Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:11, научная работа
В связи с имеющейся тенденцией повышения нагрузки на комплексно-механизированные очистные забои особую актуальность приобретает создание механизированных комплексов высокого технического уровня, обладающих повышенными характеристиками надежности. В настоящее время перспективными структурами очистных комбайнов (ОК) можно считать компоновочную схему двухшнековых ОК с автономным приводом рабочих органов и реечным (жестким) тяговым органом (ЖТО), применяемых для  отработки подземным способом угольных пластов с углом падения до 35º[1-3]. 
В оценке работоспособности движителей систем подачи большое значе-ние имеет качество зацепления «колесо-рейка» т.к. важно обеспечить плавность хода комбайна и минимальный износ элементов движителя. 
Целью работы является повышение ресурса механизма перемещения очистного комбайна на базе обоснования параметров движителя с циклоидальным зацеплением, обеспечивающим снижение неравномерности нагрузок и износа рабочих поверхностей.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- впервые установлены закономерности изменения нагрузки в приводах двухдвижительных механизмах перемещения очистных комбайнов при прохождении колесом стыков между рейками;
- впервые получены количественные оценки повышения ресурса движителей за счет применения циклоидального профиля зубьев колес движителей;
Практическая ценность работы состоит в разработке математической модели и методики расчета износа рабочих поверхностей зубьев колеса движителя механизма перемещения очистного комбайна с учетом неравномерности распределения нагрузки и скорости скольжения по длине зуба, а также наличия цементационного слоя повышенной износостойкости.
      Зависимость 
величины рассогласования крутящих 
моментов на двигателе от скорости 
перемещения комбайна представлена 
на рисунке 3.7 
Рисунок 3.6 – Зависимость рассогласования крутящих моментов
           от 
скорости подачи 
       3.3 
Результаты математического 
    Комбайн 
УКД400 эксплуатируется на ОП «Шахта 
«Красный партизан» ГП «
Таблица 3.3 – Горно-геологические условия
| Наименование показателя | Ед. изм. | Значение | 
| Мощность пласта | м | 0,91-1,10 | 
| Угол падения пласта | градус | 6-10 | 
| Плотность угля | т/м3 | 1,64 | 
| Сопротивляемость угля резанию | Н/мм | 250 | 
| Длина лавы | м | 304 | 
| Суточная нагрузка на забой | т/сут | 2000 | 
В реальных условиях эксплуатации следует учитывать влияние как внешних факторов (угол падения пласта, крепость пород и т.д.), так и взаимодействие с другими подсистемами комбайна (корпусная, привода исполнительного органа и пр.).
На основании вышеприведенной математической модели (раздел 2) рабочего процесса двухдвижительного механизма перемещения комбайна УКД400 с учетом горно-геологических условий эксплуатации были получены следующие результаты (таблица 3.4)
Таблица 3.4 – Результаты моделирования
| Скорость 
  подачи комбайна, м/мин | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| Усилие подачи, кН | 107 | 142 | 184 | 235 | 290 | 351 | 
Зависимость тягового усилия подачи от скорости перемещения комбайна приведена на рисунке 3.8
Рисунок 3.7 – Зависимость тягового усилия от скорости перемещения комбайна
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в реальных условиях работы в режиме разрушения угля комбайн УКД400 развивает тяговое усилие, соответствующее номинальной нагрузке двигателя привода перемещения комбайна (см. таблицу 3.1) при скорости 6 м/мин. Таким образом, комбайн в этих условиях будет работать со скоростью не более 6 м/мин. Рассогласование крутящих моментов будет также соответствовать этой скорости (см. рисунок 3.6) и составит: для примененного движителя УКД400 – 108 Нм, для движителя с циклоидальным профилем зубьев колеса – 15 Нм (при номинальном моменте двигателя 295 Нм)
 
4 Исследование процесса износа движителей
     механизма 
перемещения очистных 
комбайнов 
     4.1 
Моделирование процесса 
     При 
моделировании износа элементов 
движителя механизма 
- износ в контактной точке двух контактирующих профилей прямо пропорционален пути скольжения точки контакта по этим телам и обратно пропорционален твердости контактной поверхности;
- контакт профилей происходит по всей ширине зуба колеса движителя;
     - 
влиянием температуры зон 
В работающем зацеплении создаются переменные условия взаимодействия профилей. Скорость относительного скольжения (и, соответственно, пути взаимного проскальзывания) изменяется от нуля в полюсе зацепления до максимального значения при контакте ножки и головки сопряженных зубьев. Поскольку радиус кривизны в пределах профиля переменен, то и контактные напряжения изменяются в пределах профиля.
     Для 
анализа взаимодействия контактирующих 
профилей и описания процесса  изнашивания 
рабочего профиля колеса движителя разобьем 
его на несколько узловых точек, связанных 
зависимостью, в качестве аргумента которой 
будем использовать угловой шаг (рисунок 
4.1) 
     
      (4.1) 
где n – число точек разбиения профиля (чем больше эта величина, тем более точно моделирование процесса изнашивания);
     Рисунок 
4.1 – Расчетная схема к 
Как показала практика дефектирования деталей горных машин, основным видом изнашивания пары «зубчатое колесо-рейка» в движителе механизма перемещения очистного комбайна является абразивное [21].
Линейный износ детали, h(τ) за наработку τ определяется как изменение ее линейного размера, измеренного по направлению нормали к поверхности трения.
Опыт моделирования изнашивания привел к созданию полуэмпирических выражений, которые в настоящее время составляют основную расчетную базу для оценки изнашивания. Это связано, во-первых, с достаточной простотой использования полученных зависимостей и, во-вторых, с возможностью количественной оценки износа.
     В 
работающем зацеплении создаются переменные 
условия взаимодействия зубьев в 
пределах их профилей. В соответствии 
с законом абразивного 
     
       (4.2) 
где K' – коэффициент, характеризующий износостойкость материала, МПа-1;
рср – среднее удельное давление в зацеплении, МПа;
- путь трения, проходимый точками контакта зубьев за один оборот зубчатого колеса.
      Путь 
трения на контактной площадке Пк 
определяется по формуле 
      
     (4.3) 
где Vск – скорость скольжения в точке контакта, м/мин;
Δt – время, с
Среднее давление на контактной площадке определяется как отношение нормальной силы Fn, передаваемой зубом к площади контактной полоски (рисунок 4.2)
     
       (4.4) 
где b – ширина зубчатого венца;
с - ширина площадки контакта по Герцу.
Рисунок 
4.2 – Площадка контакта взаимодействующих 
поверхностей  
     Формула 
полуширины полоски контакта элементов 
движителя в случае контакта стальных 
тел с коэффициентом Пуассона ν = 0,3 имеет 
вид [29] 
(4.5)
где Епр – приведенный модуль упругости материала;
           ρпр – приведенный 
радиус кривизны профилей в контактной 
точке. 
Для определения нормальной силы и скорости скольжения, проходимого точками контакта зубьев за один оборот зубчатого колеса используется программный пакет автоматизированного проектирования. Для этого создается имитация движения сборки с учетом кинематических и силовых факторов.
Осложняющей особенностью рассмотренного расчета на износ является наличие в расчетных зависимостях коэффициента износостойкости K', значения которого могут устанавливаться только экспериментально [18] (см. раздел 4.2).
Таким образом, алгоритм определения линейного износа следующий:
     1) 
Разобьем рабочий профиль 
     2) 
В каждой рассматриваемой 
3) По формулам 4.2-4.6 определяем линейный износ зуба за один оборот колеса.
     4) 
Разбиваем весь период 
     5) 
Определяем число оборотов 
6) В каждой рассматриваемой точке определяем линейный износ за расчетный период.
     7) 
На исходном профиле колеса 
по направлению нормали 
8) Получаем новый профиль колеса, соответствующий изношенному.
     9) 
Повторяем пункты 1 – 8 до достижения 
критического значения 
     4.2 
Определение коэффициента 
      Исходя 
из общей аналитической 
Для определения коэффициента износостойкости материала колес движителей механизма перемещения использовались фактические результаты износа цевочного колеса комбайна КДК500. Комбайн КДК500 эксплуатируется в ш/у "Садкинское", Россия.
      Блок 
движителя механизма 
      Рисунок 
4.3 – Блок движителя механизма 
перемещения комбайна КДК500 
Технические характеристики комбайна КДК500 приведены в таблице 4.1
Таблица 4.1 – Техническая характеристика комбайна КДК500
| Наименование | Значение | 
| Номинальная ширина захвата исполнительного органа, м | 0,63 | 
| Максимальное тяговое усилие, кН, не менее, при частоте в сети электропривода подачи 50 Гц | 450 (2х225) | 
| Диапазон регулирования частоты в сети электропривода подачи, Гц | 0…150 | 
| Максимальная рабочая скорость подачи, м/мин, при частоте в сети электропривода подачи 50 Гц | 8 | 
| Радиус окружности, заменяющей профиль цевочного колеса, мм | 89,01 | 
Информация о работе Повышение ресурса механизма перемещения очистного комбайна