Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:45, курсовая работа
Проектирование электрической машины – сложная многовариантная задача. При ее решении приходится учитывать большое количество факторов. Разработчики проекта пытаются получить, по возможности наиболее быстрым путем, более близкого к заданию расчетного варианта. Они, подход к расчету и проектированию электрических машин на всех этапах развития включали в себя все новейшие достижения в теории и практике электромашиностроения.
Электрическая машина должна иметь капитальные минимальные вложения в производство и минимальную трудоемкость. Для этого она должна иметь технологическую конструкцию, максимально использовать существующее технологическое оборудование и оснастку.
Важнейшим требованием является минимальная материалоемкость. При создании новой электрической машины важнейшим требованием является экономия стали, алюминия, меди, изоляции и конструкционных материалов. С экономией материалов связано создание машин, имеющих минимальные отходы материалов при изготовлении.
1. Общая часть.
1.1 Перспективы совершенствования технологии проектирования электрических машин.
2. Расчетная часть.
2.1 Выбор главных размеров.
2.2 Расчет размеров зубцовой зоны статора и
воздушного зазора.
2.3 Расчет ротора.
2.4 Расчет намагничивающего тока.
2.5 Параметры рабочего режима.
2.6 Расчет потерь.
2.7 Расчет рабочих характеристик.
2.8 Тепловой расчет.
3. Конструкционная часть.
4. Заключение.
5. Графическая часть.
6. Список литературы.
Находим коэффициент проводимости пазового рассеяния по формуле:
λп = hз ∙ Кβ / 3 ∙ b + ( h2 / b + 3 ∙ h1 / ( b + 2 ∙ bш ) + hш / bш ) ∙К'β, где (90)
Известно: hз = 15,8 мм; b = 5,2 мм; h2 = 0; Кβ = 1; Кβ' = 1.
Находим h1 по формуле:
h1 = ( b – bш
) / 2
h1 = (5,2 – 3,1 ) / 2 = 1,05 мм
По формуле (90) находим:
λп = 15,8 ∙ 1 / 3,52 + ( 0 / 5,2 +3 ∙ 1,05 / (5,2 + 2 ∙ 3,7 ) + 1 / 3,7 ) ∙ 1 = 1,533
Находим коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния по формуле:
λл1 = 0,34 ∙ q / lδ' ∙ ( lл
– 0,64 ∙ β ∙ τ ), где
lδ = lδ' = 0,17 м
q – число пазов;
lл – длина лобовой части катушки, мм.
λл1 = 0,34 ∙ 3 / 0,17 ∙ ( 0,15 – 0,64 ∙ 0,88∙0,078 ) = 0,636
Находим коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния для обмоток статора и ротора по формуле:
λд1 = t1 ∙ ξ / 12 ∙ δ ∙ Кδ,
где
t1 – зубцовое деление статора, мм;
δ – воздушный зазор, мм.
Определяем ξ по формуле:
ξ = 2 ∙ Кск' ∙ Кβ – Коб12
∙ ( t2 / t1 )2 ∙ ( 1 + βск2
), где
βск = 0;
Если t2 / t1 = 1,6 то коэффициент проводимости дифференциального рассеяния Кск' = 1,8.
ξ = 2 ∙ 1,3 – 0,9582 ∙ ( 11,4 / 8,9 )2 = 1,096
По формуле (93) находим:
λд1 = 8,9 ∙ 1,096 / 12 ∙ 0,5 ∙ 1,329 = 1,2232
По формуле (89) находим:
x1 = 15,8 ∙ 50 / 100 ∙ ( 132 / 100 )2 ∙ 0,17 /2 4 ∙ (1,533+0,636+1,223) = 0,331 Ом
Находим относительное значение индуктивного сопротивления фазы обмотки статора по формуле:
x1' = x1 ∙ I1н / U1н
x1' = 0,331 ∙ 23,94 / 220 = 0,036
46) Находим индуктивное
сопротивление фазы обмотки
x2 = 7,9 ∙ f1 ∙ lδ' ∙ 10-6 ( λп2 + λл2 + λд2 ), где (96)
f1 – частота вращения, Гц;
lδ' – длина воздушного зазора, м.
Находим коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния по формуле:
λп2 = ( h1 / 3 ∙ b ∙ ( 1 – π ∙ b2 / 8 ∙ qс )2 + 0,66 – bш / 2 ∙ b ) ∙ Кд + hш / bш +
+ 1,12 ∙ hш' ∙ 106 / I2, где
Известно: b = 6,9 мм; bш = 1,5 мм; Кд = 1 ( для рабочего режима ).
hш' – толщина перемычки над пазом, мм;
I2 – ток ротора, А.
λп2 = ( 21,68 / 3 ∙ 6,9 ∙ ( 1 – π ∙ 6,92 / 8 ∙ 117,837 )2 + 0,66 – 1,5 / 2 ∙ 6,9 ) ∙ 1 +
+ 0,7/ 1,5 + 1,12 ∙ 0,3 ∙ 106 /275,68 = 3,1179
Находим коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния по формуле:
λл2 = ( 2,3 ∙ Дкл.ср / Z2 ∙ lδ' ∙ ∆2 ) ∙ lg 4,7 ∙ Дкл.ср / акл + 2 ∙ bкл, где (98)
Дкл.ср – средний диаметр замыкающих колец, м;
Z2 – число пазов ротора;
∆ – коэффициент приведения токов в кольце к току в стержне;
акл и bкл – средняя высота и ширина колец, м.
λл2 = ( 2,3 ∙ 174,2 ∙ 10-3 / 56 ∙ 0,17 ∙ ( 0,324 ) 2 ) ∙ lg 4,7 ∙ 174,2 ∙ 10-3 / 0,01486 +
+ 2 ∙ 0,0288 = 0,63
Находим коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния для обмоток статора и ротора по формуле:
λд2 = t2 ∙ ξ / 12 ∙ δ ∙ Кδ,
где
t2 – зубцовое деление ротора, мм;
ξ ≈ 1;
δ – воздушный зазор, мм.
λд2 = 11,4 ∙ 1 / 12 ∙ 0,5 ∙ 1,329 = 1,429
По формуле (96) находим:
x2 = 7,9 ∙ 50 ∙ 0,17 ∙ ( 3,1179+ 0,63 +1,429 ) ∙ 10-6 = 347,628 ∙ 10-6 Ом
Приводим x2 к числу витков статора по формуле:
x2' = x2 ∙ 4 ∙ m ∙ ( w1 ∙
Коб1 )2 / Z2, где
m – число фаз;
w1 – число витков в фазе обмотки;
Z2 – число пазов ротора.
x2' = 347,628 ∙ 10-6 ∙ 4 ∙ 3 ∙ ( 132∙ 0,958 )2 / 56 = 1,189 Ом
Находим относительное значение x2':
x2'* = x2' ∙ I1н / U1н
x2'* = 1,189 ∙ 23,94 / 220 = 0,142
2.6 Расчет потерь.
47) Находим потери в стали основные по формуле:
Рст.осн = р1,0/5,0 ∙ ( f1 / 50 )β ∙ ( Кда ∙ Ва2 ∙ mа + Кдz ∙ Вz12 ∙ mz1 ), где (102)
Р1,0/5,0 = 2,6 Вт/кг и β = 1,5 для стали 2013 по таблице удельных потерь в стали асинхронных двигателей и значений β при толщине листов 0,5 мм;
f1 – частота вращения, Гц;
Кда и Кдz – коэффициенты, учитывающие влияние на потери в стали неравномерности распределения потока по сечениям участков магнитопровода и технологических факторов. Для машин мощностью меньше 250кВт приближенно можно принять Кда = 1,6 и Кдz = 1,8.
Ва и Вz1 – индукция в ярме и средняя индукция в зубцах статора, Тл;
ma, mz1 – масса стали ярма и зубцов статора, кг.
Находим массу ярма по формуле:
ma = π ∙ ( Да – ha ) ∙ ha
∙ lст1 ∙ Кс ∙ γс, где
Да – наружный диаметр статора, м;
ha – высота ярма статора, м;
γc = 7,8 ∙ 103 кг/м3
Находим высоту ярма статора по формуле:
ha = 0,5 ∙ ( Да – Д ) – hп1,
где
Д – внутренний диаметр статора, м.
hа = 0,5 ∙ ( 0,272 – 0,204 ) – 0,0174 = 0,0166 м
По формуле (103) находим:
ma = π ∙ ( 0,272 – 0,0164 ) ∙ 0,17 ∙ 0,97 ∙ 7,8 ∙ 103 = 17,13 кг
Находим массу зубцов статора по формуле:
mz1 = hz1 ∙ bz1ср ∙
Z 1 ∙ lст1 ∙ Кс ∙ γc,
где
hz1 – расчетная высота зубца статора, м;
bz1ср – средняя ширина зубца статора, м;
Z1 – число пазов статора;
γс = 7,8 ∙ 103 кг/м3.
mz1 = 17,47 ∙ 10-3 ∙ 3,9 ∙ 10-3 ∙ 72 ∙ 0,17 ∙ 0,97 ∙ 7,8 ∙ 103 = 6,309 кг
По формуле (102) находим:
Рст.осн = 2,6 ∙ ( 1,6 ∙ 1,32 ∙ 17,13+ 1,8 ∙ 1,882 ∙ 6,309) = 224,787 Вт
48) Находим поверхностные потери в роторе по формуле:
Рпов2 = рпов2 ∙ ( t2 –
bш2 ) ∙ Z2 ∙ lст2, где
рпов2 – потери, приходящиеся на 1м2 поверхности головок для ротора, Вт/ м3;
t2 – зубцовое деление ротора, мм;
Z2 – число пазов ротора.
Находим рпов2 по формуле:
рпов2 = 0,5 ∙ К02 ∙ ( Z1 ∙ n1 / 10000 )1,5 ∙ (В02 ∙ t1 ∙ 103)2, где (107)
К02 = 1,5;
В02 – амплитуда пульсации индукции в воздушном зазоре над коронками зубцов ротора, Тл.
Находим В02 по формуле:
В02 = β02 ∙ Кδ ∙ Вδ,
где
β02 = 0,37;
Вδ – индукция в воздушном зазоре, Тл.
В02 = 0,37 ∙ 1,329 ∙ 0,8 = 0,393 Тл
По формуле (107) находим:
рпов2 = 0,5 ∙ 1,5 ∙ ( 72 ∙ 750 / 10000 )1,5 ∙ ( 0,393 ∙ 8,9 )2 = 133,77 Вт/м2
По формуле (106) находим:
Рпов2 = 133,77 ∙ (11,4-3,7) ∙ 10-3 ∙ 56 ∙ 0,13 = 7,498 Вт
49) Находим пульсационные потери в зубцах ротора по формуле:
Рпул2 = 0,11 ∙ ( Z1 ∙ n ∙ Впул2
/ 1000 )2 ∙mz2, где
Впул2 – амплитуда пульсаций индукции в среднем значении зубцов ротора, Тл;
mz2 – масса стали зубцов ротора, кг.
Находим Впул2 по формуле:
Впул2 = γ ∙ δ ∙ Вz2ср / 2 ∙ t2,
где
Вz2ср – средние индукции в зубцах ротора, Тл;
t2 – зубцовое деление ротора, мм;
δ – воздушный зазор, мм.
