Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:26, отчет по практике
Производство неконцентрированной азотной кислоты под давлением 0,73 МПа (7,3 кгс/см2) введено в эксплуатацию в январе 1976 года.
Мощность производства:
проектная – 240000 тонн моногидрата азотной кислоты в год,
достигнутая в 2003 году – 206083 тонн,
граничная, экономически оправданная – 204120 тонн,
минимальная устойчивая – 191160 тонн
Введение 3
Характеристика сырья и получаемого продукта 5
Технологическая схема производства 11
Технические показатели производства 27
Аппаратное оформление 40
Организация монтажа и ремонта оборудования 55
Охрана труда, техника безопасности 79
Средства КИП и автоматики 86
Экономика действующего (базового) производства 88
Гражданская оборона 90
Промышленная экология 93
Выводы 94
Список литературы 95
Схема включает вспомогательные узлы:
В производство входит склад азотной кислоты (корп. 744).
2.1. Очистка и компримирование воздуха.
Атмосферный воздух для производства азотной кислоты засасывается осевым компрессором агрегата ГТТ-3М в камеру очистки воздуха, имеющую три параллельные секции, где осуществляется двухступенчатая (грубая и тонкая) очистка.
Первая ступень - грубая очистка осуществляется при прохождении воздуха через кассеты с лавсановым волокном.
Вторая ступень - тонкая очистка производится при прохождении воздуха через кассеты с тканью Петрянова.
Очищенный воздух с массовой концентрацией пыли не более 0,007 мг/м3, поступает на всас осевого компрессора поз. Iа агрегата ГТТ-3М, которым сжимается до давления 0,24-0,3 МПа (2,4-3,0 кгс/см2), нагреваясь при этом до температуры не более 175оС.
После осевого компрессора поз.Iа воздух охлаждается в воздухоохладителе поз.Iд оборотной водой до температуры не более 70 0С. Охлажденный воздух после воздухоохладителя направляется на всас нагнетателя поз. Iг, где дожимается до давления не более 0,8 МПа (8 кгс/см2), нагреваясь при этом до температуры не более 180оС.
Осевой компрессор поз. Iа и нагнетатель поз. Iг приводятся в движение газовой турбиной поз. Iа, рабочим телом которой являются очищенные хвостовые газы, смешанные с воздухом и топочные газы, получаемые при горении природного газа в токе воздуха в универсальной камере сгорания турбины.
Осевой компрессор и газовая турбина, вместе составляющие турбокомпрессор поз. Iа, конструктивно объединены в одном корпусе и имеют общий ротор, выполненный из одной поковки.
После нагнетателя сжатый воздух разделяется на два потока: технологический и для собственных нужд агрегата ГТТ-3М.
Воздух технологический разделяется на три потока:
1 – в подогреватель воздуха поз. 1,
2 – в продувочную колонну поз. 12,
3 – в линию нитрозных
газов после подогревателя
Воздух для собственных нужд агрегата ГТТ-3М используется в универсальной камере сгорания турбины для сжигания природного газа, в газовой турбине – для охлаждения проточной части корпуса и уплотнения турбины (думмис).
Газовый технологический
турбокомпрессор ГТТ-3М поз. 1 снабжен
жидкостным регулятором скольжения
ЖРС поз. IIб, плавно регулирующим
частоту вращения разгонного двигателя
ФАЗ-800 поз. IIа во время пуска
агрегата ГТТ-3М поз. I с помощью
экранов расположенных в
Находясь в крайнем нижнем положении, экраны вносят максимальное дополнительное сопротивление в цепи ротора. Такое положение является исходным для пуска разгонного двигателя ФАЗ-800 поз. IIа. После пуска и выхода газовой турбины поз. Iа на оптимальные обороты – не более 5100 мин-1, экраны ЖРС поз. IIб принимают верхнее крайнее положение. Дополнительное сопротивление отсутствует, разгонный двигатель ФАЗ-800 поз. IIа имеет номинальную частоту вращения , ЖРС отключен. Подъем и опускание экранов осуществляется маслом, поступающим из системы регулирования агрегата ГТТ-3М поз I.
Независимо от нагрузки
турбокомпрессор поз. Iа работает
с неизменной производительностью
при постоянной температуре наружного
воздуха. Неиспользуемый в технологическом
процессе воздух сбрасывается в линию
очищенных хвостовых газов
Производительность агрегата ГТТ-3М зависит от барометрического давления и температуры воздуха на всасе, изменяясь в ту или другую сторону от проектной с изменением данных условий (проектные условия: давление 0,097 МПа (0,97 кгс/см2), температура 20оС.
Природный газ в универсальную камеру сгорания турбины поз. Iв поступает из общецехового коллектора по трем трубопроводам: в основную, дежурную и запальную горелки. Запальная горелка работает в течение 30 секунд только в начальный период пуска агрегата ГТТ-3М. Для горения природного газа в универсальную камеру сгорания турбины подается воздух от нагнетателя поз. Iг.
Топочные газы в смеси с воздухом после универсальной камеры сгорания турбины поз.Iв с температурой не более 700оС поступают в газовую турбину поз. Iа.
Для охлаждения материальных потоков газотурбинного агрегата ГТТ-3М поз I используется вода оборотного цикла № 9 с начальной температурой не более 28оС и давлением не более 0,3 МПа (3 кгс/см2).
Оборотная вода направляется:
Отработанная оборотная вода возвращается в оборотный цикл.
Маслосистема газотурбинного агрегата ГТТ-3М
В маслобак газотурбинного агрегата ГТТ-3М масло подается из бака чистого масла поз. 14 периодически насосом поз. 15.
Маслосистема газотурбинного агрегата ГТТ-3М обеспечивает подачу на агрегат масла двух параметров. Масло высокого давления подается в систему регулирования и защиты агрегата. Масло низкого давления подается на смазку подшипников агрегата ГТТ-3М, зубчатых зацеплений и соединительных муфт, а также на всас главного маслонасоса.
Масло высокого давления с нагнетания главного маслонасоса направляется в систему регулирования и на питание инжектора насоса и инжектора смазки.
Инжектором насоса масло засасывается из бака поз. Iс и подается на всас главного маслонасоса под избыточным давлением не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) для предохранения от подсоса воздуха и срыва работы насоса. Инжектором смазки масло засасывается из бака поз. Iс и направляется через маслоохладители в систему смазки под давлением 0,08-0,1 МПа (0,8-1 кгс/см2).
При пуске агрегата ГТТ-3М до вступления в работу главного маслонасоса снабжение масла осуществляется пусковым насосом с приводом от электродвигателя переменного тока. Автоматическое его включение происходит также при всех остановках агрегата ГТТ-3М, при снижении давления масла смазки до 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).
В случае аварийного падения давления масла смазки до значения 0,04 МПа (0,4 кгс/см2) происходит автоматическое включение резервного насоса, который обеспечивает маслом только систему смазки. Резервный насос приводится в действие электродвигателем постоянного тока, питающегося от аккумуляторной батареи.
Отработанное масло из маслобака поз. Iс самотеком сливается по мере необходимости в бак отработанного масла поз. XIV, откуда насосом поз. XV откачивается в автоцистерну, которой отправляется в отделение регенерации масел.
Системы противоаварийной защиты газотурбинного агрегата ГТТ-3М.
Газотурбинный агрегат ГТТ-3М для защиты от возможной аварии оснащён средствами противоаварийной защиты (ПАЗ).
Аварийная остановка газотурбинного агрегата ГТТ-3М происходит при срабатывании систем ПАЗ при следующих значениях параметров :
Подготовка газообразного аммиака
Жидкий аммиак из отделения ПЖМУ цеха 1-А с давлением 1,2-1,4 МПа (12-14 кгс/см2) подается в межтрубное пространство испарителя аммиака поз.11. Уровень жидкого аммиака в испарителе поз. 11 поддерживается автоматически регулятором уровня LC-10 подачей жидкого аммиака в испаритель.
Испаритель жидкого аммиака поз. 11 представляет собой горизонтальный цилиндрический сосуд с размещенным в нем пучком трубок, в которые подается пар давлением не более 1,5 МПа (15 кгс/см2). Испарение аммиака происходит при давлении в испарителе 0,9-1,1 МПа (9-11 кгс/см2), которое поддерживается автоматически изменением расхода пара, подаваемого в испаритель.
При снижении давления газообразного аммиака до 0,85 МПа (8,5 кгс/см2) срабатывает предупредительная световая и звуковая сигнализация.
При снижении давления газообразного аммиака до 0,7 МПа (7 кгс/см2) происходит автоматическая остановка технологической части агрегата УКЛ.
После испарителя поз. 11 газообразный аммиак поступает в фильтр поз. 11а, где происходит его очистка от масла и механических примесей (катализаторной пыли) на стекловолокне типа БВ-6/B. Фильтр оборудован змеевиком для частичного обогрева аммиака паром давлением не более 1,5 МПа (15 кгс/см2).
Очищенный в фильтре поз. 11а газообразный аммиак подается в подогреватель газообразного аммиака поз. 11г, где подогревается до температуры 80-110оС паром давлением не более 0,5 МПа (5 кгс/см2) и подается на приготовление аммиачно-воздушной смеси в смеситель поз. 2.
При снижении температуры газообразного аммиака после подогревателя поз. 11г до 70оС происходит автоматическая остановка технологической части агрегата УКЛ.
Паровой конденсат после испарителя аммиака поз. 11, фильтра газообразного аммиака поз. 11а и подогревателя газообразного аммиака поз. 11г направляется в сборник парового конденсата поз. XXI. Предусмотрена подача парового конденсата в деаэраторный бак.
Из нижней части испарителя
аммиака поз. 11 загрязненный маслом
и механическими примесями
2.3. Подготовка аммиачно-воздушной смеси
Сжатый воздух после нагнетателя поз. Iг с давлением не более 0,8 МПа (8 кгс/см2) и температурой не более 180оС поступает на дополнительный подогрев в подогреватель воздуха поз.1, представляющий собой вертикальный кожухотрубный теплообменник. В подогревателе воздух подогревается горячими нитрозными газами, выходящими из окислителя поз.5. Регулирование температуры воздуха осуществляется изменением расхода воздуха, проходящего через подогреватель. После подогревателя воздуха поз.1 воздух направляется на приготовление аммиачно-воздушной смеси в смеситель поз.2.
Подготовка аммиачно-воздушной смеси заключается в ее приготовлении и очистке и производится в совмещенном аппарате – смесителе с фильтром поз. 2.
Нижняя часть смесителя служит для смешения аммиака с воздухом и представляет собой вертикальный кожухотрубный теплообменник с верхней ложной трубной доской. По трубкам снизу подается аммиак, в межтрубное пространство – воздух. На выходе из трубок аммиак смешивается с горячим воздухом. Затем аммиачно-воздушная смесь проходит через завихрители и поступает на дополнительную очистку в патронные фильтры, расположенные в верхней части смесителя поз. 2.
Температура аммиачно-воздушной смеси на выходе из смесителя составляет 140-220оС и регулируется изменением температуры воздуха после подогревателя воздуха поз. 1.
Объемный расход воздуха в смеситель поз. 2 регулируется вручную, а объемный расход аммиака – автоматически, в зависимости от объемного расхода воздуха. Объемная доля аммиака в аммиачно-воздушной смеси поддерживается в пределах 9,7-10,7%.
На стадии подготовки аммиачно-воздушной смеси для предупреждения образования взрывоопасной смеси схемой предусмотрено аварийное автоматическое отключение технологической части агрегата УКЛ при:
В период пуска технологической части агрегата до вывода агрегата на нормальный технологический режим, остановки агрегата, а также при непродолжительной остановке технологической части агрегата газообразный аммиак выдается в сеть предприятия низкого давления.
2.4. Окисление аммиака и охлаждение нитрозных газов
Из смесителя с фильтром
поз. 2 аммиачно-воздушная смесь
Контактный аппарат
Процесс окисления аммиака протекает при температуре 880-910оС по реакции:
Основная 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O + 907 кДж
Побочные 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6 H2O + 1266 кДж
4NH3 + 4O2 = 2N2O + 6H2O + 1105 кДж
Выход оксида азота от окисленного аммиака (степень конверсии) должен составлять не менее 93,5%.