Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:11, научная работа
В связи с имеющейся тенденцией повышения нагрузки на комплексно-механизированные очистные забои особую актуальность приобретает создание механизированных комплексов высокого технического уровня, обладающих повышенными характеристиками надежности. В настоящее время перспективными структурами очистных комбайнов (ОК) можно считать компоновочную схему двухшнековых ОК с автономным приводом рабочих органов и реечным (жестким) тяговым органом (ЖТО), применяемых для отработки подземным способом угольных пластов с углом падения до 35º[1-3].
В оценке работоспособности движителей систем подачи большое значе-ние имеет качество зацепления «колесо-рейка» т.к. важно обеспечить плавность хода комбайна и минимальный износ элементов движителя.
Целью работы является повышение ресурса механизма перемещения очистного комбайна на базе обоснования параметров движителя с циклоидальным зацеплением, обеспечивающим снижение неравномерности нагрузок и износа рабочих поверхностей.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- впервые установлены закономерности изменения нагрузки в приводах двухдвижительных механизмах перемещения очистных комбайнов при прохождении колесом стыков между рейками;
- впервые получены количественные оценки повышения ресурса движителей за счет применения циклоидального профиля зубьев колес движителей;
Практическая ценность работы состоит в разработке математической модели и методики расчета износа рабочих поверхностей зубьев колеса движителя механизма перемещения очистного комбайна с учетом неравномерности распределения нагрузки и скорости скольжения по длине зуба, а также наличия цементационного слоя повышенной износостойкости.
Введение
В связи с имеющейся тенденцией повышения нагрузки на комплексно-механизированные очистные забои особую актуальность приобретает создание механизированных комплексов высокого технического уровня, обладающих повышенными характеристиками надежности. В настоящее время перспективными структурами очистных комбайнов (ОК) можно считать компоновочную схему двухшнековых ОК с автономным приводом рабочих органов и реечным (жестким) тяговым органом (ЖТО), применяемых для отработки подземным способом угольных пластов с углом падения до 35º[1-3].
В оценке работоспособности движителей систем подачи большое значение имеет качество зацепления «колесо-рейка» т.к. важно обеспечить плавность хода комбайна и минимальный износ элементов движителя.
Целью работы является повышение ресурса механизма перемещения очистного комбайна на базе обоснования параметров движителя с циклоидальным зацеплением, обеспечивающим снижение неравномерности нагрузок и износа рабочих поверхностей.
Научная новизна работы заключается в следующем:
-
впервые установлены
-
впервые получены
Практическая ценность работы состоит в разработке математической модели и методики расчета износа рабочих поверхностей зубьев колеса движителя механизма перемещения очистного комбайна с учетом неравномерности распределения нагрузки и скорости скольжения по длине зуба, а также наличия цементационного слоя повышенной износостойкости.
1 Анализ состояния вопросов, постановка цели
исследований движителей подсистем
перемещения
очистных комбайнов
Анализ конструкций и условий эксплуатации подсистем подачи на основе жестких тяговых органов в современных очистных комбайнах
В современных условиях, когда все большее применение находят высокопроизводительные комбайны, повышаются требования к системам перемещения с точки зрения обеспечения ими высоких силовых и кинематических показателей. При этом существенное значение приобретает задача повышения ресурса движителя механизма перемещения [3-5].
Вопросам обоснованного выбора структуры и параметров движителей системы перемещения очистного комбайна посвящены работы д-ров техн. наук Бойко Н.Г., Бреннера В.А., Кондарахина В.П., Лукиенко Л.В., Стадника Н.И., канд. техн. наук Горобца И.А., Дейниченко В.А, Косарева А.В. и других ученых. Исследованию износа зубьев тяжелонагруженных передач посвящены работы д-ров техн. наук Онищенко В.П., Дроздова Ю.Н., Костыгова В.Т, Чичинадзе А.В. Вопросам износа элементов движителей БСП посвящены работы д-ра техн. наук Лукиенко Л.В. [6-31].
Результаты этих исследований показывают, что ресурс колес низкий, и основная этому причина – износ профилей цевочных колес и неравномерность нагрузок. Поэтому возникла необходимость обоснования параметров новых видов профилирования зубчатых передач для движителей угольных комбайнов.
Одним из таких видов профилирования является циклоидальное зацепление, которому и посвящена настоящая работа. У колес с циклоидальным профилем зубьев головка зуба очерчена по эпициклоиде, а ножка – по гипоциклоиде.
Исходя
из вышеизложенного, целью работы является
повышение ресурса механизма перемещения
очистного комбайна на базе обоснования
параметров движителя с циклоидальным
зацеплением, обеспечивающим снижение
неравномерности нагрузок и износа рабочих
поверхностей.
2 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
ОЧИСТНОГО КОМБАЙНА УКД400
2.1
Обоснование структуры
Конструктивно применяемые движители делятся на:
- двухэлементные (приводное колесо-рейка) (рисунок 2.1 а);
- трехэлементные (приводное колесо – промежуточное колесо –рейка) (рисунок 2.1 б).
Отличие трехэлементных движителей от двухэлементных – наличие дополнительного колеса.
а) двухэлементный движитель
б) трехэлементный движитель
Рисунок
2.1 – Виды бесцепных систем подачи
При проведении аналитических исследований [2] определено, что введение третьего элемента (шестерня) приводит при одинаковых силовых и кинематических характеристиках к значительному снижению ресурса движителя. Это объясняется влиянием сочетания моментов пересопряжения в парах «шестерня - зубчатое колесо» и «зубчатое колесо - рейка», а также значительным износом в паре «шестерня - зубчатое колесо».
Большое значение имеет габаритный размер комбайна по высоте. Исключение третьего элемента (шестерни) дает возможность уменьшить этот параметр.
Поэтому
целесообразно применять
В движителях традиционной конструкции используется цевочное зацепление (рисунок 2.2 а). При этом зуб имеет эвольвентных профиль и зацепляется с цилиндрической цевкой. Строго говоря, это тоже является циклоидальным зацеплением. Наличие цилиндрической цевки во многом обусловлено технологией изготовления рейки – сваркой. В настоящее время используются литые рейки, что позволяет применять и другие формы зуба рейки.
В
работе рассмотрено циклоидальное
зацепление (рисунок 2.2 б), у которого профили
зубьев очерчены по циклическим кривым,
ножка – по гипоциклоиде, головка – по
эпициклоиде. Зубья рейки при этом не являются
цилиндрическими. Преимуществом такого
зацепления по сравнению с существующим
является уменьшение взаимного скольжения
профилей и контактных напряжений в зацеплении,
что повышает износостойкость.
а) цевочное зацепление | б) циклоидальное зацепление |
Рисунок 2.2 – Виды зацепления в движителях механизма
перемещения очистного комбайна
2.2
Исследование кинематических и
силовых параметров
Геометрические характеристики зацеплений оказывают влияние, прежде всего, на формирование кинематических и силовых параметров в движителе. В работе [31] введены понятия приведенного кинематического rк(φк) и приведенного силового rс(φк) радиусов трехэлементного движителя, физический смысл которых ясен из выражений:
,
где VП – скорость перемещения комбайна, мм/с;
ωк – угловая скорость колеса двухэлементного движителя, рад/c;
Mк – крутящий момент на колесе двухэлементного движителя, Н∙мм;
QТ – тяговое усилие движителя, Н;
φк
– угол поворота колеса
двухэлементного движителя.
Для решения поставленных задач наиболее приемлемыми методами исследования являются методы имитационного 3D моделирования (рисунок 2.3) и математического моделирования.
Рисунок 2.3 – 3D модель двухэлементного движителя для определения
кинетических и
силовых параметров
Полученные
при 3D моделировании на ЭВМ периодические
функции представлены в табличной
форме. Для их использования при математическом
моделировании рабочего процесса механизма
перемещения их целесообразно представить
в виде ряда Фурье:
(2.2)
где
ao, ak,
bk – коэффициенты ряда Фурье,
,
(2.3)
ω – основная частота,
k
– количество гармоник.
Разложение
в ряд Фурье с учетом первых
50 гармоник обеспечивает приемлемую относительную
погрешность при представлении в аналитическом
виде дискретного ряда. Так для всех указанных
функций относительная погрешность не
превысила 10,7%, а в среднем колеблется
на уровне 0,1–1%.
2.3
Математическая модель
Специфика компоновочной схемы комбайна УКД400 состоит в том, что жесткий тяговый орган механизма перемещения расположен с забойной стороны комбайна. Это исключает разворот комбайна в плоскости пласта и изменение межцентрового расстояния в зацеплении, что значительно повышает устойчивость комбайна.
Суммарное
тяговое усилие Qт определяется
режимом работы комбайна и распределяется
между двумя механизмами так, что
Qт
= QT1 +
QT2.
Тяговое усилие i –го (i =1, 2) движителя определяется, как
где Mi – вращающий момент i-го электродвигателя;
uр – передаточное число редуктора;
rсi – приведенный силовой радиус движителя;
ηр – к.п.д.
привода.
В
первом приближении представим механическую
характеристику i –го (i =1, 2) электродвигателя
на устойчивом участке [5] в виде простейшей
линейной механической характеристики
приводного электродвигателя
где Mн – номинальный момент электродвигателя;
Sнi – номинальное скольжение i –го (i =1, 2) электродвигателя;
Si – скольжение i –го (i =1, 2) электродвигателя.
В
установившемся режиме скорости осей
обоих приводных колес
,
где rкi – приведенный кинематический радиус i –го движителя.
Расположение
приводных цевочных колес на близком
расстоянии друг от друга по центру
комбайна обеспечивает более равномерное
распределение усилия подачи между двумя
приводами. Можно предположить, что при
и
(отсутствует сдвиг фаз между началом
зацепления зубьев приводных звезд) крутящий
момент в обоих приводах распределяется
одинаково и равен номинальному (
). В случае наличия сдвига фаз (
,
) распределение крутящих моментов
между приводами может быть неравномерным,
т. е.
(2.8)
Решая
систему уравнений 2.4-2.8 выразим
М2 через М1
Откуда
Информация о работе Повышение ресурса механизма перемещения очистного комбайна