Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:11, научная работа
В связи с имеющейся тенденцией повышения нагрузки на комплексно-механизированные очистные забои особую актуальность приобретает создание механизированных комплексов высокого технического уровня, обладающих повышенными характеристиками надежности. В настоящее время перспективными структурами очистных комбайнов (ОК) можно считать компоновочную схему двухшнековых ОК с автономным приводом рабочих органов и реечным (жестким) тяговым органом (ЖТО), применяемых для отработки подземным способом угольных пластов с углом падения до 35º[1-3].
В оценке работоспособности движителей систем подачи большое значе-ние имеет качество зацепления «колесо-рейка» т.к. важно обеспечить плавность хода комбайна и минимальный износ элементов движителя.
Целью работы является повышение ресурса механизма перемещения очистного комбайна на базе обоснования параметров движителя с циклоидальным зацеплением, обеспечивающим снижение неравномерности нагрузок и износа рабочих поверхностей.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- впервые установлены закономерности изменения нагрузки в приводах двухдвижительных механизмах перемещения очистных комбайнов при прохождении колесом стыков между рейками;
- впервые получены количественные оценки повышения ресурса движителей за счет применения циклоидального профиля зубьев колес движителей;
Практическая ценность работы состоит в разработке математической модели и методики расчета износа рабочих поверхностей зубьев колеса движителя механизма перемещения очистного комбайна с учетом неравномерности распределения нагрузки и скорости скольжения по длине зуба, а также наличия цементационного слоя повышенной износостойкости.
аналогично
(2.10)
Когда оба цевочных колеса расположены на одной рейке, сдвиг фаз между началом зацепления зубьев отсутствует. При переходе цевочного колеса с рейку на рейку шаг зацепления увеличивается за счет зазора между звеньями рейки. При этом шаг зацепления может увеличиться до 132 мм. В этом случае угловой шаг одного движителя увеличится на величину Δφ = 1,9 º, произойдет рассогласование крутящих моментов.
Линейная
скорость, Vn, м/мин перемещения
первого движителя, как и всего комбайна,
может быть выражена в виде
,
где ω1 – частота вращения выходного вала первого привода перемещения, рад/мин.
Решая
систему уравнений (2.4)…(2.11), относительно
, получим
.
где ωс – частота вращения двигателя первого привода перемещения, рад/мин.
Обозначив
получим
.
Из формулы (2.13) следует, что Кv – это коэффициент, характеризующий изменение скорости перемещения комбайна относительно своего номинального значения.
При уменьшении частоты питающей сети (а, следовательно, и скорости перемещения) в принятом для механизмов перемещения режиме регулирования номинальный и критический моменты двигателя остаются примерно постоянными, а критическое и номинальное скольжение изменяются примерно обратно пропорционально частоте f. Таким образом, при уменьшении скорости перемещения (для частоты сети менее 50 Гц) номинальное скольжение увеличивается обратно пропорционально частоте сети.
(2.14)
В качестве критерия неравномерности распределения нагрузки используем параметр, именуемый в дальнейшем рассогласованием крутящих моментов в приводах
где М1 и М2 – значения крутящих моментов в приводах механизма перемещения в рассматриваемые моменты времени.
С
учетом распределения нагрузок между
приводами частотно-
(2.16)
i = 1, 2
2.6
Математическая модель для
Для
определения тягового усилия подачи
необходимо составить систему уравнений,
в которую входят шесть уравнений статики
(2.17), описывающие равновесие корпуса машины
под воздействием внешних усилий, и одно
дополнительное уравнение (2.18) для разрешения
статической неопределимости четырехопорной
системы комбайна, которое вытекает из
условия неизменности расположения в
одной плоскости выбранных точек на скользящих
поверхностях опорных лыж комбайна. Расчетная
схема представлена на рисунке 2.1.
Рисунок
2.1 – Расчетная схема
(2.17)
(2.18)
где: Fx, Fy, Fz, Mx, My, Mz - соответствующие суммарные проекции усилий резания, погрузки и силы тяжести комбайна, а также суммарные моменты этих сил в рассматриваемой прямоугольной системе координат ОХYZ;
- соответствующие координаты i –ой опоры в прямоугольной системе координат ОХYZ;
- координаты точек приложения составляющих опорных реакций соответственно Т1 и Т2;
- координаты точек приложения сил трения, формирующихся на скользящих поверхностях лыж соответственно 1-ой и 2-ой опоры, которые в случае прижатия этих опор к рештакам забойного конвейера равны и , а при отрыве опор от рештаков будут меньше, чем и на постоянную величину, определяемую конструкцией обратных захватов этих опор (применительно к комбайну УКД400 - на 70 мм).
f – коэффициент трения на поверхностях контакта опорно-направляющих устройств комбайна с рештачным ставом и цевочной рейкой;
φ3, φ4 – углы наклона сил, формирующихся в точках контакта звездочек с цевками, относительно оси ОХ (представляют собой периодические функции угла поворота звездочек).
3 Результаты математического моделирования
РАБОЧЕГО
ПРОЦЕССА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
ОЧИСТНОГО КОМБАЙНА
УКД400
3.1 Перемещение комбайна при номинальных тяговом усилии и скорости
В процессе вычислительных экспериментов были воспроизведены режимы перемещения комбайна для исследования влияния основных параметров механизма перемещения на формирование нагрузок в его приводе, а также анализа влияния профиля зубьев в зацеплении движителей на эти величины.
В качестве базового на первом этапе принимался режим работы комбайна, при котором двигатель привода перемещения работает с номинальной нагрузкой. Техническая характеристика двигателя привода подачи комбайна УКД400 приведена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Техническая характеристика двигателя привода подачи
комбайна УКД400
Наименование | Значение |
1. Режим работы по ГОСТ 183-74 | S1 |
2. Номинальная мощность, кВт | 30 |
3. Синхронная частота вращения, об/мин | 1000 |
4. Номинальное скольжение, % | 2,8 |
5.
Коэффициент полезного |
87 |
6. Начальный пусковой вращающий момент, Нм | 440 |
7. Максимальный вращающий момент, Нм | 760 |
8. Номинальный вращающий момент, Нм | 295 |
Краткая техническая характеристика комбайна приведена в таблице 3.2
Таблица
3.2 – Краткая техническая
Наименование | Значение |
1.
Применяемость комбайна по |
0,85-1,30 |
2. Мощность привода резания, кВт | 2х200 |
3. Мощность привода подачи, кВт | 2х30 |
4.
Номинальное тяговое усилие |
354 |
5. Номинальная скорость подачи при (f = 50 Гц), м/мин | 10,5 |
6.
Максимальная частота |
100 |
На
рисунке 3.1 представлены графики изменения
приведенного силового радиуса проектируемого
и примененного движителей в зависимости
от угла поворота колеса φк.
Характер изменения приведенного кинематического
радиуса показан на рисунке 3.2. Угол давления
φ в течение периода зацепления
зуба звезды с цевкой изменяется так, как
показано на рисунке 3.3.
Рисунок
3.1 – Изменение приведенного силового
радиуса
Рисунок 3.2 – Изменение приведенного кинематического радиуса
Рисунок
3.3 – Изменение угла давления
При отсутствии износа силовой радиус примененного движителя изменяется в пределах от 182,0 до 198,6 мм (диапазон изменения составляет 16,6 мм), кинематический радиус – от 175,2 до 182,8 мм (диапазон изменения составляет 7,3 мм), а угол давления от 5,1º до 8,5º (диапазон изменения составляет 3,2º).
При отсутствии износа силовой радиус проектируемого движителя с циклоидальным профилем изменяется в пределах от 181,5 до 188,7 мм (диапазон изменения составляет 7,2 мм), кинематический радиус – от 181,5 до 182,5 мм (1,0 мм), а угол давления от 19,9º до минус 5,4º (диапазон изменения составляет 25,3º). При этом наблюдается резкое изменение угла давления в полюсе зацепления колеса с рейкой.
В
проектируемом движителе с
Как
видно из приведенных графиков, применение
циклоидального профиля зубчатых колес
позволяет уменьшить диапазон изменения
приведенных радиусов, что обеспечивает
снижение неравномерности нагрузок привода
механизма перемещения. Однако, диапазон
изменения угла давления в циклоидальном
зацеплении значительно выше.
3.2 Результаты математического моделирования распределения нагрузок между приводами частотно-регулируемого двухдвижительного механизма перемещения
Во втором разделе была разработана математическая модель перемещения очистного комбайна. По полученным зависимостям можно графически представить изменение момента на двигателе привода подачи в процессе его перемещения.
Результаты
математического моделирования
для номинальных нагрузок приведены
на рисунке 3.4. На графиках видно, при прохождении
одним из колес движителя стыка рейки
(γ2 = 4,187 рад) происходит резкое возрастание
момента на двигателе одного из приводов
перемещения очистного комбайна, с одновременным
снижением момента другого привода. В
дальнейшем при взаимодействии звезд
с разными рейками возникает неравномерность
нагрузок в приводах. Нагрузки обоих двигателей
изменяются практически в противофазе.
Период изменения нагрузок равен времени
зацепления зуба колеса с рейкой.
а) примененный
движитель УКД400
б) проектируемый
движитель с циклоидальным
Рисунок 3.4 – Изменение крутящего момента двигателей во время движения
Как видно из рисунков, рассогласование крутящих моментов в приводах составит: для примененного движителя УКД400 – 188 Нм, для движителя с циклоидальным профилем зубьев колеса – 26 Нм (при номинальном моменте на двигателе 295 Нм).
Скорость перемещения комбайна практически постоянна. Изменение скорости перемещения для исследуемых движителей не значительно – 0,05-0,2 м/мин.
Как показывают результаты моделирования, увеличение скорости перемещения приводит к линейному росту амплитуд крутящих моментов и неравномерности распределения нагрузки между приводами, характеризующиеся величиной ΔМ. Это объясняется снижением номинального скольжения и увеличением жесткости механической характеристики двигателя при росте частоты питания
Информация о работе Повышение ресурса механизма перемещения очистного комбайна