Методический и справочный аппарат систематизатора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы раскрыть историю развития систематизации и организацию работу систематизатора в библиотеке. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что для повышения обращаемости и лучшего использования книжных фондов требуется раскрытие их содержания путем систематизации, как основы предпосылки для систематической группировки книги.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Организация работы систематизатора…………………………7
1.1. Планирование……………………………………………………………7
1.2. Оперативное управление персоналом………………………………..9
1.3. Характеристика рабочего места……………………………………..11
Глава 2. Методический и справочный аппарат систематизатора…...14
2.1. Справочный аппарат систематизатора……………………………..14
2.2. Методический аппарат систематизатора…………………………...14
2.3. Алгоритм работы систематизатора………………………………….23
2.4. Рабочее место систематизатора………………………………………28
2.5. Опыт Витебской областной научно-технической библиотеки в области систематизации литературы……………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Методический_и_справочный_аппарат_систематизатора.doc

— 179.50 Кб (Скачать)


Методический и справочный аппарат систематизатора.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Организация работы систематизатора…………………………7

1.1. Планирование……………………………………………………………7

1.2. Оперативное управление персоналом………………………………..9

1.3. Характеристика рабочего места……………………………………..11

Глава 2. Методический и справочный аппарат систематизатора…...14

2.1. Справочный аппарат систематизатора……………………………..14

2.2. Методический аппарат систематизатора…………………………...14

2.3. Алгоритм работы систематизатора………………………………….23

2.4. Рабочее место систематизатора………………………………………28

2.5. Опыт Витебской областной научно-технической библиотеки в области  систематизации литературы……………………………………….31

Заключение…………………………………………………………………..33

Список использованной литературы…………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Вопросы, связанные с организацией работы систематизатора в библиотеке, довольно редко освещаются в профессиональной литературе. Сами систематизаторы (каталогизаторы) не любят или не умеют рассказывать об особенностях своей работы. Многие считают, что она слишком специфична, связана с конкретной практикой и традициями определенного учреждения и потому не представляет интереса для посторонних. С этим нельзя не согласиться. Однако без изучения опыта невозможно выявить общие закономерности, сформулировать правила, принципы, построить общую теорию и на этой основе дать единые для всех или многих библиотек практические рекомендации.

Приходится изучать процесс иначе – с помощью наблюдения, анализа документации. Многие аспекты темы нуждаются в глубоком исследовании.

Несколько слов о месте систематизации как технологического процесса.

В современном мире ручная обработка последовательно уступает место компьютерной, а оригинальная (т.е. первичная) каталогизация заменяется заимствованием. В США, например, сегодня штатными сотрудниками библиотек обрабатывается не более восьмой части потока новых поступлений. Вся остальная информация либо уже находится в сводном каталоге, к которому подключена библиотека, либо воспроизводится из доступных электронных каталогов или баз данных.

Практически нигде за рубежом не сохранилась самостоятельная функция систематизации. Как и повсюду в мире, в Библиотеке Конгресса США технологический процесс совмещен – один каталогизатор производит полную обработку документа: составляет библиографическое описание, дополняет его заголовком, классификационным индексом по таблицам Классификации Библиотеки Конгресса, предметной рубрикой. Работа выполняется в формате, потому формированием записи каталогизатор не занимается (это функция формата). Но систематизацию по таблицам Десятичной классификации М. Дьюи (ДКД) осуществляет специальное подразделение, в котором «приписывают» в формат индексы ДКД, имея перед глазами книги (примерно 100 тыс. названий в год).

В нашей стране совмещенный технологический процесс пока еще встречается редко. Даже если мы переходим к компьютерной обработке, традиции и привычки менять не хотим: одни сотрудники занимаются составлением библиографического описания, другие – индексированием. При этом пропадает довольно значительное время (достаточно провести пооперационный анализ, чтобы в этом убедиться).

Всем библиотекам давно пора уже объединить соответствующие подразделения, технику и процессы. Систематизация, как и другие виды индексирования, тысячами нитей взаимосвязана с составлением библиографического описания, с формированием заголовка библиографической записи, являющегося одной из точек доступа. Классификационные индексы, предметные рубрики, ключевые слова, дескрипторы – тоже точки доступа. Рано или поздно мы поймем, что процессы описательной каталогизации и индексирования нельзя разделять. Чем раньше мы их объединим, тем качественнее станут наши каталоги – как карточные, так и электронные.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что для повышения обращаемости и лучшего использования книжных фондов требуется раскрытие их содержания путем систематизации, как основы предпосылки для систематической группировки книги.

Систематизация документов – это отражение содержательных и формальных признаков документа в виде классификационных индексов.

— система библиотечно-библиографической классификации (ББК);
— универсальная десятичная классификация (УДК);
— десятичная классификация М. Дьюи (ДКД);
— единая классификация литературы для книгоиздания (ЕКЛ).
     Объектом систематизации может быть отдельное произведение печати, его часть или совокупность однородных документов.

     Систематизация состоит из  взаимосвязанных и  последовательно выполняемых процессов:

анализ содержания документов как  объекта систематизации;
выявление и  отбор смысловых компонентов (понятий) в содержании документа и  соотнесение их  с  индексами основных и вспомогательных таблиц (типовыми разделами в  ББК  или определителями в  УДК);
принятие классификационного решения, которое выражают одним или несколькими классификационными индексами, составляющими, полный индекс; на основе принятого классификационного решения формулируют предметные рубрики алфавитно-предметного указателя (АПУ) к  СК;
редактирование классификационных индексов и предметных рубрик АПУ;
оформление классификационного решения на карточке, в источнике или в машиночитаемом виде при  вводе в базу данных с одновременным введением рубрики в АПУ и систематическую контрольную картотеку (СКК).

Систематизация книг, т.е. распределение их по отраслям знания, проводится на основе библиотечной классификации, но сама библиотечная классификация зависит от классификации наук, ибо вопрос о порядке расположения отделов в значительной мере определяется системой знаний. Именно в ней выявляются основные области знания и порядок их следования, обосновывается последовательность наук. Принципы расположения, границы каждой области, взаимосвязи между отдельными науками, устанавливаются в классификации наук.

Не любая литература способна быть актуально систематизирована по ББК, УДК, или ГРНТИ, так как каждая отрасль знания имеет свою специфику, выразить которую возможно лишь применив на практике специализированную библиотечную классификацию, которая бы отвечала необходимым требованиям.

Цель курсовой работы раскрыть историю развития систематизации  и организацию работу систематизатора в библиотеке.

Источниковедческую базу настоящей работы составляют труды Э.Р. Сукиасяна. Его статьи по данной проблематике постоянно публикуются в журнале «Научно-технические библиотеки», он автор ряда учебников по библиотечному делу.

Базой курсового исследования является Витебская областная научно-техническая библиотека.

Вышеназванные цели, задачи предопределили и структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 2-х глав и параграфов и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Организация работы систематизатора.

1.1. Планирование

Рассмотрим два аспекта планирования. Первый связан с планированием работы подразделения в целом, второй – с личным планированием. За основу взят зарубежный опыт.

Главные проблемы, которые решаются при планировании работы подразделения, связаны с оценкой имеющихся штатных ресурсов (по штатному расписанию) и кадровых возможностей (реально работающих сотрудников). Руководитель обязан знать, какие задачи ему необходимо решить в течение года. Не вдаваясь в подробности, о главном: подразделение должно обработать поток новых поступлений и отразить его в системе каталогов. Все остальные дела – как бы «надстройка». Исходные цифры даёт отдел комплектования в названиях и экземплярах. Для работы с карточными каталогами надо также знать повышающие коэффициенты, они легко выводятся из годовых показателей (прошлых лет), а не «берутся с потолка». Если на каждые сто названий для каталога было подготовлено к расстановке в среднем 1,3 карточки, то, зная количество названий, мы заранее получаем число карточек. Для каталогов разных видов повышающий коэффициент может быть различным[1].

Основные показатели высчитываются по нормам, которые имеются на все процессы традиционной каталогизации. Если речь идет об автоматизированной технологии, можно сказать: что рано или поздно мы придем к принятым в мире нормативам для полной обработки одного документа (все процессы выполняются на компьютере, в формате, одним сотрудником). Норма очень простая: в среднем – 1 документ в час, за рабочий день – 8 и более документов.

В большинстве библиотек США рассчитывают план на 240 рабочих дней в год. Эта цифра только сначала кажется удивительной: но, если вычесть из 365 дней 104 выходных, еще 10 дней отпуска (у библиотекарей США отпуск – две недели) и 10 оплачиваемых дней, когда сотрудник сообщает о своем невыходе на работу (причина никого не интересует, но начиная с 11-го дня зарплата уже не идет), то эта цифра станет понятной.

Получается, что один каталогизатор (при наличии очень высокой квалификации) может «пропустить» 2 400 названий в год? Да, если он ничем другим не занимается… Но так ведь бывает не всегда. В большинстве случаев у него есть обязанности, связанные с повышением своей квалификации или обучением других сотрудников, ведением справочного и методического аппарата[2].

Чего не бывает никогда, так это: постоянного давления той актовой системы, которая так широко распространена в российских библиотеках. Книги обрабатываются, как кажется стороннему наблюдателю, слишком спокойно. Многие лежат неделями, другие же «пролетают» мгновенно. Оказывается, здесь все понимают: дублеты, переиздания могут ждать, в то время как новые монографии, справочники, книги, которые «на слуху» и спрашивались читателями еще вчера, обрабатываются сразу же, без промедления. «Зеленый свет» дается изданиям, которые библиотека вводит в сводный каталог впервые (такая операция оплачивается особо).

Очень важна роль технолога, осуществляющего диспетчерские функции. Понятно, что издания, которые получает от него каталогизатор, должны различаться по степени сложности (имеются в виду критерии, относящиеся как к описательной каталогизации, так и к индексированию). В интересах сотрудника сдать работу до окончания рабочего дня и взять еще несколько изданий – «статистика знает всё» (её ведет автоматизированная система), в конце года объемные показатели будут учтены при обсуждении вопроса о динамике оплаты труда.

У каждого сотрудника должен быть свой личный план. В конце календарного года сотрудник на листочке бумаги в произвольной форме записывает свои пожелания самому себе. Как правило, большая их часть бывает связана с повышением квалификации, саморазвитием: планируются освоение нового участка, поступление на курсы, написание статьи, переработка инструкции, изучение стандарта, монографии, пособия. План вкладывается в конверт и сдается непосредственному руководителю. Конверт вскрывается однажды: через год, когда сотрудник придет к руководителю с личным отчетом. Объективные (статистические показатели) работы покажет машина на экране компьютера. План и отчет будут внимательно проанализированы. Что сделано – то сделано, оценка отразится на заработной плате. Очередной план в конверте будет спрятан в сейф.

Очень хитрая механика: запланировать себе всегда хочется много, но не сразу понимаешь, что через год придется отвечать по каждому пункту. А если ничего не планировать, то и рост остановится. У нас, к сожалению, пока нельзя предупредить сотрудника о неполном служебном соответствии и сообщить ему (под расписку), что через два месяца в его услугах библиотека нуждаться не будет. Отсюда состояние собственной самоуспокоенности, в котором пребывают тысячи наших библиотекарей.

 

1.2. Оперативное управление персоналом.

 

Поскольку эта группа вопросов не связана конкретно с работой систематизаторов рассмотрим их в самом общем виде, тезисно.

При приеме на работу учитывается большой объем знаний и  умений, требуемых от каталогизатора (систематизатора). Как минимум принимаются во внимание: (1) общая культура, начитанность, грамотность, образованность; (2) степень профессиональной, библиотечной подготовки – образование (часто среднее специальное выгоднее высшего библиотечного!), опыт работы с каталогами, стаж библиотечной работы; (3) при наличии отраслевого образования – уровень специальных знаний, возможности использования в качестве специалиста по соответствующим отраслям; (4) языковая подготовка – степень владения одним из иностранных языков, стремление углублять свои языковые знания; если библиотека работает с конкретным контингентом читателей, владеющих национальным языком – знание языка или желание им овладеть; (5) степень компьютерной грамотности (WinWoird, Excell, PowerPoint, другие программы), умение работать в Интернете, навыки поиска в русском и англоязычном (даже без знания языка!) сегментах Интернета, желание освоить работающую в библиотеке автоматизированную систему, технику и технологию; (6) психологические (в первую очередь – коммуникативные) свойства личности, состояние здоровья (слух, зрение, память) и др.

Сразу принимать новых сотрудников на постоянную работу не рекомендуется. Нужна проверка в работе. Если есть понимание сущности непрерывного образования (чтобы стать хорошим специалистом, придется учиться всю жизнь), стоит тратить время на обучение.

Вопросы обучения (повышения квалификации) входят в компетенцию руководителя. Он выявляет потребности, согласовывает с администрацией подходящие формы и методы, представляет своих сотрудников для направления на курсы, семинары, стажировки, при необходимости ставит вопрос об оплате их обучения в вузах и учреждениях дополнительного образования.

Руководитель подразделения организует работу по графику, предусматривающему при необходимости работу в вечернее время, выходные дни. Опыт показывает позитивные результаты введения скользящего графика в подразделениях, занимающихся обработкой литературы. Исключается спешка, снимается нервное напряжение. Необходимо рационально использовать потенциал сотрудников с учетом квалификационного, функционального, отраслевого разделения их обязанностей[3].

Информация о работе Методический и справочный аппарат систематизатора