Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:45, курсовая работа
Проектирование электрической машины – сложная многовариантная задача. При ее решении приходится учитывать большое количество факторов. Разработчики проекта пытаются получить, по возможности наиболее быстрым путем, более близкого к заданию расчетного варианта. Они, подход к расчету и проектированию электрических машин на всех этапах развития включали в себя все новейшие достижения в теории и практике электромашиностроения.
Электрическая машина должна иметь капитальные минимальные вложения в производство и минимальную трудоемкость. Для этого она должна иметь технологическую конструкцию, максимально использовать существующее технологическое оборудование и оснастку.
Важнейшим требованием является минимальная материалоемкость. При создании новой электрической машины важнейшим требованием является экономия стали, алюминия, меди, изоляции и конструкционных материалов. С экономией материалов связано создание машин, имеющих минимальные отходы материалов при изготовлении.
1. Общая часть.
1.1 Перспективы совершенствования технологии проектирования электрических машин.
2. Расчетная часть.
2.1 Выбор главных размеров.
2.2 Расчет размеров зубцовой зоны статора и
воздушного зазора.
2.3 Расчет ротора.
2.4 Расчет намагничивающего тока.
2.5 Параметры рабочего режима.
2.6 Расчет потерь.
2.7 Расчет рабочих характеристик.
2.8 Тепловой расчет.
3. Конструкционная часть.
4. Заключение.
5. Графическая часть.
6. Список литературы.
Находим активную составляющую тока синхронного холостого хода по формуле:
Iоа = ( Рст.осн + 3 ∙ Iμ2
∙ r1 ) / 3 ∙ U1н, где
Iμ – намагничивающий ток, А.
Iоа = ( 224,787 + 3 ∙ 19,212 ∙ 0,592 ) / 3 ∙ 220 = 1,333 А
Находим:
а' = с12
а' = 1,02972 = 1,0602 Ом; b' = 0
а = с1 ∙ r1
а = 1,0297 ∙ 0,592 = 0,6095 Ом
b = c1 ∙ ( x1 + c1 ∙ x2)
b = 1,0297 ∙ ( 0,331 + 1,0297 ∙ 1,1890) = 1,6015 Ом
Принимаем Sн ≈ r2'* ≈ 0,011 и рассчитываем рабочие характеристики, задаваясь S = 0,05; 0,01; 0,011.
Результаты расчета приведены в таблице 1.
Данные расчета рабочих характеристик асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Р2н = 11 кВт; U1н = 220/380 В; 2р = 4; I2н = 19,275 А; Рст + Рмех = 0,35 кВт;
Рдоб.н = 0,063 кВт; Iоа = 1,333 А; Iор ≈ Iμ ≈ 19,21 А; r1 = 0,592 Ом;
r2' = 0,015 Ом; с1 = 1,0297; а' = 1,06 Ом; а = 0,609 Ом; b' = 0; b = 1,6015 Ом.
Расчетная формула
|
Еди -ница |
Скольжение | ||||||
0,005 |
0,01 |
0,011 |
||||||
а' ∙ r2' / S |
Ом |
20,55 |
10,28 |
9,952 |
||||
b' ∙ r2' / S |
Ом |
0 |
0 |
0 |
||||
R= a + a' ∙ r2' / S |
Ом |
21,16 |
10,886 |
9,952 |
||||
X= b + b' ∙ r2' / S |
Ом |
1,6015 |
1,6015 |
1,6015 |
||||
Z = √ R2 + X2 |
Ом |
21,23 |
11,005 |
10,03 |
||||
I2'' = U1н / Z |
А |
10,35 |
19,99 |
21,93 |
||||
cosφ2' = R / Z |
– |
0,996 |
0,989 |
0,992 |
||||
sinφ2’ = X / Z |
– |
0,075 |
0,145 |
0,159 |
||||
I1a= Iоа + I2'' ∙ cosφ2' |
А |
11,641 |
21,103 |
23,087 |
||||
I1р= Iор + I2'' ∙ cosφ2' |
А |
19,986 |
22,108 |
22,696 |
||||
I1 = √ I1а2 + I1р2 |
А |
23,12 |
30,56 |
32,37 |
||||
I2' = c1 ∙ I2'' |
А |
10,657 |
20,583 |
22,581 |
||||
Р1 = 3 ∙ U1н ∙ I1а |
кВт |
7,683 |
13,927 |
15,237 |
||||
Рэ1 = 3 ∙ I12 ∙ r1 |
кВт |
0,949 |
1,658 |
1,86 |
||||
Рэ2 = 3 ∙ I2' ∙ r2' |
кВт |
0,12 |
0,23 |
0,25 |
||||
Рд = Рд.н ∙ ( I1 / I1н )2 |
кВт |
0,058 |
0,103 |
0,115 |
||||
ΣР = Рст + Рмех + + Рэ1 + Рэ2 + Рдоб |
кВт |
0,4102 |
0,445 |
0,4679 |
||||
Р2 = Р1 – ΣР |
кВт |
7,272 |
13,471 |
14,769 |
||||
η = 1 – ΣР / Р1 |
– |
0,946 |
0,967 |
0,969 |
||||
cosφ = I1а / I1 |
– |
0,503 |
0,69 |
0,713 |
Находим пусковые
Данные расчета пусковых характеристик двигателя с короткозамкнутым ротором
Р2 = 11 кВт; 2р = 4; Uн = 220/380 В; x1
= 0,331 Ом; x2' = 1,189 Ом; x12п =
= 11,12 Ом; r1 = 0,592 Ом; r2' = 0,015 Ом;
I1н = 23,94 А; Sн = 0,011
|
Р Расчетная формула |
|
Скольжение | |||||
1 |
0,8 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
| |||
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17 |
ξ
φ
Кr = qc / qr
KR = 1 + r2 / rc ∙ (Kr-1)
r2'ξ = КR ∙ r2'
Кд
Кx = Σλ2ξ / Σλ2
x'ξ2 = Кx ∙ x2'
x2'ξнас = x2' ∙ Σλ2ξнас / Σλ2
x1нас = Σλ1нас / Σλ1
с1п.нас = 1 + x1нас/x12п
ап = r1 + с1пнас ∙ r2'ξ / S
bп = x1нас + с1пнас ∙ ∙ r2'ξ / S
I2' = U1н / √ ап2 + bп2
I1 = I2' ∙ √ ап2 + ( bп + + x12п )2 / с1п ∙ x12п
I1* = I1 / I1н
М* = ( I2' / I2н' )2 ∙КR ∙ Sн / S |
–
–
–
–
Ом
–
–
Ом
Ом
Ом
–
Ом
Ом
А
А
–
– |
1,97
0,86
1,269
1,31
0,126
0,75
0,704
0,485
0,402
0,382
1,011
0,719
1,173
160
161,9
6,76
1,52 |
1,76
0,6
1,13
1,22
0,118
0,82
0,723
0,501
0,432
0,391
1,012
0,771
1,201
157,4
155,3
6,48
1,59 |
1,39
0,25
1,04
1,09
0,105
0,91
0,741
0,529
0,48
0,4
1,012
0,831
1,229
149,5
148,7
6,211
1,72 |
0,88
0,05
1
1
0,0969
0,97
0,759
0,553
0,513
0,417
1,013
0,99
1,271
140,2
122,9
5,113
1,99 |
0,62
0,01
1
1
0,0969
1
0,772
0,581
0,582
0,428
1,013
1,27
1,331
121,4
91,4
3,817
2,31 |
Приводим пример расчета при S = 1 и сводим полученные данные в таблицу 2.
Находим ξ при расчетной температуре 1150С по формуле:
ξ = 63,61 ∙ hc ∙ √ S, где
hс – высота стержня в пазу, м;
S – скольжение.
ξ = 63,61 ∙ 0,031 √ 1 = 1,97
Для ξ = 1,97аходим φ = 0,86и φ' = Кд = 0,75
Определяем активное сопротивление обмотки ротора по формуле:
hr = hc / (1 + φ),где
hс – высота стержня в пазу, м.
hr = 0,031/ (1 + 0,86= 0,0167
Находим площадь сечения по формуле:
qr = π ∙ b22 / 8 +( b2
+ br ) / 2 ∙ ( hr – b2 / 2), где
hr – активное сопротивление обмотки ротора, мм.
Находим br по формуле:
br = b2 – ( b2 – b1
) / h1 ∙ ( hr
– b2 / 2 )
br = 17,3 – ( 17,3 – 12,7 ) / 11 ∙ ( 17 – 17,3 ) = 13,8 мм
По формуле (131) находим:
qr = π ∙5,152/8+( 5,15+6,52) / 2 ∙ (16,7–5,15 / 2 ) = 92,82 мм2
Находим коэффициент Кr по формуле:
Кr = qc / qr, где
qc – площадь всего сечения стержня, мм2;
qr – площадь сечения ограниченного высотой hr, мм2.
Кr = 117,8/92,82 = 1,269
Определяем коэффициент общего увеличения сопротивления фазы ротора под влиянием эффекта вытеснения тока по формуле:
КR = 1 + rc / r2 ∙ ( Кr
– 1 ), где
rc – сопротивление стержня, Ом;
r2 – активное сопротивление фазы обмотки ротора, Ом.
КR = 1 +7,086 ∙ 10-6 / 28,29∙ 10-6 ∙ ( 1,269-1 ) = 1,31
Находим сопротивление фазы короткозамкнутого ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока по формуле:
r2'ξ = КR ∙ r2', где
r2' – активное сопротивление фазы обмотки ротора, Ом.
r2'ξ = 1,31 ∙ 0,096 = 0,126 Ом
Находим коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния короткозамкнутого ротора по формуле:
λп2ξ = ( h1 / 3 ∙ b ∙ ( 1 – π ∙ b2 / 8 ∙ qc )2 + 0,66 – bш / 2 ∙ b ) ∙ Кд +
+ hш / bш + 1,12 ∙ hш' ∙ 106
/ I2, где
qc – площадь всего сечения стержня, мм2;
I2 – ток в стержне ротора, А.
λп2ξ = ( 11 / 3 ∙ 17,3 ∙ ( 1 – π ∙ 17,32 / 8 ∙ 346 )2 + 0,66 – 1 / 2 ∙ 17,3 ) ∙0,875 +
+ 0,5 / 1 + 1,12 ∙ 1,5 ∙ 10-3 ∙ 106 / 633 = 1,66
Находим коэффициент Кx по формуле:
Kx = ( λп2ξ + λл2 + λд2 ) / ( λп2 + λл2 + λд2 ), где (137)
λп2 – коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния;
λл2 – коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния;
λд2 – коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния для обмоток статора и ротора.
Кx =( 1,66 + 0,42 + 3,9 ) / ( 2,7 + 0,42 + 3,9 ) = 0,704
Находим изменение индуктивного сопротивления фазы обмотки ротора от действия эффекта вытеснения тока по формуле:
x2ξнас' = Кx ∙ x2'
x2ξнас' = 0,704 ∙ 0,14= 0,485Ом
Находим сопротивление взаимной индукции обмоток в пусковом режиме по формуле:
x12п = x12 ∙ Fц / Fδ,
где
Fδ – магнитное напряжение воздушного зазора, А;
Fц – магнитное напряжение на пару полюсов, А.
x12п =11,1∙ 1098,7 / 661,92 = 53,12 Ом
М* = ( I2' / I2н' ) ∙ КR ∙ Sн
/ S
М* = ( 160 / 19,27 )2 ∙ 1,269∙ 0,0218 / 1 = 1,52
Остальные значения выполняются аналогично и заносятся в таблицу 2. Они отличаются только скольжением.
2.8 Тепловой расчет
56) Находим превышение
температуры внутренней
∆υпов1 = К ∙ Рэп1' + Рстосн
/ π ∙ Д ∙ l1 ∙ α1, где
К = 0,22 (по таблице средних значений коэффициента К для асинхронных двигателей серии 4А);
α1 – коэффициент теплоотдачи с поверхности α1 = 185 Вт / ( м2 ∙ 0С);
Рэп1' – электрические потери в обмотке статора пазовой части, Вт;
Д – внутренний диаметр статора, м.
Находим электрические потери в обмотке статора пазовой части по формуле:
Рэп1' = Кρ ∙ Рэ1 ∙ 2 ∙
l1 / lср1, где
Для обмоток с изоляцией класса нагревостойкости F Кρ = 1,07;
lср – средняя длина обмотки статора, м.
Рэп1' = 1,07 ∙ 1860 ∙ 2 ∙ 0,17 / 0,722 = 937,21 Вт
По формуле (141) находим:
∆υпов1 = 0,18 ∙ (937,21 + 224,787 ) / π ∙ 0,204 ∙ 0,17 ∙ 108 = 17,77 0С
Находим перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора по формуле:
∆υизп1 = ( Рэп1' / Z1 ∙ Пп1 ∙ l1 ) ∙ (bизп1 / λэкв + ( b1+ b2 ) / 16 ∙ λэкв', где (143)
Z1 – число пазов ротора;
Пп1 – расчетный периметр поперечного сечения паза статора, м;
λэкв – средняя эквивалентная теплопроводимость пазовой изоляции;
λэкв' – среднее значение коэффициента теплопроводимости внутренней изоляции катушки всыпной обмотки.
Для изоляции класса нагревостойкости F λэкв = 0,16 Вт / (м ∙ 0С); λэкв' =
= 1,23 Вт / (м ∙ 0С).
∆υисп1 = ( 937,21 /72 ∙ 0,047 ∙ 0,17) ∙ ( 0,7 ∙ 10-3 / 0,16 + ( 0,0069 + 0,00515)/16 ∙ ∙ 4,375689 = 7,12 0С
Находим перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей по формуле:
∆υизл1 = Рэл1' ∙ hп1 / 2 ∙ Z1 ∙ Пп1 ∙ lст1 ∙ 12 ∙ λэкв', где (144)
Рэл1' – электрические потери в обмотке статора лобовой части, Вт;
Пп1 = Пл1 = 0,047 м.
Находим Рэл1' по формуле:
Рэл1' = Кρ ∙ Рэ1 ∙ 2 ∙
lл1 / lср1, где
lср1 – средняя длина обмотки статора, м.
Рэл1' = 1,07 ∙ 1860 ∙ 2 ∙ 0,15 / 0,722 = 826,4 Вт
По формуле (144) находим:
∆υизл1 = 826,4 / 2 ∙ 72 ∙ 0,047 ∙ 0,17 ∙ 12 ∙ 1,23 = 0,7 0С
Находим превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри машины по формуле:
∆υповл1 = К ∙ Рэл1 / 2 ∙ π ∙
Д ∙ lвыл1 ∙ α1, где
lвыл1 – длина вылета катушки, м;
Д – внутренний диаметр статора, м.
∆υповл1 = 0,18∙ 826,4 / 2 ∙ π ∙ 0,204 ∙ 53 ∙ 10-3 ∙108 = 21,15 0С
Находим превышение температуры воздуха внутри машины над температурой окружающей среды по формуле:
Информация о работе Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором