Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:08, курсовая работа
В работе необходимо провести изучение серийной конструкции и проанализировать ее недостатки, рассмотреть возможные варианты совершенствования конструкции, и выбрать наиболее оптимальный. Для выбранного варианта конструкции работоспособность подтвердить при помощи инженерных расчетов по рекомендуемым в специальной литературе методикам.
Введение 4
1 Анализ существующих коробок переключения передач 5
2 Описание устройства и работы базового варианта конструкции 6
3 Обоснование предлагаемого варианта конструкции 9
4 Расчет элементов конструкции 11
4.1 Расчет зубчатых передач 11
4.2 Уточнённый расчёт валов 30
5 Расчет долговечности подшипников 46
Заключение 48
Список использованных источников 49
Содержание
Введение 4
1 Анализ существующих коробок переключения передач 5
2 Описание устройства и работы базового варианта конструкции 6
3 Обоснование предлагаемого варианта конструкции 9
4 Расчет элементов конструкции 11
4.1 Расчет зубчатых передач 11
4.2 Уточнённый расчёт валов 30
5 Расчет долговечности подшипников 46
Заключение 48
Список
использованных источников 49
Разрабатываемый курсовой проект предусматривает проведение инженерного расчета проектируемого узла или агрегата и выполнение графической части, в которой отражаются сборочные и рабочие чертежи узла, кинематические схемы и т.п.
Темой настоящего проекта определена коробка переключения передач грузового автомобиля ЗИЛ – 5301, являющаяся неотъемлемым элементом трансмиссии.
Целью проекта является расширение диапазона передаточных чисел путем замены шестерен 2,3,5-й передач, что впоследствии улучшит экономико-эксплуатационные показатели и благоприятно повлияет на экономичность автомобиля и его ресурс.
В работе необходимо провести изучение серийной конструкции и проанализировать ее недостатки, рассмотреть возможные варианты совершенствования конструкции, и выбрать наиболее оптимальный. Для выбранного варианта конструкции работоспособность подтвердить при помощи инженерных расчетов по рекомендуемым в специальной литературе методикам.
Коробка переключения передач (КПП) служит для изменения в широком диапазоне крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса автомобиля при трогании с места и его разгоне. Помимо этого коробка передач обеспечивает автомобилю движение задним ходом и позволяет длительно разъединять двигатель и ведущие колеса, что необходимо при работе двигателя на холостом ходу во время движения или при стоянке автомобиля.
Современные
автомобили могут оснащаться одним
из четырех видов КПП –
Механическая коробка передач с ручным переключением состоит из набора шестерен. Изменение передаточного числа осуществляется путем введения их в зацепление в различных сочетаниях. К плюсам данной коробки следует отнести высокий КПД, простоту, низкую цену, высокую динамику и наименьший расход топлива по сравнению с остальными коробками. Из недостатков следует отметить неудобство управления, особенно при движении в городе.
На современных грузовых автомобилях преимущественно применяют как автоматические так и механические ступенчатые коробки передач с зубчатыми шестернями. Количество передач переднего хода варьируется в зависимости от условий движения грузового автомобиля, мощности двигателя, дорожного покрытия на котором он преимущественно будет передвигаться.
На автомобиле ЗИЛ-5301 установлена пятиступенчатая механическая КПП с синхронизаторами на 2,3,4,5-й передачах. Переключение 1-й и задней передач в ней осуществляется передвижением шестерни, которые входят поочередно в зацепление с другими шестернями, остальные передачи включаются блокировкой шестерен на валу с помощью синхронизаторов. Синхронизаторы выравнивают частоту вращения включаемых шестерен и блокируют одну из них с ведомым валом. Управление передвижением шестерен или синхронизаторов осуществляет водитель при выключенном сцеплении. В зависимости от числа передач переднего хода коробки передач бывают трехступенчатыми, четырехступенчатыми и т. д.
Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ЗИЛ-5301 (рисунок 1) является трехходовой и имеет пять передач для движения вперед и одну для движения задним ходом. Коробка передач имеет два синхронизатора для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач.
Рисунок 1 – Коробка переключения передач автомобиля ЗИЛ – 5301
/ — картер; 2 — промежуточный вал; 3 — первичный вал; 4 и 7 — синхронизаторы; 5 и 18 — шестерни четвертой передачи; 6 а 17 — шестерни третьей передачи; 8 и 15 — шестерни второй передачи; 9 — шестерня-каретка первой передачи и заднего хода; 10 — стояночный тормоз; // — вторичный вал; 12 — шестерня привода спидометра; 13 и 19 — блок шестерен заднего хода; 14 — шестерня первой передачи; 16 — шестерня заднего хода
Шестерни ведущего, промежуточного и ведомого валов, кроме шестерен первой передачи, находятся в постоянном зацеплении и имеют косые зубья. На промежуточном валу все шестерни, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. На ведомом валу шестерня первой передачи посажена на шлицах, а остальные шестерни могут вращаться на валу свободно. Сливное отверстие картера закрыто пробкой с магнитом для улавливания стальных и чугунных частиц, образующихся в результате износа. Сверху коробка передач закрыта крышкой, в которой размещен механизм переключения передач. Два боковых люка закрыты штампованными крышками.
Эти люки предусмотрены для установки дополнительных механизмов на специальных автомобилях.
Первая передача (рисунок 2, а) включается перемещением шестерен первой передачи ведомого вала вперед.
Вторая передача (рисунок 2, б) включается перемещением муфты синхронизатора второй и третьей передач назад. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом на шестерне второй передачи, закрепляя ее на ведомом валу
Третья передача (рисунок 2, б) включается перемещением муфты синхронизатора вперед. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом на шестерне третьей передачи, закрепляя ее на ведомом валу.
Четвертая передача (рисунок 2, г) включается перемещением, муфты синхронизатора четвертой и пятой передач назад. Зубья муфты через венец закрепляют шестерни четвертой передачи на ведомом валу.
Пятая передача (р рисунок 2, д) включается перемещением вперед этой же муфты синхронизатора. При этом наружные зубья муфты входят в зацепление с внутренними зубьями ведущего вала, соединяя его непосредственно с ведомым валом (прямая передача). Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует.
Задний ход (рисунок 2, ё) включается перемещением шестерни первой передачи по. шлицам ведомого вала назад до включения ее с шестерней блока заднего хода. Передача крутящего момента с промежуточного вала на ведомый будет происходить через дополнительную шестерню, вследствие чего ведомый вал будет вращаться в обратном направлении.
Рисунок 2 - Включение шестерен в коробке передач автомобиля ЗИЛ-5301 на передачах а — первой, б — второй; в — третьей; г — четвертой, д — пятой, е — заднего хода
Безударное (бесшумное) включение передач возможно при условии предварительного уравнивания частот вращения включаемых в зацепление шестерен. Для этого служит синхронизатор.
Для проектирования принимаем грузовой автомобиль ЗИЛ – 5301 с двигателем Д – 245.9Е2 и пятиступенчатой КПП.
В виду развития науки и техники, использование передаточного числа равного единице на высшей передаче не является рациональным.
По данным [1] двигатель Д – 245.9Е2 имеет следующую техническую характеристику:
- номинальная мощность 95,7кВт (130 л.с.);
-
частота вращения коленвала
- наибольший крутящий момент 456 Н * м ;
-
частота вращения коленвала
- наименьшая частота вращения коленвала на режиме холостого хода 500 об/мин.
Механическая
пятиступенчатая КПП имеет
Таблица - 1
Передаточные числа коробки переключения передач автомобиля ЗИЛ-5301
Передача | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ЗХ |
6,45 | 3,56 | 1,98 | 1,275 | 1 | 6,15 |
Как видно из таблицы 1, передаточное отношение на 5-й передаче равно единице, что в современных условиях эксплуатации автомобиля не целесообразно по ряду факторов.
В настоящем проекте предлагается заменить зубчатые колеса 2,3,4–ой передач, тем самым изменив передаточное отношение на 2,3,4,5-ой передач.
Наличие 5-й повышающей передачи обеспечит снижение оборотов двигателя при более высокой скорости движения и впоследствии в реальных условиях эксплуатации повлечет за собой экономию топлива и повышение ресурса двигателя.
Работоспособность конструкции и долговечность подшипников определяется в расчетной части пояснительной записки.
Предлагаемый
вариант конструкции
Рисунок 3 - Схема передачи крутящего момента
4.1.1 Межосевое расстояние мм, определяется по формуле:
где - – максимальный передаваемый крутящий момент
Принимаем из стандартного ряда мм
4.1.2
Рабочая ширина зубчатых
мм
Примечание , мм
Рабочая ширина зубчатых венцов шестерен
Таблица - 2
Номер зубчатого колеса |
Z3 | Z4 | Z5 | Z6 | Z7 | Z8 |
Ширина зубчатого венца bw ,мм |
38 | 36 | 38 | 36 | 38 | 36 |
4.1.3 Нормальный модуль , вычисляется по формуле
Принимаем по ГОСТ 9593-60
Передаточные
числа коробки передач
Таблица 3
параметр | передача | |||
Привод промежуточного вала | ||||
передаточное
число |
1,864 | 1,72 | 0,88 | 0,422 |