Организация труда на предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Вхождение России в рыночные отношения чрезвычайно обострило вопросы эффективности деятельности, конкурентоспособности торговых предприятий, их приспосабливаемое к новым условиям. Рыночная экономика по сути своей является противозатратной, ресурсосберегающей: необходимость поддержания конкурентоспособности заставляет предприятия постоянно изыскивать пути увеличения прибыли и, конечно же, прежде всего за счет рационального использования ресурсов, в том числе трудовых.
Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации - персоналом.
В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание……………………..………………………………………………………....6
1.1. Режим работы и условия труда в магазине……….…………………………….12
1.2. Организация материальной ответственности в магазине…………………………………………………….……………………………………………..14
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина…..
…………………………………………………………………………………………………………………..16
2 .Организация трудовых процессов в магазине «Юбилейный»….. …….. 18
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели ……………………………………………………….……….. 18
2.2. Организация труда в магазине «Юбилейный»………………….…………... 21
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете «Юбилейный»………………………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………….. …………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………...…33

Работа содержит 1 файл

kursovoj.docx

— 55.34 Кб (Скачать)

Заместитель директора (заведующего) магазином руководит  коммерческой деятельностью, в его  ведении находятся вопросы организации  технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат  принимает от материально ответственных  лиц товарно-денежные отчеты, проверяет  и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также  выполняет другие бухгалтерские  операции.

Администратор следит за состоянием выкладки товаров и  рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает  решения по претензиям покупателей  и т.д.

Товароведы выполняют  основные функции в области коммерческой работы и организации торговли. В  них входят изучение спроса населения  на товары, заключение договоров с  поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров  и т.д.

Заведующие товарными  отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций), следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и  качеству, обеспечивают сохранность  товарно-материальных ценностей, выполняют  другие функции, связанные с работой  отделов (секций).

Основной (торгово-оперативный) персонал - продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т.е. работники, занятые  обслуживанием покупателей в  торговом зале.

В обязанности продавцов  входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового  оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного  состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т.д.

Контролер-кассир готовит  рабочее место к выполнению расчетных  операций (проверяет исправность  контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную  монету и т.д.), выполняет расчетные  операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т.д.

Контролер проверяет  сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные  товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям.

Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.

Разделение  труда по квалификационному  признаку основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией. Рациональное использование квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так, с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, второю и третью категории. При этом продавец первой категории выполняет более сложные работы, на его долю приходится более ответственные функции, связанные с обслуживанием покупателей. Соответствующие различия имеются и в круге обязанностей, а также в выполняемых функциях между продавцами второй и третьей категорий.

Соотношение количества продавцов различной квалификации в розничном торговом предприятии  зависит от ассортимента реализуемых  товаров. Так, чем большую долю в  товарообороте занимают сложные  по характеру отпуска товары, тем  больше число продавцов высокой  квалификации должно быть в штате  магазина.

Одним из важных условий  разделения труда является его кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволяет более  полно и равномерно загрузить  персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный уровень работников магазина, они  приобретают дополнительные навыки и знания.

Уровень кооперации труда в каждом конкретном магазине устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации  труда и материальной ответственности  на основе изучения степени загрузки работников и выявления свободного временим в течение рабочего дня.

    1. Режим работы и условия труда в магазине

Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням неделе, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу. Согласованности режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигают путем разработки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичности чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. 

Расчет плановой численности работников производится с учетом режима работы предприятия. При этом учитываются коэффициенты увеличения численности, необходимой  для замены временно отсутствующих  работников (отпуск, болезнь). При планировании численности продавцов, кассиров, контролеров-кассиров определяют явочную и среднесписочную  численность. При расчете численности  этих работников используется показатель условного рабочего места. При его  определении могут быть взяты  показатели средней площади одного условного рабочего места (в продовольственной  торговле - 20 кв. м, в непродовольственной - 21,5 кв.м). В явочную численность  входят работники, которые ежедневно  должны быть на работе в течение  рабочего времени с учетом времени, затрачиваемого на подготовительно-заключительные операции. Расчет явочной численности  производится по формуле:

Чя = [Рм * (Тр+Тпз)] / Тм,

где Чя - явочная численность  работников, чел;

Рм - условное количество рабочих мест, ед.;

Тр - время работы магазина в неделю, ч;

Тпз - время заключительно-подготовительных операций, ч;

Тм - плановая продолжительность  рабочей недели одного работника, ч.

Для расчета среднесписочной  численности используется формула:

Чсс = Чя * Тнф / Тпф,

где Чсс - списочная  численность работников, чел.;

Чя - явочная численность  работников, чел.;

Тнф - полное число  рабочих дней на одного работника  в год (номинальный фонд);

Тпф - плановый полезный фонд рабочего времени на одного работника  в год.

На производительность труда работников магазина, качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе. Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства коллективом магазина. 

    1. Организация материальной ответственности в магазине

Формы организации  труда в торговле тесно связаны  с организацией материальной ответственности. Как правило, в торговле существует два вида материальной ответственности: индивидуальная и коллективная(бригадная).

На работников розничных  торговых предприятий возлагается материальная ответственность, т. е. обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный предприятию по их вине.

Действующим трудовым законодательством установлены два вида материальной ответственности за причиненный ущерб: ограниченная и полная.

При ограниченной материальной ответственности лица, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка, за исключением тех случаев, когда действующим законодательством установлены иные пределы материальной ответственности.

В соответствии с  заключенным договором работник магазина принимает на себя полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему материальных ценностей и обязуется: бережно относиться к переданным ему ценностям и принимать меры к предотвращению ущерба; своевременно сообщать администрации магазина обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему материальных ценностей; вести учет и отчетность в установленном порядке; участвовать в инвентаризации материальных ценностей. Договор подписывается руководителем предприятия (организации) и лицом, принявшим на себя материальную ответственность.

В системе потребительской  кооперации применяется, в основном, полная материальная ответственность. Договор о заключении такой формы  ответственности подписывают отдельные  материально ответственные лица и члены бригады с одной стороны, и руководитель потребительского общества. 

1.3.Оплата и анализ производительности труда

Заработная плата  является частью дохода собственника торгового предприятия, расходуемого для оплаты труда наемного работника  в соответствии с условиями найма. Организация заработной платы включает следующие элементы: тарифную систему, формы и системы оплаты труда.

Организация заработной платы в торговле осуществляется в соответствии со следующими принципами:

стимулирующая функция  оплаты труда. Этот принцип организации  заработной платы предполагает установление относительного уровня заработной платы  в зависимости от количества, качества и результатов труда;

дифференциация окладов  в зависимости от объемов работ, квалификации работника, условий труда. Дифференциация оплаты труда тесно  связана с сегментацией рынка  труда, регулирующей уровень оплаты труда различных категорий работников.

В условиях различных  организационно-правовых форм собственности  торговые предприятия получили самостоятельность  в выборе порядка оплаты труда. Они  самостоятельно определяют не только численность работников, но и формы  оплаты труда. Существует повременная, сдельная и гибкая системы оплаты труда 

Различают следующие  системы оплаты труда. 

          Системы оплаты труда
                                          
           Повременная               Сдельная               Гибкая
                                           
           Простая повременная               Прямая  сдельная               Остаточная
                                           
     
           Повременно-премиальная
                  Сдельно-премиальная               Бестарифная
                                           
           Повременная с контролируемой выработкой               Сдельно-прогрессивная          
          Контрактная
                                           
           Система плавающих окладов               Комиссионная                
                                           
 

Для повышения трудовой активности персонала широко используется система материального стимулирования, в которой используются различные  формы - премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности, доплаты  и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и  социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается  положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу  лет. Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и  статистической отчетности предприятия  за отчетный месяц. 

Информация о работе Организация труда на предприятиях розничной торговли