Впул2 = 4,416 ∙ 0,5 ∙ 1,851 / 2 ∙ 11,4 =0,179 Тл
Находим mz2 по формуле:
mz2 = Z2 ∙ bz2ср ∙ hz2
∙ lст2 ∙ Кс ∙ γc, где
hz2 – расчетная высота зубца ротора, м;
bz2ср – средняя ширина зубца ротора, м;
γc = 7,8 ∙ 103 кг/м3;
Z2 – число пазов ротора.
mz2 = 15 ∙ 10,8 ∙ 10-3 ∙ 26,3 ∙ 10-3 ∙ 0,17 ∙ 0,97 ∙ 7,8 ∙ 103 = 5,48 кг
По формуле (109) находим:
Рпул2 = 0,11 ∙ ( 72 ∙750 ∙ 0,179 / 1000 )2 ∙ 8,629 = 88,68 Вт
50) Определяем сумму добавочных потерь в стали по формуле:
Рст.доб = Рпов2 + Рпул2
Рст.доб = 7,498+88,68= 96,178 Вт
51) Определяем полные потери в стали по формуле:
Рст = Рст.осн + Рст.доб
Рст = 224,787+96,178= 320,96 Вт
52) Найдем механические потери по формуле:
Рмех = Кт ∙ ( n / 10 )2 ∙
Да4, где
Да – наружный диаметр статора, м;
Для двигателей 2р = 2,
Кт = 1,3 ∙ ( 1 – Да )
Кт = 1,3 ∙ ( 1 – 0,272 ) = 0,95
По формуле (114) находим:
Рмех = 0,95 ∙ ( 750 / 10 )2 ∙ 0,2724 = 29,25 Вт
53) Находим добавочные потери при номинальном режиме по формуле:
Рдоб.н = 0,005 ∙ Р2н / η, где
Р2н – мощность на валу двигателя, Вт.
Рдоб.н = 0,005 ∙ 11000 / 0,87 = 63,218 Вт
54) Определяем холостой ход двигателя по формуле:
Iхх = √ Iхха2 + Iμ2,
где
Iхха – активная составляющая тока холостого хода, А;
Iμ – намагничивающий ток, А.
Находим Iхха по формуле:
Iхха = ( Рст + Рмех + Рэ1хх
) / m ∙ U1н, где
Рэ1хх – электрические потери в статоре при холостом ходе, Вт;
m – число фаз.
Находим Рэ1хх по формуле:
Рэ1хх = 3 ∙ Iμ2 ∙ r1,
где
r1 – активное сопротивление фазы обмотки статора, Ом.
Рэ1хх = 3 ∙ 19,212 ∙0,592 = 655,386 Вт
По формуле (118) находим:
Iхха = ( 320,965 + 29,25 + 655,386 ) / 3 ∙ 220 =1,523 А
По формуле (117) находим:
Iхх = √ 1,5232 + 19,212 = 19,275 А
Находим коэффициент мощности при холостом ходе по формуле:
сosφхх = Iхха / Iхх
cosφхх = 1,523 / 19,275 = 0,08
2.7 Расчет рабочих характеристик.
55) Сопротивления r12 и x12 определяют по следующим формулам:
r12 = Рос.осн / m ∙ Iμ2,
где
m – число фаз;
Iμ2 – намагничивающий ток, А.
r12 = 224,787 / 3 ∙ 19,212 = 0,203 Ом
x12 = U1н / Iμ – x1,
где
x1 – индуктивное сопротивление фазы обмотки статора, Ом.
x12 = 220 / 19,21 – 0,331 = 11,121 Ом
Находим γ по формуле:
γ = arctg ( r1 ∙ x12 – r12 ∙ x1 ) / ( r12 ∙ ( r1 + r12 ) + x12 ∙ ( x1 + x12 )) (123)
γ = arctg ( 0,592 ∙ 11,121 – 0,203∙ 0,331 ) / ( 0,203 ∙ ( 0,592 + 0,203 ) +11,121 ∙ ( 0,331 +11,121 )) = 0,0511
Используем приближенную формулу, так как | γ | < 10
Находим коэффициент с1 по приближенной формуле:
c1 ≈ 1 + x1 / x12, где
с1 ≈ 1 + 0,331 / 11,121 = 1,0297
Информация о работе Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором