Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Проектирование электрической машины – сложная многовариантная задача. При ее решении приходится учитывать большое количество факторов. Разработчики проекта пытаются получить, по возможности наиболее быстрым путем, более близкого к заданию расчетного варианта. Они, подход к расчету и проектированию электрических машин на всех этапах развития включали в себя все новейшие достижения в теории и практике электромашиностроения.
Электрическая машина должна иметь капитальные минимальные вложения в производство и минимальную трудоемкость. Для этого она должна иметь технологическую конструкцию, максимально использовать существующее технологическое оборудование и оснастку.

Важнейшим требованием является минимальная материалоемкость. При создании новой электрической машины важнейшим требованием является экономия стали, алюминия, меди, изоляции и конструкционных материалов. С экономией материалов связано создание машин, имеющих минимальные отходы материалов при изготовлении.

Содержание

1. Общая часть.

1.1 Перспективы совершенствования технологии проектирования электрических машин.

2. Расчетная часть.

2.1 Выбор главных размеров.

2.2 Расчет размеров зубцовой зоны статора и

воздушного зазора.

2.3 Расчет ротора.

2.4 Расчет намагничивающего тока.

2.5 Параметры рабочего режима.

2.6 Расчет потерь.

2.7 Расчет рабочих характеристик.

2.8 Тепловой расчет.

3. Конструкционная часть.

4. Заключение.

5. Графическая часть.

6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

 

17) Находим плотность  тока в обмотке статора по формуле:

 

J1 = I/ а ∙ qэл ∙ nэл, где                                       (22)

 

J1 – плотность тока в обмотке статора, А/мм2;

I – номинальный ток в обмотке статора, А;

qэл – площадь поперечного сечения, мм2.

 

J1 = 23,94/2 ∙ 0,567 ∙ 10-6 ∙ 2 = 10,55 ∙ 106 А/м2 = 10,55 А/мм2

 

 

 

 

     2.2   Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора.

 

 

18) Принимаем предварительно  по таблице.

Допустимые значения индукции на различных участках магнитной  цепи.

Bz1 = 1,9 Tл                   Bа = 1,6 Тл

 

Тогда ширину зубца статора находим по формуле:

 

 

bz1 = Bδ ∙ t1 ∙ lδ / Bz1 ∙ lст1 ∙ Кс, где                          (23)

 

bz1 – ширина зубца статора, мм;

Вδ – индукция в воздушном зазоре, Тл;

t1 – зубцовое деление статора, мм;

lδ – длина воздушного зазора, м;

Вz1 – значение индукции на различных участках цепи, Тл;

Кс = 0,97 (для оксидированных листов стали).

 

bz1 = 0,8 ∙ 9 ∙ 10-3 ∙0,164 / 1,9 ∙ 0,164 ∙ 0,97 = 3,9 мм

 

    Высоту ярма  статора определяем по формуле:

 

hа = Ф / 2 ∙ Ва ∙ lст1 ∙ Кс, где                                   (24)

 

hа – высота ярма статора, мм;

Ф – поток, Вб;

Ва – значение индукции на различных участках магнитной цепи, Тл.

  

hа = 7,1 ∙ 10-3 / 2 ∙ 1,35 ∙ 164 ∙ 10-3 ∙ 0,97 = 16,53 мм

 

19) Находим размеры паза в штампе.

 Принимаем: 

bш = 3,7 мм              hш = 1 мм

 

hп = Да – Д / 2 – ha, где                                        (25)

 

Да – наружный диметр статора, мм;

Д – внутренний диметр статора, мм;

hа – высота ярма статора, мм.

 

hп = 272 – 204 / 2 – 16,53 = 17,47 мм

 

Далее находим:

 

b1 = π ∙ ( Д + 2 ∙ hп ) / Z1 – bz1, где                                                     (26)

 

Z1 – число пазов статора.

 

b1 = π ∙ ( 204 + 2 ∙ 17,47 ) / 72 – 3,9 = 6,525 мм

 

b2 = π ∙ ( Д + 2 ∙ hш – bш ) – Z1 ∙ bz1 / Z1 – π                     (27)

 

b2 = π ∙ ( 204 + 2 ∙ 1 – 3,7 ) – 72 ∙ 3,9 / 72 – π = 5,15 мм

 

 

Находим высоту клиновой части паза по формуле:

 

h1 = hп – ( hш + ( b2 – bш / 2 ))                                          (28)

 

h1 = 17,47 – ( 1 + ( 5,15 – 3,7 / 2 )) = 115,74 мм

 

 Находим размеры  паза в свету с учетом припусков на шихтовку и сборку сердечников ∆bп и ∆hп по формуле:

 

b1' = b1 – ∆bп,                                                                     (29)

b2' = b2 – ∆bп,                                                                    (30)

h1' = h1 – ∆hп, где                                                               (31)

 

∆bп – припуск по ширине паза, мм;

∆hп – припуск по высоте паза, мм.

 

              b1 = 6,525 – 0,2 = 6,325 мм

              b2 = 5,151 – 0,2 = 4,951 мм

              h1 = 15,74 – 0,2 = 15,54 мм

 

Определяем площадь  поперечного сечения паза для размещения проводников по формуле:

 

Sп' = ( b1' + b2' / 2 ) ∙ h1' – Sиз – Sпр, где                           (32)

 

Sп' – площадь поперечного сечения паза для размещения проводников, мм2;

Площадь поперечного  сечения прокладок Sпр = 0;

Sиз – площадь поперечного сечения корпусной изоляции в пазу, мм2.

 

Площадь поперечного  сечения корпусной изоляции в  пазу находим по формуле:

 

Sиз = bиз ( 2 ∙ hп + b1 + b2 ), где                                             (33)

 

bиз – односторонняя толщина изоляции в пазу, мм;

bиз = 0,5мм.

 

Sиз = 0,44 ∙ ( 2 ∙ 17,47+ 6,52 + 5,15 ) = 20,511 мм2

 

Sп' = ( 6,4 + 4,9 / 2) ∙ 15,54 – 20,511 = 67,29 мм2

 

20) Находим коэффициент  заполнения паза по формуле:

 

Kз = d2из ∙ uп ∙ nэл / Sп', где                                                    (34)

 

 

dиз – среднее значение диаметра изолированного провода, мм;

dиз = 0,44 мм;

uп – число эффективных проводников в пазу;

Sп' – площадь поперечного сечения паза для размещения проводников, мм2.

 

Кз = 1,11 ∙ 22 ∙ 2 / 67,29 = 0,729

 

    Коэффициент заполнения паза находится в пределах.

 

 

 

 

 

     2.3  Расчет ротора.

 

 

21) Определяем  воздушный  зазор в асинхронном двигателе по внутреннему диаметру статора.

 

δ = 0,41 мм

 

22) Выбираем число пазов  ротора.

 

Z2 = 56

 

23) Находим внешний  диаметр по формуле:

 

Д2 = Д – 2 ∙ δ, где                                                                  (35)

 

Д2 – внешний диаметр ротора, м;

Д – внутренний диаметр  статора, м;

δ – воздушный зазор, м.

 

Д2 = 0,204 – 2 ∙ 0,41 ∙ 10-3 = 0,2032 м

 

24) Приравниваем длину ротора.

 

l1 = l2 = 0,17 м

 

25) Находим зубцовое  деление ротора по формуле:

 

t2 = π ∙ Д2 / Z2, где                                                                 (36)

 

t2 – зубцовое деление ротора, мм;

Z2 – число пазов ротора.

