Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве России, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования.
Значение образования в современном мире велико, оно является важнейшим фактором формирования качества экономики и общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ 9
1.1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОРИЯ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ 9
1.2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ 17
1.3 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 21
1.4ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОНОСИТЕЛЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.89 Кб (Скачать)

    Печатный  станок решительно изменил мир: обеспечил  быстрое создание и распространение  материалов, способствовал усовершенствованию и унификации шрифтов, чем значительно  облегчил чтение - печатных книг по сравнению  с рукописями. Книги становились  дешевле, а число издательств  быстро увеличивалось. К примеру, через 30 лет после изобретения печатного  станка только в Венеции, бывшей тогда  одним из признанных европейских  культурных и торговых центров, в  типографиях работало более 150 станков. Все это, безусловно, способствовало более широкому распространению  знаний и, соответственно, большей доступности  образования, достижений науки и  культуры.

    В дальнейшем открытие Гутенберга повлекло за собой развитие форм связи, оперативного обмена информацией - от газет до телевидения  и Internet.

    Вопрос  о роли современных информационных, а в последнее время и коммуникационных технологий в деле совершенствования  и модернизации сложившейся образовательной  системы остается актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в  ходе внедрения в практику учебного процесса относительно недорогих и  поэтому доступных персональных компьютеров, объединенных как в  локальные сети, так и имеющих  выход в глобальную сеть Internet. Для успешной реализации программы модернизации среднего образования, во многом базирующейся на его компьютеризации и "интернетизации", потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.

    Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться  с сутью этого понятия.

    Говоря  об информационной технологии, в одних  случаях подразумевают определенное научное направление, в других же - конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными  ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

    В контексте образования мы будем  руководствоваться последним определением. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как  учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией  между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные  способы, программные и технические  средства (кино, аудио - и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

    Таким образом, ИТО следует понимать как  приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. Главная цель информатизации образования  состоит "в подготовке обучаемых  к полноценному и эффективному участию  в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества".

    Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании  ведутся более сорока лет. Система  образования всегда была очень открыта  внедрению в учебный процесс  информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные  программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).

    В то же время эти программные средства никогда не обеспечивали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х гг., в  научных центрах и учебных  заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России и ряда других стран было разработано большое  количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса.

    Для соответствующих ИТО в зарубежной практике принята следующая классификация: 

    CBL     Computer Based Learning     Изучение  на базе компьютера
    CBT     Computer Based Training     Обучение  на базе компьютера
    CAA     Computer Aided Assessment     Оценивание  с помощью компьютера
    CMC     Computer Mediated Communications     Компьютерные  коммуникации
 

    В определенном смысле подобная классификация  является весьма условной, поскольку  в ней, по сути дела, происходит пересечение  отдельных технологий.

    В этом можно убедиться, рассмотрев более  детально каждую из них.

    Компьютерное  программированное обучение - это  технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

    Изучение  с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью  различных средств, в том числе  и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке  наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.

    Изучение  на базе компьютера отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных  технологических средств (в том  числе и традиционных - учебников, аудио - и видеозаписей и т.п.), то здесь предполагается использование  преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную  работу обучаемых.

    Обучение  на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с  участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.

    Оценивание  с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного  предъявляется и требование о  наличии у них специальной  системы оценки качества усвоения знаний. Такая система не может быть независимой  от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом  в традиционном обучении или реализованных  в обучающей программе.

    1.2 Исследование степени применения информационных технологий в обучении

 

    Для того чтобы понять, на сколько интенсивно сегодня информационные технологии применяются учителями истории  в школе и на сколько это  приемлемо для учеников, было опрошено 75 учеников из 2-х школ города Воронежа, учащихся 5 и 10 классов. Им было предложен перечень вопросов с вариантами ответов. Результаты опроса сведены в таблицу:  

    Вопросы     Никогда     Редко     Часто
    1. Как часто вы имеете возможность  доступа к Интернету в школе?   
    52%
 
    48%
 
    0%
    2. Как часто на уроке истории  используются видеоносители?          21%          52%     27%     
    3. Как часто уроки истории проводятся  в компьютерном классе?          24%          76%          0%     
    4. Как часто используется компьютер  при проверке знаний?

    (тестирование)

 
    0%
 
    52%
 
    48%
    5. Как часто учитель истории  задаёт вам домашнее задание,  для которого необходимо использование  компьютерных программ?  
    0%
 
    25%
 
    75%
 

    Результаты  опроса показали, что, к сожалению, на сегодняшний день информационные технологии применяются редко. Это происходит по двум причинам:

    - низкая степень оснащённости школ компьютерами и мультимедийным оборудованием.

    - консервативные взгляды преподавателей, которые, вероятно, по причине неумения работать с новыми информационными технологиями отказываются от их применения.

    Для решения этих задач государство  проводит активную политику в области  образования.

    С целью выяснения обеспеченности школ компьютерами мною посещалось Главное  управление образования Воронежской  области. Начальник отдела информатизации Биренбаум М.И. пояснил, что задача обеспеченности новыми технологиями решается через соответствующие федеральные  и региональные программы, цель которых  полная компьютеризация школ и их подключение к высокоскоростному  Интернету.

    Целенаправленная  работа дала свои результаты. По сведениям  управления образованием Воронежской  области оснащённость компьютерами в 2007 году составляла - один компьютер  на 24 ученика. Для сравнения можно  привести статистику за предыдущие годы, так в 2001 году один компьютер приходился на 350 учащихся, а в 2003 на 64.

    В школах появились компьютерные классы (1-2 на школу), осуществлено подключение  к высокоскоростному Интернету. В 2007 году - 99,9% школ уже имели высокоскоростной канал (в 2001 - 3% низкоскоростного).

    Быстрыми  темпами растёт обеспеченность компьютерными  программами, если в 2001 году только 20% школ имели лицензионные программы, то в 2007 году - все школы были обеспеченны  ими в рамках национального проекта. Этому способствовал подписанный 18 апреля 2007 года ООО "Майкрософт Рус", Администрацией Воронежской области  и 6 ведущими воронежскими ИТ - компаниями "Меморандум о намерениях по развитию индустрии информационных технологий в Воронежской области". Целью, которого было создание рабочей группы для координации усилий и принятия совместных решений в данной сфере. В частности, в рамках меморандума будут реализованы обучающие программы для ИТ - специалистов с целью создания ими новых современных программных средств и повышения качества услуг по внедрению и поддержке существующих информационных технологий. Также будет вестись совместная работа по защите прав на интеллектуальную собственность.

    Этому предшествовало подписанное накануне Стратегическое соглашение о сотрудничестве между ООО "Майкрософт Рус" с  одной стороны и Советом ректоров ВУЗов, Советом директоров ССУЗов, Главным  управлением образования администрации  Воронежской области с другой.

    Основной  целью подписанного Соглашения является решение задач по развитию инновационных  подходов в преподавании дисциплин  и использовании информационных технологий в повседневной деятельности учебных заведений, обеспечению  свободного владения информационными  технологиями профессорско-преподавательским  составом и выпускниками учебных  заведений, а также повышение  обеспеченности учебных заведений  в части их информатизации.

    Медленнее и сложнее решается проблема качественной подготовки педагогических кадров к  эффективному применению возможностей информационных технологий в учебном  процессе.

    По  сведениям Воронежского института  повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО), для  преодоления компьютерной неграмотности  учителей, в том числе учителей истории, на курсах повышения квалификации обязательно включается занятие  по овладению информационными технологиями, даются сведения о перспективных  направлениях использования информационных технологий, методике эффективного применения компьютера, Интернета, электронных  учебных пособий. На практических занятиях слушатели курсов получают представление  о возможностях русскоязычных Интернет-ресурсов по истории, получают рекомендации по оптимальной организации поиска нужной информации, учатся создавать мультимедийные презентации. В 2007/08 учебных годах кафедра ИФиК планирует публикацию методических рекомендаций по применению информационных технологий в преподавании истории. Запланированы очно-заочные курсы ПК РЦДО "Информационные технологии для учителя-предметника" в Богучарском, Петропавловском, Каменском, Грибановском, Ольховатском и Хохольском районах. Однако следует понимать, что задача преображения современного урока с помощью информационных технологий не будет решена только через оснащение школ техникой и получение учителями базовых навыков работы с компьютером и другим оборудованием. Для того чтобы информационные технологии заняли своё достойное место в современном процессе преподавания, нужен более продолжительный промежуток времени, так как речь идёт, во-первых, о необходимости дальнейшей разработки методики их использования в преподавании предметов гуманитарного цикла и, во-вторых, о формировании информационной культуры учителя истории. Только обеспечение этих двух необходимых условий позволит, творчески, на новом, более высоком качественном уровне применять информационные технологии на уроках и при организации самостоятельной работы учащихся.

Информация о работе Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении