Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:45, реферат
На сегодняшний день одной из главных проблем нефтегазовой отрасли страны является повышение качества моторных топлив, особенно улучшение их экологических свойств. В связи с ужесточением экологических требований к моторным топливам производители столкнулись с трудностями по выпуску высокооктановых бензинов, полностью соответствующих требованиям современных стандартов по испаряемости, содержанию антидетонационных присадок, бензола, ароматических углеводородов и сере. Так, в странах Европы и в США прекращена выработка этилированных бензинов, введены жесткие ограничения по содержанию в бензинах серы, олефиновых и ароматических углеводородов. Глубина переработки нефти на предприятиях России составляет около 70%, тогда как в развитых странах Запада она достигает 80-95%, что объясняется низкой долей углубляющих процессов на отечественных заводах, не превышающей 13% от объема переработки нефти (против 55% на заводах США). Вследствие этого, на российских заводах ограничена возможность выработки моторных топлив. Качество нефтепродуктов далеко не в полной мере отвечает современным требованиям, особенно по экологическим характеристикам, в то время как потребление бензина в России превышает 640 млн. т в год.
1. Введение. Экологические аспекты нефтепереработки…………………………..3
2. Система экологических требований, предъявляемых к топливам.
Современные нормативы и стандарты………………………………………………..3
3. Значение и сущность процесса алкилирования.
Проведение процесса на различных катализаторах………………………………....6
3.1 Жидкокислотное алкилирование с применением серной и фтористоводородной кислоты…………………………………………………..........9
3.2 Алкилирование изопарафинов олефинами на ионообменных смолах с нанесенным трифторидом бора...................................................................................14
3.3 Алкилирование изопарафинов олефинами на цеолитных катализаторах.......16
3.4 Алкилирование изобутана олефинами на твердых полимерных сульфокислотах.............................................................................................................18
4. Долговечность, экономичность, экологичность процессов................................. 19
5. Заключение................................................................................................................21
6. Список литературы...................................................................................................22
*
Бензины зимнего вида.
Возможность каталитического алкилирования изоалканов алкенами была впервые установлена русским ученым В.Л. Ипатьевым в 1932 году. В качестве катализатора был использован безводный хлорид алюминия, промотированный хлороводородом. В 1938 году появились сообщения Бирча с сотрудниками, в которых была показана высокая эффективность использования концентрированной серной кислоты в качестве катализатора алкилирования изобутана олефинами С3-С4. Почти одновременно с этим способность к проведению алкилирования была обнаружена и у жидкого фтористого водорода. Современное промышленное алкилирование принципиально не отличается от процессов, разработанных в начале 40-х годов XX века и основанных на использовании жидких кислот, серной и фтористоводородной. Основными недостатками этих катализаторов являются высокий удельный расход, токсичность и коррозионная активность, необходимость разделения катализаторно-продуктовой смеси с последующей утилизацией отработанных кислот. Несмотря на постоянное совершенствование процессов жидкокислотного алкилирования использующие их промышленные предприятия с большим трудом пытаются поддерживать эффективность и безопасность работы действующих установок. Сегодня надежды на прогресс индустриального алкилирования, прежде всего, связываются с переходом от использования жидких кислот к применению твердых катализаторов, которые позволят избежать вышеперечисленных проблем и получить технологические и экономические преимущества.
Продукт алкилирования — алкилат — является высокооктановым (исследовательское октановое число обычно составляет не менее 90-94), малосернистым, не содержащим ароматических углеводородов и алкенов компонентом для получения высококачественных бензинов. Необходимость снижение содержания общей ароматики, бензола, алкенов, серы, давления насыщенных паров, а также ограничение температуры конца кипения требует существенного увеличения объемов производства и качества алкилата. Совершенствование технологий алкилирования также становиться все более актуальным в связи с ожидаемым отказом от использования МТБЭ в качестве октаноповышающей добавки. При этом алкилат становиться лучшим решением улучшения качества бензинов без применения кислородсодержащих соединений.
Активная разработка твердокислотных катализаторов алкилирования началась в конце 1960-х - начале 1970-х годов. За истекшие 30-35 лет в качестве катализаторов жидкофазного алкилирования изобутана легкими алкенами были рассмотрены самые различные твердые системы: цеолиты, гетерогенизированные жидкие кислоты, алюмохлоридные комплексы, ионообменные смолы, гетерополикислоты, хлорированные и сульфатированные оксиды металлов и другие. Главной сложностью на пути широкого промышленного использования подобных катализаторов процесса алкилирования оказалась их очень быстрая дезактивация, которую чаще всего связывают с побочным образованием высокомолекулярных, углеводородов, блокирующих пористую структуру и поверхностные активные центры. Тем не менее, проведение подробных исследований механизма процесса, оптимизация кислотных и структурных свойств, а также условий работы твердых катализаторов в ряде случаев позволяют предлагать промышленные варианты твердокислотного алкилирования изобутана алкенами. К сведению, в ИОХ РАН были разработаны экологически чистые технологии гидратации, этерификации и алкилирования, где вместо кислот используются твердые цеолитные катализаторы. В результате повышается производительность процесса, уменьшается число технологических операций, отсутствуют стоки и твердые отходы; катализатор легко регенерируется воздухом. Для случая алкилирования открываются возможности получения изооктанов из пропана, н-бутана и пентанов, содержащихся в газоконденсате.
Рис. 3.1. Алкилирование пропилена и бутилена (бутена-1).
Другим преимуществом метода является использование наряду с н-бутенами этена и пропилена, содержащихся, в частности, в газах пиролиза. Реализация данных разработок позволяет создать экологически чистые, энергоемкие высокооктановые бензины, в частности, из газоконденсатов, способами, не загрязняющими среду обитания.
В ходе реакции алкилирования объем исходных компонентов заметно уменьшается, масса исходных веществ равна массе продуктов, изменяется только плотность.
Ниже приведены примерные реакции, протекающие при алкилировании парафинов алкенами (рассмотрено на примере НF-алкилирования)
Начало цепи. Предполагается, что карбоний-ионы генерируются путем присоединения протона к молекуле олефина в присутствии НF. В инициировании алкилирования в присутствии серной кислоты могут принимать участие углеводороды, содержащиеся в «остатке», т.е. в непрореагировавшей части алкилата, однако трет-бутильный катион обеспечивает цепное протекание реакции. Вот основные стадии процесса:
Развитие цепи. На этой стадии молекула олефина реагирует с трет-бутилкарбоний-ионом. В результате возникает новый, более крупный ион, который подвергается изомеризации, либо отрывает гидрид-ион от молекулы изобутана. При его отрыве регенерируется новый трет-бутилкарбоний-ион и одновременно образуется молекула изопарафина:
Обрыв цепи. Обрыв цепи при алкилировании изобутана олефинами происходит в каждом случае потери трет-бутилкарбоний-иона, например, при поглощении двух ионов и регенерации лишь одного. Реакции протекают в соответствие с уравнениями:
При
алкилировании изобутана обрыв
цепи ведет к образованию
2,2,4-триметилпентана; продукт, получаемый при обрыве цепи, схож по составу с продуктом алкилирования изобутана изобутиленом. Сходство составов алкилатов (особенно фракции С8), получаемых при алкилировании различными олефинами показывает, что углеводородные молекулы в алкилате относительно стабильны в условиях алкилирования и изомеризуются лишь незначительно.
Рассмотрим алкилирование в присутствии серной кислоты, которое имеет наиболее широкое распространение в промышленности.
Установка алкилирования состоит из семи основных узлов, показанных на рис.3.1.1. Алкилирование в присутствие серной кислоты наиболее эффективно протекает при температурах 4-5 ºC (40 ºF). Таким образом, олефиновое сырье (поток пропан-пропиленовой и/или бутан-бутиленовой смеси с установки крекинга) смешивают с потоком изобутана и с серной кислотой, подавая в холодильную установку. Последняя работает при повышенном давлении (3-12 атм), чтобы вещества находились в сжиженном виде. Реакция алкилирования протекает медленно, поэтому реакционная смесь проходит через целую систему больших реакторов, что обеспечивает достаточно долгое присутствие молекулы в реакционной зоне при однократном прохождении через систему. После отделения катализатора алкилат все ещё содержит следы кислоты, поэтому его промывают едким натром, получая в итоге смесь углеводородов, готовую к разделению. Разделение проходит в трех ректификационных колоннах, в которых алкилат отделяется от насыщенных газообразных углеводородов.
В
процессе алкилирования
Алкилат имеет высокое октановое число и низкое давление насыщенного пара.
Рис.3.1.1. Установка алкилирования.
Олефины
С3,
С3=, iC4
, nC4, C4=, C5= Нормальный
Подпитка iC4
C3, iC4, nC4
Рис. 3.1.2. Схема подачи сырья и отбора продуктов на установке алкилирования.
В рассмотренных выше процессе алкилатный компонент бензина получают в результате реакции изобутаного и олефинового сырья либо с фтористоводородным (HF) либо с сернокислотным (SA) катализатором. Однако установки HF-алкилирования не только легче поддаются расширению, но и имеют более низкие эксплуатационные затраты, чем установки SA-алкилирования (рис. 3.1.3.). В традиционных проектных условиях установки HF-алкилирования требуется сырье с более высоким отношением изобутана к олефину (I/O), чем для установки SA-алкилирования. Установки HF-алкилирования, спроектированные 20 лет назад, как правило, имеют отношение I/O , равное 13/1, тогда как SA-установки были спроектированы с отношением I/O ближе к 10/1. В обоих процессах, SA- и HF-алкилирования, осуществляется отделение изобутана от выходящего из реактора потока и его возврат в реактор. С учетом более высокого отношения I/O установка HF-алкилирования спроектирована с более крупной секцией фракционирования. Традиционно установки алкилирования имеют высокий энергетический показатель (энергозатараты на один баррель произведенного алкилата); большая часть этой энергии используется в секции фракционирования. Если повышается мощность и снижается отношение I/O, энергетический показатель улучшается. На SA-установках улучшение энергетического показателя менее заметно, так как этим установкам необходимо холодильное оборудование для отвода теплоты реакции. Дополнительная подача сырья увеличит теплоту реакции и потребует более мощного холодильного компрессора.
Рис. 3.1.3. Варианты расширения мощности установки SA- и HF-алкилирования.
С повышением мощности установки алкилирования отношение I/O обычно снижается в результате увеличения подачи олефина при сохранении приблизительно того же количества рециркулирующего изобутана. Поскольку установка SA-алкилирования спроектирована с фракционирующей колонной меньшего размера, ее мощность превышает максимальную при более низком выходе алкилата. Поэтому, как правило, мощность установки HF-алкилирования может быть увеличена больше, чем мощность SA-установки.
Нефтепереработчики
рассчитывают на то, что цикл работы
установок алкилирования
Расшивка узких мест. Установки HF- и SA-алкилирования спроектированы с разными реакторами. SA-реакторы работают при температуре от 35 ºF (1,7 ºС) до 65 ºF (18,3 ºС) в расчете на холодильное оборудование, включающее компрессор и конденсатор, для охлаждения процесса. Однако HF-реактор работает при 70 ºF (21 ºС)–120 ºF (49 ºС) и для охлаждения реакции используют градирню (табл. 3.1.1.).
При повышении мощности на установке SA-алкилирования нефтепереработчики будут часто сталкиваться с трудностью расширения системы охлаждения. Усовершенствование холодильного оборудования SA-установки стоит значительно дороже, чем реконструкция градирни для установки HF-алкилирования. Кроме того, эксплуатационные затраты на SA-реактор выше в связи с расходами по техобслуживанию холодильного оборудования и реакторных мешалок.
Таблица 3.1.1. Сравнение условий в реакторе HF- и SA-процессов.
Показатель | HF | H2SO4 |
Отношение изобутан/олефин (I/O) | 7-18 | 6-10 |
Содержание изобутана в потоке, выходящем из реактора, % | 55-85 |
35-70 |
Смешение |
Углеводороды легко смешиваются и осаждаются из HF |
Изобутан трудно смешивается с SA, и осаждение занимает больше времени |
Температура реактора, ºF |
70-12 (21-49 ºС) |
35-65 (1,7-18 ºС) |
Давление реактора, кПа |
758-496 |
34-476 |
Отношение кислота: углеводород |
1:1-4:1 |
0,8:1-1,5:1 |
Концентрация кислоты, % |
83-92 |
88-95 |
Информация о работе Экология топлив. Совершенствование процесса алкилирования