Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 19:47, курсовая работа
Правильный подбор продуктов - условие необходимое, но еще не достаточное для рационального питания школьников. Очень важно также приготовить вкусную еду и вовремя накормить ребенка. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными, а также готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.
Введение
Принцип составления рациона
Составление школьного меню
Первичная обработка сырья
Подбор продуктов и блюд для дневного рациона
Особенности технологии приготовления блюд и кулинарных изделий школьного рациона.
Контроль за качеством выпускаемой продукции
Раздача готовой пищи
Заключение
Cписок литературы
Приложение
Меню - это перечень всевозможных блюд, закусок, кулинарных изделий и напитков, включенных в ежедневный рацион детского питания. Меню является программой работы пищеблока. Для лучшей организации технологического процесса на производстве, более равномерного распределения сырья по дням недели медицинская сестра составляет плановое меню на неделю. Можно разработать цикл меню на 20 дней. Это позволяет заранее сделать заказ на необходимое сырье, заготовить полуфабрикаты, что приводит к улучшению качества блюд.
Режим
питания детей всех возрастов
должен быть согласован с общим режимом
дня детей каждой группы. Питание
должно быть организовано исходя из их
физиологических потребностей и возраста
(нормы установлены для детей до 3 и от
3 до 7 лет).
В зависимости от назначения в общественном питании составляют следующие виды меню: со свободным выбором блюд, дневного рациона питания, комплексных обедов, заказное и диетического питания (лечебного).
В пищеблоках
детских садов и яслей
Кроме этого, при составлении меню дневного рациона необходимо правильно распределить питание в процентном отношении (завтрак и ужин по 25%, обед 35- 40%, полдник 15-10% всей суточной калорийности пищи). Следует также правильно распределять потребление различных продуктов в течение дня. Продукты, богатые животным белком, распределяют на все приемы пищи, что способствует лучшему усвоению белка. Однако блюда из мяса и рыбы желательно подавать на обед и на завтрак, а на ужин лучше приготовить быстро перевариваемые молочные и творожные блюда.
Меню
лечебного питания составляется
отдельно для каждой диеты в соответствии
с требованиями заболевания. В институте
питания АМН СССР разработана единая номерная
система диет, охватывающая все основные
заболевания. Каждая диета имеет свою
характеристику и в сочетании с нормами
питания служит основой при составлении
меню.
При составлении меню заведующая столовой или заведующий производством учитывает также целый ряд других факторов: возраст питающихся, разнообразие блюд, наличие сырья, сезонность, стоимость блюд, трудоемкость их изготовления, квалификацию поварского состава, а также техническую оснащенность предприятия.
Точно разработанные наборы продуктов для составления меню необходимы каждой возрастной группе детей. Однако меню для детей всех возрастных групп составляется одно. Блюда должны быть разнообразны по внешнему виду, вкусу и гарниру. При составлении меню необходимо сочетать различные продукты, взаимно обогащающие химический состав друг друга, повышающие пищевую ценность и вкусовые качества блюд. Например, если первые блюда овощные, то вторые блюда с гарниром из круп или макарон и наоборот. Высокую пищевую ценность имеют запеканки, суфле, пудинги, так как в них мясо, яйца, творог сочетаются с крупами или картофелем. Рыбу рекомендуется готовить с овощами или картофелем, курицу - с рисом или картофельным пюре. Необходимы также сложные гарниры, состоящие из нескольких видов продуктов, что способствует лучшему усвоению пищи. К гарнирам хорошо добавлять огурцы, помидоры, квашеную капусту, салат. Следует использовать свежую зелень (петрушку, укроп), сырые овощи, фрукты и ягоды, которые улучшают вкус пищи, обогащают ее витаминами. Вкусовые вещества (ванилин, корица), соки, сиропы, варенья улучшают вкус и аромат изделий, делают блюда более привлекательными.
Следует помнить о национальной кухне нашей страны и включать в меню некоторые блюда, допустимые в детском питании, тем более, что они могут быть более привычны детям. Разнообразить блюда необходимо не только в течение дня, но на протяжении всей недели, месяца.
В зависимости от наличия сырья в меню включают блюда различной обработки.При отсутствии по какой-либо причине того или иного продукта его заменяют другим с таким расчетом, чтобы химический состав рациона не изменился. Однако, к замене продуктов следует прибегать лишь в случаях крайней необходимости. Кроме того, молоко и сливочное масло в детском питании замене не подлежат.
Сезон необходимо учитывать в любое время года. В летнее и осеннее время нужно готовить свекольник, блюда из щавеля, шпината, салата, лука; вместо компотов и киселей подавать свежие ягоды и фрукты, соки.
Техническая
оснащенность пищеблока учитывается
при включении в меню блюд, требующих
машинной обработки. Так, при наличии протирочной
машины или машины для приготовления картофельного
пюре, чаще его готовят на гарниры. Если
есть взбивальные машины кисель можно
заменить муссом.
При составлении меню-требования необходимо учитывать выход порций для детей разного возраста, указывать количество детей и раскладку продуктов для каждого блюда, его вес в готовом виде (выход блюда), т. е. дифференцированно по возрастам.
Для
организации питания
Разрабатывая план-меню на продолжительный период, необходимо норму продуктов, полагающуюся ребенку на день, умножить на количество дней, на которое составляется меню (10-20 дней). Основные продукты (хлеб, масло, молоко, сахар, мясо) включаются в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) даются не каждый день, однако к концу недели весь полагающийся набор продуктов должен быть использован. Так, если по норме полагается 40 г творога в день, то за 10 дней ребенок должен получить 400 г творога. Это количество можно распределить по дням недели в раз-, личных блюдах: крупеник с творогом, ватрушки, вареники ленивые, творожники, пудинг творожный, пудинг манный с творогом или рисовый с творогом, лапшевник с творогом и др. Зная раскладку продуктов на то или иное блюдо, легко рассчитать, сколько раз его за это время можно приготовить.
На
пищеблок из кладовой продукты выдают
согласно меню-требованию, которое
составляется ежедневно заведующей
столовой совместно с заведующим производством
и утверждается заведующей учреждением.
В меню перечисляются блюда, которые будут
готовить в данный день на завтрак, обед,
полдник и ужин, количество порций (включая
обслуживающий персонал), выход порций,
а также количество продуктов питания,
подлежащих закладке в каждое блюдо.
Школьное меню
День 1 (Понедельник) | Наименование блюда | Выход, г | ||
Завтрак | Каша вязкая с тыквой (пшено) | 150 | ||
Кофейный напиток злаковый, обогащенный микронутриентами, на молоке | 200 | |||
Биойогурт фруктовый | 100 | |||
Хлебцы
хрустящие пшеничные, |
9 | |||
Плоды и ягоды свежие | ||||
Обед | Винегрет овощной | 60 | ||
Суп Лапша Домашняя | 250 | |||
Гуляш из мяса отварного | 40/40 | |||
Сложный гарнир: пюре картофельное и капуста цветная отварная с маслом | 50/50 | |||
Кисель из плодов шиповника | 200 | |||
Хлеб из муки пшеничной первого сорта обогащенный витаминами и минералами для детского питания | 20 | |||
Хлеб
ржано-пшеничный обогащенный |
20 | |||
Ирис литой полутвердый, обогащенный микронутриентами | 20 | |||
Полдник | Пирожки
печеные из теста дрожжевого с яблоком |
70 | ||
Сок
ананасовый обогащенный |
200 | |||
День 2 (Вторник) | Наименование блюда | Выход, г | |
Завтрак | Изделия
колбасные вареные (сардельки) для школьного питания отварные |
49 | |
Капуста тушеная | 100 | ||
Фиточай цветочный (гибискус) | 200 | ||
Сахар в индивидуальной упаковке | 10 | ||
Хлеб из
муки пшеничной первого сорта
обогащенный витаминами и для детского питания |
20 | ||
Плоды и ягоды свежие | |||
Мюсли прессованные (батончики) | 25 | ||
Обед | Салат из
моркови с черносливом и |
60 | |
Суп-пюре из гороха | 250 | ||
Сухарики из хлеба пшеничного | 15 | ||
Рыба (филе) припущенная | 75 | ||
Сложный
гарнир: рис отварной и салат из морской капусты промышленного производства |
75/25 | ||
Компот из
плодов свежих |
200 | ||
Хлеб ржано-пшеничный
обогащенный витаминами и |
20 | ||
Полдник | Булочка
"Городская" собственного |
70 | |
Биойогурт питьевой | 200 | ||
День 3 (Среда) | Наименование блюда | Выход, г | |
Завтрак | Салат из
помидоров с растительным |
60 | |
Котлеты
рубленые из птицы (цыплята) из п/ф промышленного производства |
50 | ||
Изделия макаронные группы А отварные | 100 | ||
Какао-напиток, обогащенный микронутриентами, быстрорастворимый на молоке | 200 | ||
Хлеб из
муки пшеничной первого сорта
обогащенный витаминами и |
20 | ||
Плоды и ягоды свежие | |||
Обед | Салат зеленый с огурцом и растительным маслом | 60 | |
Борщ сибирский на мясном бульоне | 250 | ||
Запеканка картофельная с мясом отварным | 180 | ||
Компот из
плодов быстрозамороженных |
200 | ||
Хлеб из
муки пшеничной первого сорта
обогащенный витаминами и |
20 | ||
Соус сметанный | 10 | ||
Мюсли прессованные
(батончики) |
16 | ||
Полдник | Ватрушка с сыром | 70 | |
Сок апельсиновый обогащенный | 200 | ||
Информация о работе Технология приготовления блюд школьного рациона