Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:45, реферат
На сегодняшний день одной из главных проблем нефтегазовой отрасли страны является повышение качества моторных топлив, особенно улучшение их экологических свойств. В связи с ужесточением экологических требований к моторным топливам производители столкнулись с трудностями по выпуску высокооктановых бензинов, полностью соответствующих требованиям современных стандартов по испаряемости, содержанию антидетонационных присадок, бензола, ароматических углеводородов и сере. Так, в странах Европы и в США прекращена выработка этилированных бензинов, введены жесткие ограничения по содержанию в бензинах серы, олефиновых и ароматических углеводородов. Глубина переработки нефти на предприятиях России составляет около 70%, тогда как в развитых странах Запада она достигает 80-95%, что объясняется низкой долей углубляющих процессов на отечественных заводах, не превышающей 13% от объема переработки нефти (против 55% на заводах США). Вследствие этого, на российских заводах ограничена возможность выработки моторных топлив. Качество нефтепродуктов далеко не в полной мере отвечает современным требованиям, особенно по экологическим характеристикам, в то время как потребление бензина в России превышает 640 млн. т в год.
1. Введение. Экологические аспекты нефтепереработки…………………………..3
2. Система экологических требований, предъявляемых к топливам.
Современные нормативы и стандарты………………………………………………..3
3. Значение и сущность процесса алкилирования.
Проведение процесса на различных катализаторах………………………………....6
3.1 Жидкокислотное алкилирование с применением серной и фтористоводородной кислоты…………………………………………………..........9
3.2 Алкилирование изопарафинов олефинами на ионообменных смолах с нанесенным трифторидом бора...................................................................................14
3.3 Алкилирование изопарафинов олефинами на цеолитных катализаторах.......16
3.4 Алкилирование изобутана олефинами на твердых полимерных сульфокислотах.............................................................................................................18
4. Долговечность, экономичность, экологичность процессов................................. 19
5. Заключение................................................................................................................21
6. Список литературы...................................................................................................22
Затраты на кислоту для процесса алкилирования. Обработка кислотного катализатора – одно из ключевых различий между HF- и SA-алкилированием. В процессе HF-алкилирования расходуется лишь небольшое количество кислоты. Кислота HF может быть фракционирована для удаления воды и кислого эмульгирующего масла (asid soluble oil – ASO). Кислоту для
SA-алкилирования разбавляют водой, а ASO необходимо удалить с установки и регенерировать полным сжиганием кислоты до SO2/SO3 с обратной конденсацией в H2SO4. Этот дорогостоящий процесс при проведении на месте становится еще более затратным в случае необходимости транспортирования на далекое расстояние для регенерации, с увеличением производства алкилата это различие увеличивается.
Проектирование для современных условий. В настоящее время оборудование установок HF-алкилирования позволяет снизить некоторые риски, традиционно связанные с опасностью использования HF в качестве кислотного катализатора. Более 10 лет назад Американский нефтяной институт опубликовал «Рекомендуемую практику (RP) 751», в которой кратко изложены лучшие практические методики безопасной эксплуатации установок HF-алкилирования. Промышленность серьезно отнеслась к рекомендациям RP-751 и сделала большие успехи в практике организации работ по технике безопасности для установок HF-алкилирования. Третье, пересмотренное, издание RP-751 вышло в 2007 г.
Среди
работ по технике безопасности, принятых
сегодня в промышленности, есть несколько
технологий, способных снизить степень
риска на установках
HF-алкилирования.
В процессах сернокислотного и фтористоводородного алкилирования используют каталитические системы «жидкость - жидкость», которые дороги и имеют ряд недостатков, например необходимость создания и поддержания эмульсии кислота+углеводород, необходимость разделения алкилата и кислоты, проблема ликвидации отходов кислоты (в случае H2S04). Применение твердого катализатора позволяет избежать большинства из этих проблем. В качестве катализаторов алкилирования изопарафинов олефинами были использованы цеолиты, обладающие высокой каталитической активностью. Цеолиты, однако, 6ыстро дезактивируются и плохо ра6отают при высоких объемных скоростях подачи олефинового сырья.
В качестве катализаторов используют макросетчатые ионообменные смолы, обладающие жесткой и пористой структурой. При низких температурах они проявляют высокую активность в ряде реакций, катализируемых кислотами, хотя не активны в процессе алкилирования изопарафинов олефинами, поскольку на них не протекает гидридный перенос. Кислотность этих соединений, однако, можно увеличить за счет образования комплексов с какой-нибудь кислотой Льюиса. Было найдено, что алкилирование изопарафинов олефинами катализируется гелями ионообменных смол, содержащих трифторид бора. Эффективность этих каталитических систем, однако, недостаточна, так как гели не способны набухать в углеводородах. Эти ограничения отсутствуют в случае макросетчатых ионообменных смол.
В настоящей работе рассмотрены некоторые результаты использования макросетчатых ионообменных смол как катализаторов алкилирования изобутана бутиленами в присутствии BF3.
Проведение экспериментов. При алкилировании изопарафинов олефинами очень важно замедлять полимеризацию, конкурирующую с алкилированием. В лабораторных условиях это достигается путем проведения процесса в полунепрерывном реакторе, куда сначала загружали кислоту и изобутан, а потом непрерывно подавали олефин. Скорость подачи олефина не должна быть особенно высокой, чтобы он не накапливался в аппарате. Таким образом, скорость полимеризации снижается до минимума. Процесс вели до тех пор, пока сохранялась необходимое исходное соотношение изопарафина и олефина, примерно равное соотношению изопарафина и олефина, поддерживаемому при работе непрерывных промышленных установок.
Окончив опыт, алкилат передавливали азотом в металлическую бомбу, охлаждаемую до -73ºС, и доводили температуру до комнатной. Затем алкилат перегружали в находящуюся при атмосферном давлении замкнутую систему, состоящую из двух скребков (для отмывки от BF3), соленоидного клапана и десятилитрового сборника, снабженного автоматическим регулятором давления. Газ и жидкий продукт анализировали на хроматографической колонке.
Ионообменную смолу готовили так. В начале её промывали метанолом и дистиллированной водой, затем обменивали с 4% NaOH, вновь промывали и обменивали с 15% H2SO4. После отмывки кислоты хранили смолу в дистиллированной воде. Предварительно приготовленную таким образом смолу перед использованием высушивали в течение 3ч в вакууме при 120 ºС и измельчали до размера частиц 0,147 мм.
Результаты. Об эффективности катализатора, использованного в процессе алкилирования изопарафина олефинами, судили по выходу алкилата, результатам хроматографического анализа и бромному числу. При использовании бутиленов и стопроцентном алкилировании теоретический выход алкилата должен составить 2,04 г на 1 г превращенного олефина; если же олефин полимеризуется полностью, выход будет равен 1 г продукта на 1 г превращенного олефина.
Таким
образом, при использовании
Ниже показана каталитическая активность цеолитных катализаторов при алкилировании изопарафинов олефинами, рассмотрено специфическое поведение этилена в условиях алкилирования.
Проведение экспериментов. В качестве олефинов использовали этиилен, пропилен, изобутилен и 2-метилбутен-2 (98-99%-ный), бутен-1 (98%-ный, с примесью изобутана и следов бутена-2), смесь бутена-1 и бутена-2 (1: 2). Исходный изобутан содержал 96% основного вещества, остальное - н-бутан.
Опыты
проводили в проточном
Результаты.
Таблица
3.3.1. Состав и выход алкилата при алкилировании
изобутана бутиленами на цеолитах, содержащих
катионы Ca2+, РЗЭ3+ и H+.
Условия
опытов: 100 ºС, 2 МПа, объемная скорость
подачи олефина 1 ч-l, соотношение
изобутана к олефину 20:1.
Показатели | CaY |
РЗЭY (82% РЗЭ3+) |
Ca РЗЭY
|
Ca РЗЭY (16% Ca2+, 64,2% РЗЭ3+) |
Ca РЗЭY
|
Состав
алкилата, % (масс.) С5 Выход алкилата, % (масс.) на бутилены |
1,2 4,4 5,5 57,6 31,3 22,5 |
2,8 4,3 5,8 71,8 15,3 86,0 |
7,7 6,5 7,6 59,9 18,3 77,5 |
2,1 |
2,8 3,1 6,3 70,2 17,6 48,0 |
Таблица
3.3.2. Состав алкилатов, полученных при
алкилировании изобутана различными олефинами.
Условия
реакции: 100 ºС, 2 МПа, объемная скорость
подачи олефина 1 ч-l, Ca РЗЭY.
Углеводороды | Содержание, % (масс.) при алкилировании разными олефинами | |||||
пропиленом | бутеном-1 |
Смесью н-бутиленов |
изобутиленом | изоамиленом | промышленной фракцией С4 | |
С5 С6 С7 С8 С9 и выше Состав фракции С8 триметилпентаны диметилгексаны Состав триметилпентанов 2,2,4-изомер 2,2,3-изомер 2,3,4-изомер 2,3,3-изомер |
3,2 8,7 35,6 23,1 29,4 – 45,5 |
10,9 8,5 8,1 55,8 16,7 |
9,9 6,5 7,2 60,6 15,8 |
3,6 4,4 5,8 45,4 40,8 |
8,9 10,3 15,0 19,7 46,1 |
4,8 5,1 5,0 44,4 40,7 |
Таблица
3.3.3. Состав продуктов
алкилирования изобутана этиленом и н-бутиленами
в присутствии цеолита CaMeY.
Условия
реакции: 80 ºС, 2 МПа, объемная скорость
подачи олефина 1 ч-l.
Углеводороды | Состав алкилата, % (масс.) | |
в случае этилена | в случае н-бутиленов | |
С5 С6 С7 С8 С9 и выше |
0,7 3,2 6,0 78,2 11,9 |
0,4 1,2 5,6 71,6 21,2 |
Таблица
3.3.4. Алкилирование изобутана этиленом
в присутствии различных цеолитных катализаторов.
Условия
реакции: 80 ºС, 2 МПа, объемная скорость
подачи олефина 1 ч-l.
Углеводороды | Состав алкилата, % (масс.) | |||
опыт 1 | опыт 2 | опыт 3 | опыт 4 | |
С5 С6 С7 С8 С9 и выше |
Продукт не образуется |
0,1 1,8 0,7 14,8 83,6 |
0,2 1,6 2,0 94,5 1,7 |
Продукт не образуется |
Реакция алкилирования на твердых катализаторах базируется на карбоний-ионной теории, согласно которой из алкилирующего агента в кислотной реакционной среде генерируется электрофильный катион и атакует нуклеофильный субстрат. В результате этой электрофильной атаки образуется новый карбоний-ион, превращающийся (после отщепления заряженной частицы) в алкилированный продукт. Для обеспечения требуемой кислотности реакционной среды в нее вводят протонодонорное или электроноакцепторное вещество (H2SO4, AlCl3 и др.) в качестве катализатора. На практике успех алкилирования определяется удачным выбором кислотного катализатора.
Информация о работе Экология топлив. Совершенствование процесса алкилирования