Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:58, курсовая работа
Общее устройство автомобиля. Автомобиль состоит из трех основных частей: кузова, шасси и двигателя.
Кузов предназначен для размещения водителя, пассажиров и груза. У автобусов и легковых автомобилей кузовом является салон, в котором находятся водитель и пассажиры. У грузовых автомобилей кузов состоит из кабины, служащей рабочим местом водителя, и платформы для перевозки грузов, а также пассажиров (при бортовой платформе).
Шасси состоят из трех механизмов: трансмиссии, ходовой части и механизмов управления (рис. В1).
Введение
1. Расчётно-технологическая часть
1.1 Конструктивные особенности деталей
1.2 Технические условия на дефектацию
1.3 Описание дефектов
1.4 Таблица дефектов
1.5 Выбор размера партии
1.6 Выбор рационального способа восстановления детали
1.7 Выбор установочных баз
1.8 Выбор оборудования и инструмента
1.9 Выбор припуска при механической обработки
1.10 Расчёт режимов обработки и технически обоснованных норм времени
1.11 Техника безопасности
2. Конструкторская часть
2.1 Проектирование приспособления
Заключение
Список используемой литературы
При рекомендации способов устранения дефектов, также опираются на богаты опыт по технологии восстановления деталей накопительные отечественные и зарубежные авторемонтные предприятия.
1.3 Описание дефектов
Ошибки конструирования, нарушения технологического процесса производства, технического обслуживания и ремонта автомобилей, а также эксплуатация приводят к возникновению дефектов. Дефектом называют каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативной документацией.
Дефекты деталей по месту расположения можно подразделить на локальные (трещины, риски и т.д.), дефекты во всем объеме или по всей поверхности (несоответствие химического состава, качества механической обработки и т.д.), дефекты в ограниченных зонах объема или поверхности детали (зоны неполной закалки, коррозионного поражения, местный наклеп и т.д.). Данное местонахождение дефекта может быть внутренним (глубинным) и наружным (поверхностным и подповерхностным).
По возможности исправления дефекты классифицируют на устраняемые и не устраняемые. Устраняемый дефект технически возможно и экономически целесообразно исправить. В противном случае это не устраняемый дефект.
По отражению в нормативной документации дефекты делят на скрытые и явные. Скрытый дефект - дефект, для выявления которого в нормативной документации не предусмотрены необходимые правила, методы и средства контроля. В противном случае это явный дефект.
По причинам возникновения дефекты подразделяют на конструктивные, производственные, эксплуатационные. Конструктивные дефекты - это несоответствие требованиям технического задания или установленным правилам разработки (модернизации) продукции. Причины таких дефектов - ошибочный выбор материала изделия, неверное определение размеров деталей, режима термической обработки. Эти дефекты являются следствием несовершенства конструкции и ошибок конструирования. Производственные дефекты - несоответствие требованиям нормативной документации на изготовление, ремонт или поставку продукции. Производственные дефекты возникают в результате нарушения технологического процесса при изготовлении или восстановлении деталей. Эксплуатационные дефекты - это дефекты, которые возникают в результате изнашивания, усталости, коррозии деталей, а также неправильной эксплуатации. Наиболее часто встречаются следующие эксплуатационные дефекты: изменение размеров и геометрической формы рабочих поверхностей; нарушение требуемой точности взаимного расположения рабочих поверхностей; механические повреждения; коррозионные повреждения; изменение физико-механических свойств материала деталей.
Дефекты, возникающие у сборочных единиц - потеря жесткости соединения; нарушение контакта поверхностей, посадки деталей и размерных цепей. Потеря жесткости возникает в результате ослабления резьбовых и заклепочных соединений. Нарушение контакта -- это следствие уменьшения площади прилегания поверхностей у соединяемых деталей, в результате чего наблюдается потеря герметичности соединении и увеличение ударных нагрузок. Нарушение посадки деталей вызывается увеличением зазора или уменьшения натяга. Нарушение размерных цепе происходит благодаря изменению соосности, перпендикулярности, параллельности и т. д., что приводит к натре у деталей, повышению нагрузки изменению геометрической формы, разрушению деталей;
Дефекты, возникающие у деталей в целом - нарушение целостности (трещины, обломы, разрывы и др.), несоответствие формы (изгиб, скручивание, вмятины и др.) и размеров деталей. Причины нарушения целостности (механические повреждения) деталей -- это превышение допустимых нагрузок в процессе эксплуатации, которые воздействуют на деталь или из-за усталости материала детали, которые работают в условиях циклических знакопеременных или ударных нагрузок. Если на деталь воздействуют динамические нагрузки, то у них может возникнуть несоответствие : формы (деформации);
Дефекты, возникающие у отдельных поверхностей, несоответствие размеров, формы, взаимного расположения, физико-механических свойств, нарушение целостности. Изменение размеров и формы (нецилиндричность, неплоскостность и т.д.) поверхностей деталей происходит в результате их изнашивания, а взаимного расположения поверхностей (неперпендикулярность, несоосность и т.д.) -- из-за неравномерного износа поверхностей, внутренних напряжений или остаточных деформаций. Физико-механические свойства материала поверхностей деталей изменяются вследствие нагрева их в процессе работы или износа упрочненного поверхностного слоя и выражается в снижении твердости. Нарушение целостности поверхностей деталей вызывается коррозионными, эрозионными или кавитационными поражениями. Коррозионные повреждения (сплошные окисные пленки, пятна, раковины и т.д.) возникают в результате химического или электрохимического взаимодействия металла детали с коррозионной средой. Эрозионные и кавитационные поражения поверхностей возникают при действии на металл потока жидкости, движущейся с большой скоростью. Эрозионные повреждения металла детали происходят из-за непрерывного контакта металла со струей жидкости, что приводит к образованию пленок окислов, которые при трении потока жидкости о металл разрушаются и удаляются с поверхности, а на поверхностях деталей образуются пятна, полосы, вымоины. Кавитационные повреждения (каверны) металла происходят тогда, когда нарушается оплошность потока жидкости и образуются кавитационные пузыри, которые находясь у поверхности детали, уменьшаются в объеме с большой скоростью, что приводит к гидравлическому удару жидкости о поверхность металла. В реальных условиях наблюдаются сочетания дефектов.
При выборе способа и технологии восстановления большое значение имеют размеры дефектов. Величина дефектов - количественная характеристика отклонения фактических размеров и (или) формы деталей и их поверхностей от номинальных значений. Можно выделить три группы размеров -- до 0,5 мм; 0,5, ..2 мм и свыше 2 мм.
Основными причинами, порождающими неисправности автомобилей, является их изнашивание и старение. Изнашивание автомобиля в целом является результатом изнашивание её деталей.
| ||||||||
Деталь: Вал водяного насосаавтомобиля ГАЗ-66 |
| |||||||
|
| |||||||
Материалы: Сталь 30 |
| |||||||
Твёрдость: HRC-20 |
| |||||||
№ дефекта | Обозначение (см.рис.) | Возможный дефект | Контрольный инструмент | Размер, мм. | Заключение |
| ||
|
|
|
| По раб. чертежу | Предельно допустимый |
|
| |
|
|
|
|
| Без ремонта | Для ремонта |
|
|
1 | - | Трещины или обломы. | Осмотр. | - | - | - | Браковать |
|
2 | Б | Износ шеек вала под втулки | Скоба. | 23,7 | 16,98 | Хромировать, железнить |
|
|
3 | Ж | Износ шпоночного паза (для 131-1307023) - размер Е | Калибр | 4±0,050 | 4,10 | - | Браковать |
|
4 | - | Погнутость вала | Плита поверочная щуп | Допуск прямолинейности образующей поверхности Б: 0,3 0,5 | Не регламентируется | Править |
|
|
5 | В Д | Износ резьбы: М8-6Н М14х1.5-6 (для 131-1307023) | - - | - - | - - | - - | Заварить. Наплавить. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта дефектации вала водяного насоса ГАЗ-66
Материал: Сталь 30.
Твёрдость: HRC 20.
1.5 Выбор размера партии
В условиях серийного ремонтного производства размер партий принимаем равный месячной или суточной потребности в ремонтируемых или изготовляемых деталях.
Определяем размер партии на ремонт карданного вала автомобиля «ГАЗ-33077»
, где
х - Месячная партия
N - Годовая производственная программа
Кр - Коэффициент ремонта
m - Число одновременных деталей
Значение принимаем равное 233
Суточный размер партии
, где
X - Месячная партия
24 - рабочие дни в месяце
Значение Принимаем равным 10 штукам.
1.6 Выбор рационального способа восстановления
детали. Выбор установочных баз
Технологический процесс восстановления деталей -- это процесс, содержащий целенаправленное действие по изменению определенного состояния детали с целью восстановления его эксплуатационных свойств. Технологический процесс восстановления деталей состоит из определённого числа операций.
Для восстановления вала барабана лебедки автомобиля ГАЗ-66 я выбрал процесс железнения с последующим шлифованием.
Железнение - процесс получения твёрдых износостойких железных покрытий из горячих хлористых электролитов.
Процесс железнения представляет собой осаждение металла на ремонтируемую поверхность детали в водных растворах солей железа. Он нашёл широкое применение при восстановлении деталей с износом от нескольких миллиметров до 1,5 мм на сторону. Производительность процесса железнения примерно в 10 раз выше, чем при хромировании.
Процесс железнения имеет ряд преимуществ перед другими способами восстановления:
- высокий выход металла по току, около 85 - 90% (в 5 - 6 раз выше, чем при хромировании);
- большая скорость нанесения покрытия, 0,3 - 0,5 мкм/с (в 10-15 раз выше, чем при хромировании);
- высокая прочность сцепления покрытия с деталью, составляющая 400-450мПа;
- высокая износостойкость покрытия, приближающаяся к износостойкости деталей, изготовленных из стали 45, закаленной токами высокой частоты;
- простой и дешевый электролит.
Железнение возможно из водных растворов сернокислых или хлористых закисных солей. Сернокислые электролиты по сравнению с хлористыми менее агрессивны, ниже по производительности и при одних и тех же условиях электролиза осадки откладываются хрупкие, с большими внутренними напряжениями. Исходный материал сернокислых электролитов дороже хлористых В ремонтной практике наибольшее распространение получили хлористые электролиты. Выбор того или иного электролита зависит от условий работы деталей и производственных возможностей предприятий.
Электролит готовят растворением в воде солей хлористого железа и других компонентов. Если для приготовления электролита используется стружка из малоуглеродистой стали, то ее перед употреблением подвергают обезжириванию в 10... 15%-ном растворе каустической соды при температуре 80.-90° С, а затем промывают в горячей (t= 70...80°С) воде. После этого обезжиренную стружку травят до насыщения соляной кислоты.
Электролиты бывают горячие и холодные. Горячие электролиты (t = 60...95°С) производительнее холодных, но при работе с ними необходимы дополнительный расход энергии на поддержание высокой температуры электролита, частая его корректировка, дополнительная вентиляция и большая предосторожность со стороны рабочих.
Холодные электролиты (t < 50 °С) устойчивее против окисления. Позволяют получать качественные покрытия с лучшими механическими свойствами. Во все холодные электролиты вводится хлористый марганец, который замедляет образование дендритов и способствует получению гладких покрытий большой толщины. Марганец на электроде не осаждается и сохраняется в электролите длительное время.
При железнении применяют растворимые аноды, изготовленные из малоуглеродистой стали с содержанием углерода до 0,2%. При электролизе аноды растворяются, образуя на поверхности нерастворимый шлам, состоящий из углерода, серы, фосфора и других примесей. Попадая в ванну, они загрязняют ее и ухудшают качество покрытий. Во избежание этого аноды необходимо помешать в диафрагмы из пористой керамики или чехлы, сшитые из кислотостойкого материала (стеклоткань, шерсть и др.).
Железнение проводят в стальных ваннах, внутренние стенки которых облицовывают кислотостойкими материалами (антегмитовая плитка АТМ-1, эмаль типа 105 А, железокремниймолибденовый сплав МФ-15, кислотостойкая резина, фторопласт-3, керамика, фарфор).
Один из существенных недостатков процесса железнения -- большое количество водорода в осадке (до 2,5 м3 на 1 мкг осадка). Он в осадке находится в различных формах и отрицательно влияет на механические свойства восстановленных деталей. С целью освобождения от водорода в осадке необходимо детали после железнения подвергать низкотемпературному сульфидированию с последующей размерно-чистовой обработкой пластическим деформированием. В этом случае усталостная прочность деталей повышается на 40... 45%, а износостойкость возрастает в 1,5... 2 раза.
При восстановлении крупногабаритных деталей сложной конфигурации (блоки цилиндров, картеры коробок передач и задних мостов, коленчатые валы и другие) возникают трудности, связанные с изоляцией мест, не подлежащих покрытию (площадь их поверхности в десятки раз превышает покрываемую площадь), сложной конфигурацией подвесных устройств, необходимостью иметь ванны больших размеров, быстрым загрязнением электролитов и т. д. Для железнения таких деталей применяютвневанный способ.
Принцип вневанного железнения -- это в зоне нанесения покрытия создание местной ванны (электролитической ячейки), при сохранении традиционной технологии железнения. В этом случае не покрываемые поверхности не изолируют, уменьшается обеднение прикатодного слоя электролита и возможно увеличение плотности тока в несколько раз и, следовательно, повышение производительности процесса.
Информация о работе Восстановление корпуса водяного насоса автомобиля ГАЗ-66