Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:23, курсовая работа
В данном курсовом проекте рассмотрены вопросы технологии ремонта аккумуляторной батареи 42 КН-125, электровозов серии ВЛ80С.
Введение 4
1. Технологический раздел 8
1.1 Назначение, конструкция и условия работы узла 8
1.2 Основные неисправности узла, их причины
и способы предупреждения 12
1.3 Периодичность планового технического обслуживания
и ремонта узла 12
1.4 Способы очистки и дефектации узла 13
1.5 Технология ремонта узла
1.6 Предельно допустимые размеры и состояние деталей узла при выпуске из различных видов технического обслуживания и ремонта
1.7 Оборудование, средства механизации, технологическая оснастка, при-меняемые в процессе ремонта узла
1.8 Техника безопасности при ремонте и испытании узла
Карта технологического процесса ремонта узла
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение
Ремонт — совокупность технических мероприятий, проводимых с целью восстановления первоначальных характеристик какого-либо технического устройства которые были утрачены вследствие износа или при возникновении нештатных ситуаций.
Нештатная ситуация возникает, как правило, в случаях отклонения от требований действующих инструкций, приказов и положений при выполнении обслуживании и ремонтов в депо и в эксплуатации, что приводит к значительному увеличению износа, в результате возрастает вероятность отказа узлов, деталей или локомотива, либо моторвагонного подвижного состава (МВПС) в целом. Так, при отсутствии контроля за наличием и качеством масла в местах контакта трущихся поверхностей увеличивается износ деталей вплоть до разрушения. Внешние механические воздействия, например, вследствие аварии, могут привести к разрушениям отдельных машин или аппаратов электроподвижного состава, влекущим за собой серьезный деповской (или заводской) ремонт. По этим причинам ремонт может быть плановым, т.е. предусмотренным техническими требованиями по эксплуатации, и неплановым или аварийным из-за возникновения нештатных ситуаций.
Электровоз или электропоезд (каждый в отдельности) представляет собой сложную единую техническую систему, в которой отдельные элементы, в свою очередь, объединены в многочисленные узлы и агрегаты. Поэтому износ такой системы предусматривает суммарное наложение всех износов любых элементов (деталей), составляющих тот или иной узел. Чтобы обеспечить надежную безотказную работу технической системы с экономической точки зрения и с целью продления ее срока службы, необходимо систематически проводить мероприятия по восстановлению заданного ресурса. Эти мероприятия проводятся как в процессе эксплуатации в виде технического обслуживания (ТО), текущих и средних ремонтов (ТР, СР), так и при проведении капитальных заводских ремонтов (КР, КРП).
Для поддержания локомотивов и МВПС в работоспособном ось стоянии, предупреждения постепенных отказов из-за старения и износа оборудования необходима планово-предупредительная система ремонтов. Она включает в себя комплекс взаимосвязанных положений и нормативов, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Преимуществом этой системы является возможность гарантировать установленный ресурс и безопасную эксплуатацию наиболее важных узлов и деталей электровозов и МВПС. Основной недостаток системы — высокий уровень затрат на производство установленного объема работ для данного вида технического обслуживания или ремонта.
Однако, несмотря на большие материальные затраты, применение планово-предупредительной системы целесообразно для обеспечения высокого уровня безопасности и гарантий надежности по ресурсу работоспособности на строго определенный период эксплуатации парка локомотивов и электропоездов. Действующая система технического обслуживания и ремонта локомотивов, определяемая правилами ремонта и инструкциями, устанавливалась на основании многолетней практики эксплуатации подвижного состава, опыта и исследований разработчиков. Но при таком подходе невозможно учесть все многообразие факторов, определяющих техническое состояние оборудования. Многие из них носят случайный характер, по-разному проявляясь в конкретных условиях эксплуатации при различных климатических условиях и нагрузочных режимах. Вследствие этого ресурс одноименных элементов, продолжительностью которого ограничены межремонтные пробеги, имеет значительные отличия у локомотивов или электропоездов, приписанных к различным депо.
Несмотря на это, действующими правилами установлены практически одинаковые межремонтные пробеги для всех локомотивов одной серии, независимо от того, в каких условиях они работают. Допускаемые отклонения на 20 % от установленных норм не могут адекватно отразить все многообразие конкретных условий эксплуатации. Поэтому возникают такие ситуации, когда в одних депо локомотивы ставятся на плановый ремонт с ощутимым запасом по ресурсу некоторых агрегатов, а в других — ресурс для тех же самых агрегатов оказывается исчерпанным раньше, что сопровождается увеличением числа неплановых ремонтов. Отсюда следует, что существующие методы определения периодичности и объемов планово-предупредительных ремонтов в дальнейшем необходимо совершенствовать, с более тщательным учетом фактического технического состояния оборудования. Причем, в задачу ТО, ТР и СР должно входить не только восстановление отказавших узлов и агрегатов, но и максимальное предотвращение их отказов в эксплуатации. Только при этом условии данная система ремонта станет не только плановой, но и по-настоящему предупредительной.
В данном курсовом проекте рассмотрены вопросы технологии ремонта аккумуляторной батареи 42 КН-125, электровозов серии ВЛ80С.
1. Технологический раздел
Для приведения в действие электрических аппаратов, освещения электровоза, для питания цепей управления, освещения и сигнализации, необходим источник электрической энергии постоянного тока с напряжением 50 В.
Обычно таким источником является ТРПШ (трансформатор с подмагничивающими шунтами). В том же случае когда ТРПШ не работает, электрические цепи управления, освещения и сигнализации получают питание от аккумуляторной батареи, которая обладает свойством запасать в себе энергию при заряде и отдавать ее при последующем разряде. В период заряда подводимая к аккумулятору электрическая энергия превращается в химическую, а при разряде идет обратное преобразование запасенной химической энергии в электрическую. Аккумулятор представляет собой сосуд с электролитом, в котором находятся положительный и отрицательный электроды. Аккумуляторы разделяют на щелочные и кислотные в зависимости от применяемого электролита и материала пластин. На электровозах применяют щелочные аккумуляторы. В щелочных аккумуляторах кадмиево-никелевых батарей в качестве положительного электрода используют гидроокись никеля. Отрицательные пластины состоят из кадмия, железа и их окислов. Эти электроды опущены в электролит, состоящий из раствора едкого кали или едкого натра.
При разряде заряженного
Напряжение 50 В. в цепях электровоза получают за счет последовательного соединения нескольких десятков аккумуляторов (элементов). Их называют аккумуляторной батареей.
Чтобы аккумуляторная батарея обеспечила энергией электрические цепи, она должна обладать достаточной емкостью (А-ч), под которой понимают количество электричества, отдаваемого полностью заряженным аккумулятором при его разряде номинальным током до наименьшего допустимого напряжения. Так, например, если полностью заряженный аккумулятор разрядился при номинальном разрядном токе 10 А до наименьшего допустимого напряжения в течение 12 ч, то его емкость составляет 120 А-ч. Нужно отметить, что при заряде аккумулятора приходится затрачивать значительно больше электрической энергии по сравнению с той энергией, которую он отдает при разряде. Отношение отданной аккумулятором энергии при разряде к энергии, затраченной на заряд, называют коэффициентом полезного действия аккумулятора.
Устройство щелочных аккумуляторных батарей.
На электровозах ВЛ80 применены
щелочные никель-кадмиевые аккумуляторны
Аккумуляторная батарея
Ящик имеет три патрубка для подвода проводов и для подсоединения щелочеотвода и газоотвода. Щелочеотвод представляет собой стальную трубу, соединяющую дно ящика с подкузовной частью электровоза. Газоотвод (труба) служит для отвода газов из батареи за крышу электровоза. Элементы установлены в ящике плотно друг к другу и дополнительно уплотнены деревянными досками и фанерой. Дно ящика покрыто досками и фанерой, имеющими пазы для стекания разлитой щелочи через щелочеотводящий патрубок.
1-резиновый чехол; 2- выводные шпильки; 3-пробка; 4- изолирующие эбонитовые палочки; 5-пакеты; 6- активная масса; 7- стальной корпус; 8- блок, состоящий из шести положительных пластин; 9- блок, состоящий из пяти отрицательных пластин
Рисунок 1- Элемент НК-125
Основные неисправности
Таблица 1 Причины возникновения и способы предупреждения неисправностей
Причина возникновения |
Способ предупреждения | ||
Пониженная емкость аккумулятора | |||
1.Заниженный уровень электролита |
Долить электролит, сообщить усиленный заряд 12 ч. нормальным током | ||
2.Систематическая эксплуатация при повышенной температуре |
Безвозвратная потеря емкости, аккумуляторы сменить | ||
3.Повышенная плотность электролита и повышенное содержание карбонатов в электролите |
Сменить электролит и откорректировать плотность | ||
4.Недостаточная величина зарядного напряжения |
Повысить величину зарядного напряжения | ||
5.Систематический заряд малыми токами |
Периодически проводить усиленный заряд нормальным током в течение 12 часов | ||
6.Утечка тока при заряде за счет попадания электролита на детали батареи |
Откорректировать уровень электролита, промыть и просушить детали батареи | ||
7.Замыкание отдельных элементов в батарее |
Проверить состояние вентильных отверстий в пробке, промыть и просушить их, заменить вентильную резину. Проложить изоляционные прокладки между аккумуляторами | ||
8.Возможно короткое замыкание в батарее или электрической цепи |
Устранить короткое замыкание. Сообщить заряд нормальным током в течение 12 часов | ||
9.Нагрев отдельных аккумуляторов из-за плохого контакта в межэлементных соединениях |
Подтянуть нижние гайки, проверить контакты и подтянуть верхние гайки | ||
10.Вымывание активной массы |
Слить электролит, промыть аккумулятор дистиллированной или подщелоченной питьевой водой, залить аккумулятор свежим электролитом. Сообщить усиленный заряд нормальным током в течение 12 часов | ||
Пониженное напряжение аккумуляторов при заряде | |||
1.Нулевое напряжение отдельных аккумуляторов при вводе в действие |
Аккумуляторы заменить |
Продолжение таблицы 1
Причина возникновения |
Способ предупреждения |
2.Загрязнены или ослаблены контакты цепи батареи |
Зачистить места соединений или проверить плотность затяжки контактов |
3.Внутренне замыкание аккумуляторов за счет вымывания активной массы |
Проверить правильность режима эксплуатации. Слить электролит, промыть аккумулятор дистиллированной или подщелоченной водой, залить аккумуляторы свежим электролитом, сообщить нормальным током в течение 12 часов |
4.Внешнее замыкание отдельных элементов |
Устранить замыкание. Сообщить заряд нормальным током в течение 12 часов |
Выделение газов при разряде | |
1.Аккумулятор переполюсован |
Проверить правильность подключения его к источнику тока |
2.Аккумулятор глубоко разряжен |
Сообщить усиленный заряд нормальным током в течение 12 часов |
Сильный нагрев аккумуляторов и зажимов | |
1.Чрезмерный ток заряда или разряда из-за короткого замыкания в цепи |
Устранить короткое замыкание |
2.Передача тепла от нагретых зажимов из-за плохого контакта |
Подтянуть гайки |
3.Уровень электролита ниже верхней кромки пластины |
Долить необходимое количество дистиллированной воды |
Понижение емкости при отрицательных температурах | |
1.Аккумуляторы в зимних условиях эксплуатируются на составном электролите заниженной плотности |
Аккумуляторы перевести на зимний электролит |
Повышенный саморазряд. Снижение емкости через 3-5 суток после заряда до 40-50% от номинальной или снижение ЭДС аккумуляторов при хранении в заряженном состоянии | |
1.Длительная эксплуатация батарей без смены электролита |
Сменить электролит |
Продолжение таблицы 1
Причина возникновения |
Способ устранения |
2Применяемый электролит содержит вредные примеси |
Применять электролит, состав которого соответствует инструкции |
3.Эксплуатация батарей при завышенной плотности и низком уровне электролита |
Произвести корректировку уровня электролита |
4.Короткое замыкание и утечка тока |
Устранить короткое замыкание и утечку тока |
Информация о работе Технология ремонта аккумуляторной батареи 42 КН-125, электровозов серии ВЛ80С