Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:08, курсовая работа
В работе необходимо провести изучение серийной конструкции и проанализировать ее недостатки, рассмотреть возможные варианты совершенствования конструкции, и выбрать наиболее оптимальный. Для выбранного варианта конструкции работоспособность подтвердить при помощи инженерных расчетов по рекомендуемым в специальной литературе методикам.
Введение 4
1 Анализ существующих коробок переключения передач 5
2 Описание устройства и работы базового варианта конструкции 6
3 Обоснование предлагаемого варианта конструкции 9
4 Расчет элементов конструкции 11
4.1 Расчет зубчатых передач 11
4.2 Уточнённый расчёт валов 30
5 Расчет долговечности подшипников 46
Заключение 48
Список использованных источников 49
Допускаемое напряжение изгиба
где предельное напряжение изгиба, МПа
коэффициент долговечности.
Коэффициент долговечности вычисляется по формуле:
Где: показатель кривой усталости при изгибе;
– базовое число циклов;
эквивалентное число циклов перемен напряжения.
Показатель кривой усталости при изгибе определяют по таблице 7.6 [1]
Базовое число циклов определяют по таблице 7.6 [1]
Эквивалентное число циклов перемен напряжения
Где ресурс по усталости при работе зубчатого колеса на нескольких передачах;
планируемый пробег автомобиля до капитального ремонта, км.
Ресурс по усталости при изгибе, затрачиваемой на один километр
где - передаточное число от рассматриваемой шестерни до колеса
относительный пробег на данной передаче.
относительный пробег определяется по таблице 7.5 [1]
Общий ресурс по усталости при изгибе
где продольное напряжение изгиба при базовом числе циклов
базовое число циклов 4∙106
Продольное напряжение изгиба при базовом числе циклов
Где - характеризует выносливость материала;
коэффициент, учитывающий особенность обработки зубьев;
коэффициент, учитывающий характер нагружения.
определяется по таблице 7.6 [2]
Значения коэффициента [3, c144]
Значения коэффициента в зависимости от характера нагружения зубчатого колеса.
Пробег автомобиля до усталостной поломки зуба
Расчетное напряжение изгиба , МПа, не должно быть больше допустимого напряжения изгиба , МПа.
Максимальное напряжение изгиба
где коэффициент динамичности, вычисляется по формуле:
где максимальный динамический момент, Нм.
Принимаем
Условие достаточной прочности зуба при изгибе
где предельное напряжение изгиба от однократного действия динамической нагрузки, которое может привести к остаточной деформации зуба или его хрупкой поломке.
Значение определяется по таблице 7.6 [2]
Остальные расчеты приведены в таблице 5
Определения параметра контактного напряжения
Где: единичное контактное напряжение изгиба
коэффициент, зависящий от суммарной длины контактных линий и величины перекрытия;
коэффициент, который учитывает распределение нагрузки между зубьями, зависит от точности изготовления колеса;
коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении;
коэффициент, учитывающий свойства смазок и характер работы колеса в зацеплении;
коэффициент, учитывающий габаритные размеры зубчатого колеса.
Единичное контактное напряжение изгиба
где угол зацепления в торцевой плоскости, град, вычисляется по формуле:
Коэффициент, зависящий от суммарной длинны контактных линий
Коэффициент,
который учитывает
Где: коэффициент, учитывающий повышения интенсивности нагрузки;
коэффициент, учитывающий неточность распределения нагрузки между зубьями.
[3, c112]
[3, c113]
Коэффициент,
учитывающий неравномерность
где учитывает неравномерность распределения нагрузки в начальный период работы передачи;
коэффициент, учитывающий влияние
приработке зубьев
Коэффициент определяем графически по рисунку 7.21 [3]
Коэффициент определяем по таблице 7.8 [3]
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении
[1, c114]
при [1, c114]
Ресурс по контактной усталости на один км пробега
Где: показатель кривой усталости (контактной), определяется по таблице 7.6 [3];
коэффициент пробега, определяется графически по рисунку 7.17 [3].
Предельное контактное напряжение
Где: параметр предела контактной выносливости;
коэффициент, зависящий от параметров шероховатости.
Параметр определяют по таблице 7.6 [3]
Коэффициент определяют по таблице 7.11 [3]
Примечание: если , расчет заканчивают, если , расчет продолжают.
Общий ресурс зубчатых колес
где базовое число циклов перемен наряжений.
определяем по таблице 7.6 [3]
Пробег автомобиля до появления усталостного выкашивания зубьев
Общее число циклов нагружения
Коэффициент долговечности
Допускаемое контактное напряжение
Где: коэффициент, учитывающий механические свойства материала зубчатого колеса
[3, c117]
Максимальное расчетное контактное напряжение
Максимальное контактное напряжение
Условие достаточной контактной прочности активной поверхности зубьев
где предельное контактное напряжение от однократного действия динамической нагрузки, которое может привести к повреждению активной поверхности зубьев.
Значение определяем по таблице 7.6 [3]
Результаты остальных расчетов приведены в таблицах 7-10.
Все шестерни проходят по контактному напряжению.
Таблица 7
Ведущие зубчатые колеса. Расчет зубьев на изгиб
№ | 4 | 6 | 8 | ||
Z | 22 | 31 | 38 | ||
m,ဠмм | 3 | 3 | 3 | ||
β, град | 22,33 | 20,33 | 22,33 | ||
dw,мм | 110 | 155 | 184 | ||
da,мм | 122,38 | 159,42 | 204,29 | ||
db,мм | 102 | 144 | 171 | ||
bw,мм | 38 | 38 | 34 | ||
Ft, кН | 26,254 | 87,4 | 69,4 | 67,0 | 53,2 |
YF0 | 2,3 | 2,25 | 2,25 | ||
Ku | 1 | 1 | 1 | ||
YF | 2,3 | 2,255 | 2,260 | ||
εα | 1,265 | 1,284 | 1,325 | ||
εβ | 1,217 | 1,485 | 1,410 | ||
Yε | 0,7 | 0,800 | 0,800 | ||
KFα | 1 | 1 | 1 | ||
Ψbd | 0,543 | 0,367 | 0,311 | ||
KFβ | 1,4 | 1,04 | 1,04 | ||
V, м/с | 8,629 | 10,330 | 12,158 | ||
KVΔ | 1,2 | 1,25 | 1,15 | ||
Kve | 1,32 | 1,15 | 1,1 | ||
KFV | 1,584 | 1,438 | 1,265 | ||
KFμ | 0,95 | 0,95 | 0,95 | ||
KFX | 1,07 | 1 | 1 | ||
σF, МПа | 334,32 | 544 | 432 | 498 | 395 |
γi, % | - | 0,1 | 0,3 | 0,5 | 1,1 |
KПF | - | 0,03 | 0,05 | 0,08 | 0,1 |
RF | 8,29*1024 | 1,325*1023 | 1,16*1023 | ||
YR | 1 | 1 | 1 | ||
KFC | 1,14 | 1,14 | 1,2 | ||
σFР0, МПа | 524,4 | 456 | 480 |
Таблица 8
Ведущие зубчатые колеса. Расчет
зубьев на контактную
№ | 4 | 6 | 8 | ||
ZH | 3,4 | 3,221 | 3,831 | ||
Zε | 0,7 | 0,800 | 0,800 | ||
KHα | 1,33 | 0,9 | 0,9 | ||
KHw | 1,33 | 1,000 | 1,000 | ||
KHβ | 1,4 | 1,04 | 1,04 | ||
KHV | 1,258 | 1,199 | 1,125 | ||
KHμ | 1 | 1 | 1 | ||
KHX | 1 | 1 | 1 | ||
ПН, МПа | 22,09 | 39,1 | 31,0 | 29,7 | 23,5 |
γi, % | - | 0,1 | 0,3 | 0,5 | 1,1 |
KПH | - | 0,15 | 0,19 | 0,21 | 0,215 |
RH | 3,212*106 | 2,922*106 | 2,734*106 | ||
ПНР0, МПа | 21 | 21 | 21 | ||
NHO | 1,2*108 | 1,2*108 | 1,2*108 | ||
RHlim | 1,2*108 | 1,2*108 | 1,2*108 | ||
LH, км | 4,45*105 | 12,1*106 | 2,04*106 | ||
NHE | 59,59*106 | 11207658 | 46865953 | ||
KHL | 1,262 | 2,204 | 1,368 | ||
σHР, МПа | 1415,7 | 3418,8 | 1402 | ||
σрасч, МПа | 1292,5 | 1720,6 | 908 | ||
σHmax, МПа | 1827,8 | 2433,4 | 1283 | ||
σHlimM, МПа | 3800 | 3800 | 3800 |