об информационной технологии, в одних
случаях подразумевают
В
контексте образования мы будем
руководствоваться последним
Таким
образом, ИТО следует понимать как
приложение информационных технологий
для создания новых возможностей
передачи знаний (деятельности педагога),
восприятия знаний (деятельности обучаемого),
оценки качества обучения и, безусловно,
всестороннего развития личности обучаемого
в ходе учебно-воспитательного
Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).
В
то же время эти программные средства
никогда не обеспечивали всех потребностей
педагогов. Начиная с 60-х гг., в
научных центрах и учебных
заведениях США, Канады, Западной Европы,
Австралии, Японии, России и ряда других
стран было разработано большое
количество специализированных компьютерных
систем именно для нужд образования,
ориентированных на поддержку разных
сторон учебно-воспитательного
Для
соответствующих ИТО в
CBL | Computer Based Learning | Изучение на базе компьютера |
CBT | Computer Based Training | Обучение на базе компьютера |
CAA | Computer Aided Assessment | Оценивание с помощью компьютера |
CMC | Computer Mediated Communications | Компьютерные коммуникации |
В определенном смысле подобная классификация является весьма условной, поскольку в ней, по сути дела, происходит пересечение отдельных технологий.
В этом можно убедиться, рассмотрев более детально каждую из них.
Компьютерное
программированное обучение - это
технология, обеспечивающая реализацию
механизма программированного обучения
с помощью соответствующих
Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.
Изучение
на базе компьютера отличает от предыдущей
технологии то, что если там возможно
использование самых
Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.
Оценивание
с помощью компьютера может представлять
собой и самостоятельную
Для
того чтобы понять, на сколько интенсивно
сегодня информационные технологии
применяются учителями истории
в школе и на сколько это
приемлемо для учеников, было опрошено
75 учеников из 2-х школ города Воронежа,
учащихся 5 и 10 классов. Им было предложен
перечень вопросов с вариантами ответов.
Результаты опроса сведены в таблицу:
Вопросы | Никогда | Редко | Часто |
1.
Как часто вы имеете |
52% |
48% |
0% |
2. Как часто на уроке истории используются видеоносители? | 21% | 52% | 27% |
3.
Как часто уроки истории |
24% | 76% | 0% |
4.
Как часто используется (тестирование) |
0% |
52% |
48% |
5.
Как часто учитель истории
задаёт вам домашнее задание,
для которого необходимо |
0% |
25% |
75% |
Результаты опроса показали, что, к сожалению, на сегодняшний день информационные технологии применяются редко. Это происходит по двум причинам:
- низкая степень оснащённости школ компьютерами и мультимедийным оборудованием.
- консервативные взгляды преподавателей, которые, вероятно, по причине неумения работать с новыми информационными технологиями отказываются от их применения.
Для решения этих задач государство проводит активную политику в области образования.
С
целью выяснения обеспеченности
школ компьютерами мною посещалось Главное
управление образования Воронежской
области. Начальник отдела информатизации
Биренбаум М.И. пояснил, что задача
обеспеченности новыми технологиями решается
через соответствующие
Целенаправленная работа дала свои результаты. По сведениям управления образованием Воронежской области оснащённость компьютерами в 2007 году составляла - один компьютер на 24 ученика. Для сравнения можно привести статистику за предыдущие годы, так в 2001 году один компьютер приходился на 350 учащихся, а в 2003 на 64.
В школах появились компьютерные классы (1-2 на школу), осуществлено подключение к высокоскоростному Интернету. В 2007 году - 99,9% школ уже имели высокоскоростной канал (в 2001 - 3% низкоскоростного).
Быстрыми
темпами растёт обеспеченность компьютерными
программами, если в 2001 году только 20% школ
имели лицензионные программы, то в
2007 году - все школы были обеспеченны
ими в рамках национального проекта.
Этому способствовал
Этому
предшествовало подписанное накануне
Стратегическое соглашение о сотрудничестве
между ООО "Майкрософт Рус" с
одной стороны и Советом
Основной
целью подписанного Соглашения является
решение задач по развитию инновационных
подходов в преподавании дисциплин
и использовании информационных
технологий в повседневной деятельности
учебных заведений, обеспечению
свободного владения информационными
технологиями профессорско-
Медленнее и сложнее решается проблема качественной подготовки педагогических кадров к эффективному применению возможностей информационных технологий в учебном процессе.
По
сведениям Воронежского института
повышения квалификации и переподготовки
работников образования (ВОИПКиПРО), для
преодоления компьютерной неграмотности
учителей, в том числе учителей
истории, на курсах повышения квалификации
обязательно включается занятие
по овладению информационными
Информация о работе Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении