Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:38, курсовая работа
Вхождение России в рыночные отношения чрезвычайно обострило вопросы эффективности деятельности, конкурентоспособности торговых предприятий, их приспосабливаемое к новым условиям. Рыночная экономика по сути своей является противозатратной, ресурсосберегающей: необходимость поддержания конкурентоспособности заставляет предприятия постоянно изыскивать пути увеличения прибыли и, конечно же, прежде всего за счет рационального использования ресурсов, в том числе трудовых.
Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации - персоналом.
В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание……………………..………………………………………………………....6
1.1. Режим работы и условия труда в магазине……….…………………………….12
1.2. Организация материальной ответственности в магазине…………………………………………………….……………………………………………..14
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина…..
…………………………………………………………………………………………………………………..16
2 .Организация трудовых процессов в магазине «Юбилейный»….. …….. 18
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели ……………………………………………………….……….. 18
2.2. Организация труда в магазине «Юбилейный»………………….…………... 21
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете «Юбилейный»………………………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………….. …………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………...…33
Глава 2. Организация трудовых процессов в магазине «Юбилейный»
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели
Акционерное общество супермаркет «Юбилейный» является закрытым акционерным обществом, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции, и они не могут свободно продаваться и покупаться. Местонахождение г. Зеленопупинск, ул. Советская несоветская, 563.
¢¢Юбилейный¢¢ представлены в табл. 1.
Экономические показатели ЗАО ¢¢Юбилейный¢¢ ( в тыс. руб)
Показатели |
2009 | 2010 | |
абсолютная величина | в % к 2009 г. | ||
1. товарооборот | 667822 | 458944 | 68,7 |
2. валовой доход | 60384 | 74309 | 123,1 |
3. издержки обращения | 55614 | 67143 | 120,7 |
4. прибыль от реализации | 5349 | 1181 | 22,1 |
5.сальдо от внереализационных операций | - 577 |
5985 |
не сравнимо |
6. валовая прибыль | 4770 | 7166 | 150,2 |
7. прибыль чистая | 4265 | 7166 | 168 |
8.рентабельность (от прибыли чистой), % | 0,63 | 1,56 | 250 |
9. рентабельность (от прибыли от реализации), % | 0,8 |
0,26 |
32,1 |
10.эффективность коммерческой работы, % | 7,7 |
10,7 |
139 |
Данные таблицы довольно противоречивы. Снижение прибыли в 2010 году в 4,5 раза (22,1 %) одновременно сочетаются с повышением рентабельности в 2,5 раза! Но все данные, приведенные в табл., взяты из ежегодной бух. отчетности ЗАО Супермаркет «Звездный» и на них необходимо опираться.
Противоречивость данных из табл. можно объяснить следующим образом: в 2001 г. был очень высокий положительный уровень сальдо от внереализационных операций, что и позволило валовой прибыли подняться на 50,2 % , а чистой прибыли - на 68 %. Если же мы рассчитаем рентабельность от прибыли от реализации (строка 3), то рентабельность в 2010 г. составит всего 32,1 % от 2009 г. (стр. 8).
Рассмотрим
организационную структуру
2.2.
Организация труда в
магазине «Юбилейный»
Всего в ЗАО Супермаркет «Юбилейный» (вместе с его филиалами) работает 1641 человек.
Общая площадь всех магазинов – 28614 м2, из них 63 %
(18027 м2) – площадь торгового зала.
Соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда:
а) управленческий персонал (директор, зам.директора, администраторы, товароведы, заведующие отделами (секциями), бухгалтер и т.д.) – 82 чел.(5 %).
б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале – продавцы, контролеры – кассиры, кассиры) – 1313 чел.(80 %).
в)
вспомогательный персонал (обеспечивающий
обслуживание основного персонала,
а также поддерживающий надлежащее
санитарно – гигиеническое
Основные показатели по труду представлены в табл. 2
|
Данные табл. 2 также противоречивы:
численность торговых работников ЗАО Супермаркет «Юбилейный» выросла на 8,7 % , но товарооборот упал на 31,3 %. Это привело к падению товарооборота на одного торгового на 36,8 % (на одного торгово-оперативного работника 39,7 %).
Мы
оставляем за пределами этой работы
оценку истинности и достоверности
годовой бухгалтерской
Но, как свидетельствует ф. 5 Приложения к бухгалтерскому балансу, средняя годовая заработная плата одного торгового работника выросла на 9,8 % (строка 14 табл. 3).
Так
как в ЗАО Супермаркет «
Данный
супермаркет строился именно в расчет
на большой % системы самообслуживания
покупателей. Значительный экономический
эффект при самообслуживании достигается
за счет увеличения пропускной способности
магазина, роста его товарооборота
и валового дохода, ощутимого сокращения
численности торговых работников и
повышения производительности их труда,
снижения уровня издержек обращения. К
числу преимуществ метода самообслуживания
следует отметить его универсальность.
Методом самообслуживания можно
продавать подавляющее
При продаже товаров с открытой выкладкой обеспечивается свободный доступ покупателей ко всем имеющимся в продаже товарам. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей и осуществлению операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через прилавок этот метод удобен тем, что знакомиться с товаром могут одновременно несколько покупателей. Это ускоряет процесс продажи и увеличивает пропускную способность магазина. При этом производительность труда продавцов значительно повышается.
При
применении этого метода мелкие предметы
выкладываются насыпью в
Система самообслуживания имеет более высокие экономические и социальные показатели: на 25-30 % растет товарооборот на 1 м2 торговой площади и увеличивается производительность труда, на 30 % экономится время покупателей на совершение покупок.
Но при этом некоторая часть остальных звеньев торговой цепочки (производители товаров, оптовая торговля, транспорт) работали по старому. Персоналу магазина приходилось часто самому фасовать продукты, что было явно экономически невыгодно.
К важным факторам повышения
эффективности труда
Рациональная организация труда
работников магазина не
При нормировании труда работников
используют нормы времени,
Под нормами времени понимают
затраты времени на выполнение
определенного объема работы
одним или несколькими
Норма выработки – объем работы
(в стоимостных или
Норма обслуживания выражается
в количестве единиц
При технико-экономическом
С помощью фотографии рабочего
дня определяют фактические
Путем хронометража
Материалы фотографии, хронометража
и других методов изучения
рабочего времени используют
для выявления недостатков в
организации труда работников
магазина и определения
Все торгово- технологические операции, как известно, делятся на три основные части:
а) операции с товарами до предложения их покупателям;
б) операции непосредственного обслуживания покупателей;
в) дополнительные операции обслуживания покупателей.
ЗАО Супермаркет «Юбилейный» расположен на 2 этажах, что вносит определенные затруднения в доставку товаров на 2 этаж, но наличие большого грузового лифта и сравнительно небольшой объем реализуемых на 2 этаже промышленных товаров в общем, объеме товаров (всего 20 %), сглаживает эту проблему.
Погрузо-разгрузочные работы в ЗАО Супермаркет «Юбилейный» осуществляются вручную, без использования электропогрузчиков и средств малой механизации, хотя размеры двора позволяют установить даже небольшой кран. Только когда с товаром приходит автоконтейнер с гидрокраном, используется его возможности.
После этого производится приемка товара по количеству и качеству.
После приемки товары доставляют в помещение для хранения.
Все продовольственные товары, нуждающиеся в охлаждении, немедленно поступают в холодильный зал.
Перед подачей товаров в торговый зал товары готовят к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д.
Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки.
Торговля в ЗАО Супермаркет «Юбилейный» разделена по этажам:
на
1 этаже – продовольственные
Информация о работе Организация труда на предприятиях розничной торговли