 

t2 = π ∙ 0,203 / 56 = 0,0113 м = 11,4 мм

 

26) Внутренний диаметр ротора равен диаметру вала, так как сердечник непосредственно насажен на вал и находится по формуле:

 

Дj = Дв = Кв ∙ Да, где                                                           (37)

 

Дj – внутренний диаметр сердечника ротора, мм;

Дв – диаметр вала, мм;

Кв – выбираем из таблицы коэффициентов для расчета диаметра вала асинхронных двигателей.

Кв = 0,23;

Да – наружный диаметр статора асинхронного двигателя, м.

 

Дj = Дв = 0,23 ∙ 0,272 = 0,06256 м = 60мм

 

27) Находим ток в стержне ротора по формуле:

 

I2 = Кi ∙ I1 ∙ νi, где                                                                (38)

 

I2 – ток в стержне ротора, А;

Кi – коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания и сопротивления обмоток на отношение I1 / I2. Его приближенное значение может быть взято по кривой в зависимости от номинального cos φ, которым задавались в начале расчета.

Кi = 0,85

I1 – номинальный ток обмотки статора, А;

νi – коэффициент приведения токов, для двигателей с короткозамкнутыми роторами, который находится по формуле:

 

νi = 2 ∙ m1 ∙ w1 ∙ Коб1 / Z2, где                                            (39)

 

m1 – количество фаз;

w1 – число витков в фазе обмотки;

Z2 – число пазов ротора.

 

ν1 = 2 ∙ 3 ∙ 132 ∙ 0,958 / 56 = 13,548

 

I2 = 0,85 ∙ 23,94 ∙ 13,548 = 275,68 А

 

28) Находим площадь  поперечного сечения стержня  по формуле:

 

 

qc = I2 / J2, где                                                                   (40)

 

qc – площадь поперечного сечения стержня, мм2;

I2 – ток в стержне ротора, А;

J2 – плотность тока в стержне литой клетки;

J2 = 2,5 ∙ 106 А/м2

 

qc = 633 / 2,5 ∙106 = 253,2 ∙10-6 м2 = 253,2 мм2

 

29) В асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором серии 4А с высотой оси вращения h <160 мм пазы имеют узкую прорезь со следующими размерами:

 

bш = 1,5 мм     hш = 0,7 мм     hш' = 0,3 мм

 

      Находим  допустимую ширину зубца по формуле:

 

bZ2доп = Вδ ∙ t2 ∙ lδ / ВZ2 ∙ lст2 ∙ Кс, где                                (41)

 

bZ2доп – ширина зубца, мм;

Bδ – индукция в воздушном зазоре, Тл;

t2 – зубцовое деление ротора, м;

lδ – длина воздушного зазора, м;

BZ2 – выбираем из таблицы индукций на различных участках магнитной цепи.

ВZ2 = 1,75 Тл

 

bZ2доп = 0,8 ∙ 11,4 ∙ 10-3 ∙ 0,17 / 1,75 ∙ 0,17 ∙ 0,97 = 5,22 мм

 

       Находим  размеры паза:

 

b1 = ( π ∙ ( Д2 – 2 ∙ hш – 2 ∙ hш' ) – Z2 ∙ bZ2 ) / π + Z2, где                  (42)

 

Д2 – внешний диаметр ротора, мм;

bZ2 – ширина зубца, мм;

Z2 – число пазов ротора.

 

b1 = ( π ∙ ( 203 – 2 ∙ 0,7 – 2 ∙ 0,3) – 56 ∙ 5,2 ) / π + 56 = 6,9 мм

 

b2 = √ ( b12 ∙ ( Z2 / π + π / 2 ) – qc / 4 ) / ( Z2 / π – π / 2 ), где           (43)

 

qc – площадь поперечного сечения стержня, мм2.

 

b2 = √ ( 5,752 ∙ ( 56/ π + π / 2) – 110,3 / 4) / ( 56 / π – π / 2 ) = 5,15 мм

 

 

h1 = ( b1 – b2 ) ∙ Z2 / 2 ∙ π, где                                            (44)

 

Z2 – число пазов ротора.

 

h1 = ( 5,75 – 6,15 ) ∙ 56 / 2 ∙ π = 16,04 мм

 

     Принимаем  см. рис  

 

b1 = 5,5 мм; b2 = 6 мм; h1 = 16 мм.

 

Определяем полную высоту паза по формуле:

 

hп2 = hш' + hш + b1 / 2 + h1 + b2 / 2, где                             (45)

 

hп2 – полная высота паза, мм.                                   

 

hп2 = 0,3 + 0,7 + 6,9/ 2 + 16,04 + 5,1 / 2 = 23,04 мм

 

Находим площадь сечения стержня по формуле:

 

qc = π / 8 ∙ ( b12 + b22 ) + 1 / 2 ∙ ( b1 + b2 ) ∙ h1, где                  (46)

 

qc – площадь сечения стержня, мм2.

 

qc = π / 8 ∙ ( 5,5 + 6 ) + 1 / 2 ∙ ( 5,5 +6 ) ∙ 16 = 117,837 мм2

 

30) Находим плотность тока в стержне по формуле:

 

J2 = I2 / qc, где                                                                        (47)

 

I2 – ток в стержне ротора, А.

 

J2 = 275,68 / 117,837 ∙ 10-6 = 2,339 ∙ 106 А/м2

 

31) Короткозамыкающие  кольца см. рис.

Находим площадь поперечного сечения  замыкающих колец по формуле:

 

qкл = Iкл / Jкл, где                                                                     (48)

 

qкл – площадь поперечного сечения замыкающих колец, мм2;

Iкл – ток в замыкающем кольце, А;

Jкл – плотность тока в кольце, мм2.

 

Определяем ток в  замыкающем кольце по формуле:

 

 

Iкл = I2 / ∆, где                                                                       (49)

 

I2 – ток в стержне ротора, А.

 

Находим ∆ по формуле:

 

∆ = 2 ∙ sin π ∙p /Z2, где                                                            (50)

 

Z2 – число пазов ротора.

 

∆ = 2 ∙ sin π ∙ 4 /56 = 0,324

 

По формуле (49) находим Iкл.

 

Iкл = 275,68/ 0,324 = 850,86 А

 

Находим плотность тока в кольце по формуле:

 

Jкл = 0,85 ∙ J2, где                                                                    (51)

 

J2 – плотность тока в стержне, А/м2.

 

Jкл = 0,85 ∙ 2,339∙ 106 = 1,988 ∙ 106 А/м2

 

По формуле (48) находим  площадь поперечного сечения  замыкающих колец:

 

qкл = 850,86 / 1,988 = 427,99 мм2

 

Находим размеры замыкающих колец:

 

bкл = 1,25 ∙ hп2, где                                                                  (52)

 

bкл – высота кольца, мм;

hп2 – полная высота паза, мм.

 

bкл = 1,25 ∙ 23,04= 28,8 мм

 

акл = qкл / bкл, где                                                                   (53)

 

qкл – площадь поперечного сечения замыкающих колец, мм2.

 

акл = 427,99 / 28,8 = 14,86 мм

 

qкл = bкл ∙ акл                                                                         (54)

 

qкл = 28,8 ∙ 14,86 = 427,96 мм2

 

Дк.ср = Д2 – bкл, где                                                          (55)

 

Д2 – внешний диаметр ротора, мм;

bкл – высота кольца, мм.

 

Дк.ср = 203 – 28,8 = 174,2 мм

 

 

 

 

 

     2.4 Расчет намагничивающего тока.

 

 

32) Находим индукцию в зубцах статора по формуле:

 

ВZ1 = Bδ ∙ t1 ∙ lδ / bZ1 ∙ lст1 ∙ Кс, где                                   (56)

 

ВZ1 – индукция в зубцах статора, Тл;

Bδ – индукция в воздушном зазоре, Тл;

Информация о работе Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором