Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве России, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования.
Значение образования в современном мире велико, оно является важнейшим фактором формирования качества экономики и общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ 9
1.1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОРИЯ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ 9
1.2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ 17
1.3 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 21
1.4ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОНОСИТЕЛЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.89 Кб (Скачать)

    1.3 Положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий в учебном процессе

 

    Проблема  использования наглядности на уроках истории является "вечной", ибо  дети при изучении далекого прошлого имеют дело с объектами, которые  в большинстве своем можно  только представить или вообразить в своем первозданном виде. Всплеск  интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных  пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, B. C. Мурзаев, Д.Н. Никифоров и др.). С течением времени школы утратили старые пособия и сегодня не имеют возможности приобрести новые, ввиду их отсутствия старые методические разработки по наглядности уже потеряли свою актуальность. Автор данной статьи неоднократно делала предложения ведущим учебным издательствам России по созданию комплектов наглядных пособий, но, к сожалению, они не видят в этом деле коммерческой выгоды, сопоставимой с той, какую приносят учебники и учебная литература.

    Учитель истории сегодня должен руководствоваться "подручными" средствами (иллюстрациями  в учебниках, картами в атласах, меловыми схемами на доске) и самостоятельно изготавливать объемные наглядные  пособия. Учебное кино и телепередачи по истории перестали существовать, их отчасти заменили видео и компьютерная графика, но они есть не во всех кабинетах  даже столичных школ. Труднее всего  приходится начинающим молодым учителям, которые не видели старых пособий  и не всегда имеют возможность  воспользоваться современными технологиями. Каждый современный учитель, полагаем, задавался еще одним вопросом: интересна ли ученику, часами играющему  на персональном домашнем компьютере и просматривающему мультимедиа, та учебная наглядность, которую ему  могут предложить в кабинете истории? В то же время есть дети, не имеющие  дома компьютера и никогда не державшие  в руках иллюстрированных пособий, которыми так богат книжный рынок. В наш век крайнего индивидуализма и дифференциации единственным методическим выходом из сложившейся "ненаглядной" ситуации является, как считает М.В. Короткова, применение личностно-ориентированного подхода в использовании наглядных  средств на уроке ".

    Не  смотря на трудности, информационные технологии уже широко применяются учителями, у которых сложилось своё мнение о положительных и отрицательных  сторонах их применения. Этот опыт привлёк  внимание представителей педагогический науки. Появилось большое количество исследовательских работ по теме применения информационных технологий. Так, И.Г. Захарова в своей работе "информационные технологии в образовании" положительными сторонами применения ИТО считает:

    1. Использование ИТО помогает обеспечить  тесное взаимодействие между  преподавателем и обучаемым даже  в условиях дистанционного образования.  ИТО предоставляют самые широкие  возможности. Описание творческого  процесса, его результаты могут  быть представлены и обсуждены  на электронной конференции, опубликованы  в электронном издании, размешены  на Web-caйтe учебного заведения. Например, на смену рукописным тематическим журналам (исторические, литературные и др.) не только в вузах, но и во многих школах, гимназиях, лицеях появляются электронные журналы, для которых нет проблем с тиражированием и распространением. Каждый желающий может ознакомиться с их материалами через Internet, а при отсутствии у учебного заведения своего Web-сайта - через локальную сеть.

    2. ИТО расширяют возможности образовательной  среды как разнообразными программными  средствами, так и методами развития  креативности обучаемых. К числу  таких программных средств относятся  моделирующие программы, поисковые,  интеллектуальные обучающие, экспертные  системы, программы для проведения  деловых игр. Фактически во  всех современных электронных  учебниках делается акцент на  развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются  задания эвристического, творческого  характера, ставятся вопросы,  на которые невозможно дать  однозначный ответ, и т.д. Коммуникационные  технологии позволяют по-новому  реализовывать методы, активизирующие  творческую активность. Обучаемые  могут включиться в дискуссии,  которые проводятся не только  в аудитории или классе, но  и виртуально, например на сайтах  периодических изданий, учебных  центров. В выполнении совместных  творческих проектов могут участвовать  учащиеся различных учебных заведений.

    3. Новое содержание образовательной  среды создает и дополнительные  возможности для стимулирования  любознательности обучаемого. Одним  из таких стимулов является  возможность удовлетворить свое  любопытство, благодаря широчайшим  возможностям глобальной сети  Internet предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Через Internet обучаемый может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему наставнику, но и к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение в электронной конференции или чате. Само разнообразие информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает педагогу подвести обучаемых к поиску собственного взгляда на суть изучаемой проблемы. Развитию любознательности обучаемых, привитию интереса к поисково-исследовательской деятельности помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях, проведение компьютерных экспериментов с помощью моделирующих программ.

    4. Создаваемые на сайтах учебных  заведений персональные web-страницы педагогов предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым "дверь" в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы "учеников, превзошедших учителя". Выход в мировое информационное пространство позволяет увидеть множество образцов креативности: на сайтах, рассказывающих о деятельности научно-исследовательских центров и отдельных научно-исследовательских институтов; в материалах электронных научных журналов и конференций; результатах конкурсов творческих проектов и дистанционных олимпиад; на персональных web-страницах учащихся, студентов, преподавателей, ученых всего мира.

    Персональный  компьютер можно использовать как  универсальное техническое средство обучения (ТСО). Такое ТСО позволяет  упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

    Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

    1. Повышение уровня использования  наглядности на уроке.

    2. Повышение производительности труда.

    3. Установление межпредметных связей  с информатикой.

    4. Появляется возможность организации  проектной деятельности учащихся  по созданию учебных программ  под руководством учителей информатики  и истории.

    5. Учитель, создающий, или использующий  информационные технологии, вынужден  обращать огромное внимание подачи  учебного материала. Что положительным  образом сказывается на уровне  знаний учащихся.

    6. Изменяется к лучшему взаимоотношения  с учениками далекими от истории,  особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе  "родственную душу".

    7. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к  дорогой, увлекательной игрушке.  Ребята начинают воспринимать  его в качестве универсального  инструмента для работы в любой  области человеческой деятельности.

    Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик  обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

    Вместе  с тем существует достаточное  количество проблем связанных с  внедрением ИТО в образовательный  процесс и их негативное влияние  на успехи учеников, психологическое  и физическое здоровье школьников. Среди них:

    1 сложность восприятия больших  объемов информации с экрана  дисплея;

    2 отсутствие непосредственного и  регулярного контроля над ходом  выполнения учебного плана;

    3 нарушение взаимодействия учитель-ученик. Т.к. компьютер не может заменить  полностью учителя. Только учитель  имеет возможность заинтересовать  учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить  их на те или иные аспекты  изучаемого предмета, вознаградить  за усилия и заставить учиться.

    Не  смотря на эти проблемы нельзя не отметить, что информационные технологии:

    1. формируют высокую степень мотивации,  повышают интерес к процессу  обучения;

    2. повышают интенсивность обучения;

    3. позволяют достигнуть индивидуализации  обучения;

    4. обеспечивают объективность оценивания  результатов;

    5. увеличивают долю самостоятельной  работы.

    1.4 Применение видеоносителей на уроках технологии

    Применение  технических средств для обучения и воспитания подрастающего поколения - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Технические  средства необходимы для повышения  качества обучения. Применение технических  средств необходимо для того, чтобы  уменьшить утомляемость учащихся. Технические  средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а  потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.

    Неоспоримы  достоинства использования видеоносителей на уроках технологии, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к технологии как к предмету обучения.

    К видеоматериалам предъявляются  общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость; фактологическая  достоверность; подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения  поставленных образовательных, развивающих  и воспитательных задач.

    Прежде  всего учителю надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку и каталог  с привлечением материалов районной и городской видеотек, содержащих научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов. Затем надо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке, а какие на факультативных занятиях и во время кружковой работы. Так, фрагменты художественных фильмов лучше показывать во внеурочное время, используя их в большей степени для решения воспитательных задач.

    После чего следует подготовиться к  показу на уроке: провести хронометраж  фрагмента и определить время  просмотра (15-20 мин); разбить фрагмент на смысловые единицы, сформулировав  к ним вопросы и задания  для учащихся; определить значение фрагмента для изучения конкретной темы; выявление результатов просмотра.

    Старшеклассники могут записать для уроков документальные фильмы, например, программы канала Discoveri, созданных на основе архивных материалов, интервью участников событий, изъяв из звукового ряда оценочные суждения и готовые выводы. В таком случае фрагменты этих "препарированных" фильмов позволят ученикам сделать собственные

    умозаключения и при повторном полном просмотре  сравнить с выводами ученых.

    Все более применение находят видеоклассы, в комплект которых входят мониторы на столах учащихся и полный видеокомплект  около рабочего места учителя: видеомагнитофон, видеокамера, телевизор и большой  экран, видеопроектор, центральный  монитор, колонки, пульт управления. Музыкально занятия оформляются  при помощи электрофона.

    Для работы заранее разрабатываются  обучающие программы, создаются  дидактические материалы (карточки с названием темы, план изучения нового, даты, термины, понятия, схемы, вопросы и задания, фрагменты  исторических документов, карт и др.). При помощи видеокамеры учитель  выводит нужные дидактические материалы  на мониторы и передает на большой  экран. Один ученик заполняет ручкой или фломастером текстовую или  хронологическую таблицу, дополняет  схему за рабочим местом преподавателя, а другие ученики, используя свой монитор, выполняют необходимые действия на своем рабочем месте. Упрощается демонстрация мелких иллюстраций, слайдов, портретов.

    Большое значение для эффективности использования  технических средств имеет обстановка, в которой они применяются.

Информация о работе Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении