Организация труда на предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Вхождение России в рыночные отношения чрезвычайно обострило вопросы эффективности деятельности, конкурентоспособности торговых предприятий, их приспосабливаемое к новым условиям. Рыночная экономика по сути своей является противозатратной, ресурсосберегающей: необходимость поддержания конкурентоспособности заставляет предприятия постоянно изыскивать пути увеличения прибыли и, конечно же, прежде всего за счет рационального использования ресурсов, в том числе трудовых.
Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации - персоналом.
В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание……………………..………………………………………………………....6
1.1. Режим работы и условия труда в магазине……….…………………………….12
1.2. Организация материальной ответственности в магазине…………………………………………………….……………………………………………..14
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина…..
…………………………………………………………………………………………………………………..16
2 .Организация трудовых процессов в магазине «Юбилейный»….. …….. 18
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели ……………………………………………………….……….. 18
2.2. Организация труда в магазине «Юбилейный»………………….…………... 21
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете «Юбилейный»………………………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………….. …………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………...…33

Работа содержит 1 файл

kursovoj.docx

— 55.34 Кб (Скачать)

МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

НОУ ВПО «ПОВОЛЖСКИЙ  ИНСТИТУТ БИЗНЕСА» 

КАФЕДРА  «ЭКОНОМИКА» 

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Курсовой  проект

    

По  дисциплине «Технология, проектирование и техническое оборудование предприятий торговли» 
 

Выполнил  студент 5 курса

Юртаев Е.П.

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                    Преподаватель Погодина Г.В.

                                                                 

                                                       

                                                            Самара 2011 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание……………………..………………………………………………………....6

1.1. Режим работы и условия труда в магазине……….…………………………….12

1.2. Организация материальной ответственности в магазине…………………………………………………….……………………………………………..14

1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина…..

…………………………………………………………………………………………………………………..16

2 .Организация трудовых процессов в магазине «Юбилейный»….. …….. 18

2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели ……………………………………………………….……….. 18

2.2. Организация труда в магазине «Юбилейный»………………….…………... 21

3. Пути совершенствования  трудовых процессов в супермаркете  «Юбилейный»………………………………………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………….. …………………………..31

Список использованной литературы…………………………………………………...…33 

Введение  
Вхождение России в рыночные отношения чрезвычайно обострило вопросы эффективности деятельности, конкурентоспособности торговых предприятий, их приспосабливаемое к новым условиям. Рыночная экономика по сути своей является противозатратной, ресурсосберегающей: необходимость поддержания конкурентоспособности заставляет предприятия постоянно изыскивать пути увеличения прибыли и, конечно же, прежде всего за счет рационального использования ресурсов, в том числе трудовых.

Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации - персоналом.

В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.

Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е  годы обусловило разработку теории и  практики управления трудовым коллективом. При этом предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена на планомерное достижение социально  экономической цели, заключающейся  в получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов, создание благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность им всех членов коллектива. На результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект управления персоналом. С ним связано определение численности персонала, профессионально - квалификационные требования к нему, эффективное использование персонала по времени, квалификации, уровню образования. Новые экономические условия предполагают использование не только новых теоретических предпосылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. В связи с этим возрастает роль кадрового планирования, его информационного обеспечения. Внедрение достижений научно - технического прогресса в большинстве случаев определяется профессионализмом сотрудников организации и приводит к большим изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным становиться подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует росту безработицы, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных кадров, отвечающих требованиям новых технологий.

И поэтому, важное место  в эффективной работе предприятия розничной торговли занимает правильная, оптимальная организация трудовых процессов.

Объектом данного  исследования является ЗАО Супермаркет  «Юбилейный». Цель данной работы - с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Юбилейный» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть теоретические  аспекты организации труда работников магазина;

проанализировать  специфику работы с персоналом магазина «Юбилейный»;

рассмотреть основные направления совершенствования  организации труда работников магазина «Звездный».

Глава 1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание

Трудовые процессы, выполняемые работниками торговли, имеют свои особенности. ГОСТ «Торговля. Термины и определения» дает такое определение технологии торговли: «совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов». В торговле технология включает операции по доставке , приемке, проверке количества и качества, хранению товаров в магазине, подготовке к продаже и самой продаже. Специфичность технологических процессов в торговле в том, что здесь товар не только доводится от производства до покупателя, но и осуществляется смена его формы стоимости в результате продажи потребителю. Благодаря ряду производственных операций, выполняемых в торговле (доработка, фасовка, упаковка, перевозка), труд в торговле создает новую стоимость и выступает как труд производительный. В то де время ввиду объективно присущих торговле функций, связанных со сменой форм собственности, труд является источником разного рода услуг, оказываемых покупателю при продаже товаров. Основное предназначение торговли - оказание услуг производителям и покупателям, в результате чего совершаются трудовые процессы. Таким образом, конечным результатом труда торговых работников является не продукт, а услуга. При этом доля услуг в труде работников торговли постоянно растет за счет перемещения непосредственно производственных операций в сферу производства.

В своем большинстве  торговые предприятия относительно небольшие, в них нецелесообразно  глубокое разделение труда, затруднено использование высокопроизводительных машин и механизмов.

Как и в любой  другой отрасли, в торговле совокупные затраты делятся на затраты живого и овеществленного труда. Живой  труд, связанный со сменой формы  собственности, составляет около трети  трудовых затрат торговых работников. При этом доля живого труда в розничной  торговле значительно выше, чем в  оптовой, что обусловлено самим  характером туда и уровнем механизации  трудовых процессов. В розничной  торговле, где процесс обслуживания замыкается, в конечном счете, на покупателе, доля живого труда выше. В оптовой  торговле в силу особенностей торгово-технологического процесса больше возможностей для внедрения  средств механизации и доля овеществленного  труда выше.

Важная особенность  структурного состава трудовых ресурсов в торговле состоит в том, что  более 85 % их общего количества составляют женщины, а среди продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает  ряд специфических социальных проблем  перед отраслью, среди них в  первую очередь необходимость сокращения доли ручного труда и увеличение средств на социальные нужды коллектива.

Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это относится, прежде всего, к работникам торговых залов - продавцам, кассирам, контролерам-кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив, следить  за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно это относится к труду  продавцов продовольственных и  хозяйственных товаров. Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за смену иногда достигает 900 кг, а при выполнении погрузоразгрузочных  работ по перемещению груза - 1200 кг.

Для труда контролера-кассира  характерна нервно-эмоциональная напряженность, обусловленная необходимостью в  процессе трудовой деятельности вступать в контакт с большим количеством  людей при различной коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслужить до 100 человек.

Источником нагрузки служит также значительное напряжение памяти и внимания, специфика работы с материальными ценностями, монотонность труда. Работа контролера-кассира, как  и продавца, отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение  рабочего дня, недели в связи с  колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа обслуживаемых  покупателей в часы «пик» могут  достичь 50 % среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы «пик» нагрузка может составить 70-75 % всей нагрузки за смену.

В торговле применяется  суммарный учет рабочего времени. Анализ работоспособности продавцов показал, что к концу рабочего дня выработка  из-за утомляемости начинает резко  падать (до 3040 %), причем это приходится на часы «пик», когда заканчивает  работу большинство предприятий  и количество покупателей возрастает.

В торговле работают преимущественно женщины. В то же время товары поступают в упаковке, значительно превышающей по весу предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении  тяжести вручную. Крупа, мука, сахар  поступают в мешках массой до 50 кг, сельдь - емкостью до 50-100 кг, растительной масло - до 200 кг, зубная паста - по 50-60 кг.

Поэтому в рамках социального развития на предприятии  целесообразно предусматривать  мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических  норм, стандартов безопасного труда./4, с. 158-159/.

Численность работников и структура штата магазина зависят  от типа предприятия и размера  его торговой площади, объема, условий  и режима работы, методов продажи  товаров, количества рабочих мест и  других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.

В связи с этим большое значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников торгово-технологических  операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными  формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

Функциональное  разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим  и трудовым процессом. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники  и служащие - директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т.д.

Общее руководство  магазином осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической  работой, занимается подбором кадров и  организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику  безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Информация о работе Организация труда на предприятиях розничной торговли