Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:45, реферат
На сегодняшний день одной из главных проблем нефтегазовой отрасли страны является повышение качества моторных топлив, особенно улучшение их экологических свойств. В связи с ужесточением экологических требований к моторным топливам производители столкнулись с трудностями по выпуску высокооктановых бензинов, полностью соответствующих требованиям современных стандартов по испаряемости, содержанию антидетонационных присадок, бензола, ароматических углеводородов и сере. Так, в странах Европы и в США прекращена выработка этилированных бензинов, введены жесткие ограничения по содержанию в бензинах серы, олефиновых и ароматических углеводородов. Глубина переработки нефти на предприятиях России составляет около 70%, тогда как в развитых странах Запада она достигает 80-95%, что объясняется низкой долей углубляющих процессов на отечественных заводах, не превышающей 13% от объема переработки нефти (против 55% на заводах США). Вследствие этого, на российских заводах ограничена возможность выработки моторных топлив. Качество нефтепродуктов далеко не в полной мере отвечает современным требованиям, особенно по экологическим характеристикам, в то время как потребление бензина в России превышает 640 млн. т в год.
1. Введение. Экологические аспекты нефтепереработки…………………………..3
2. Система экологических требований, предъявляемых к топливам.
Современные нормативы и стандарты………………………………………………..3
3. Значение и сущность процесса алкилирования.
Проведение процесса на различных катализаторах………………………………....6
3.1 Жидкокислотное алкилирование с применением серной и фтористоводородной кислоты…………………………………………………..........9
3.2 Алкилирование изопарафинов олефинами на ионообменных смолах с нанесенным трифторидом бора...................................................................................14
3.3 Алкилирование изопарафинов олефинами на цеолитных катализаторах.......16
3.4 Алкилирование изобутана олефинами на твердых полимерных сульфокислотах.............................................................................................................18
4. Долговечность, экономичность, экологичность процессов................................. 19
5. Заключение................................................................................................................21
6. Список литературы...................................................................................................22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И. М. ГУБКИНА
______________________________
Кафедра
промышленной экологии
Реферат
по теме
«Экология
топлив. Совершенствование процесса алкилирования»
Выполнила:
Ст.
гр. ХТ-08-5
Волкова В.С.
Проверил:
профессор
Газаров Р.А.
Москва 2010
Содержание
1. Введение. Экологические аспекты нефтепереработки…………………………..3
2. Система экологических требований, предъявляемых к топливам.
Современные
нормативы и стандарты………………………
3. Значение и сущность процесса алкилирования.
Проведение процесса на различных катализаторах………………………………....6
4. Долговечность,
экономичность, экологичность
5. Заключение....................
6. Список
литературы....................
1.
Экологические аспекты
нефтепереработки.
На сегодняшний день одной из главных проблем нефтегазовой отрасли страны является повышение качества моторных топлив, особенно улучшение их экологических свойств. В связи с ужесточением экологических требований к моторным топливам производители столкнулись с трудностями по выпуску высокооктановых бензинов, полностью соответствующих требованиям современных стандартов по испаряемости, содержанию антидетонационных присадок, бензола, ароматических углеводородов и сере. Так, в странах Европы и в США прекращена выработка этилированных бензинов, введены жесткие ограничения по содержанию в бензинах серы, олефиновых и ароматических углеводородов. Глубина переработки нефти на предприятиях России составляет около 70%, тогда как в развитых странах Запада она достигает 80-95%, что объясняется низкой долей углубляющих процессов на отечественных заводах, не превышающей 13% от объема переработки нефти (против 55% на заводах США). Вследствие этого, на российских заводах ограничена возможность выработки моторных топлив. Качество нефтепродуктов далеко не в полной мере отвечает современным требованиям, особенно по экологическим характеристикам, в то время как потребление бензина в России превышает 640 млн. т в год.
Перспективные
бензины – это неэтилированные продукты
с улучшенными экологическими свойствами,
которые будут содержать не более 0,05%
серы, не более 1% бензола, иметь давление
насыщенных паров не более 30-50 кПА. Переход
на применение таких бензинов обеспечит
нормальную работу автомобильных каталитических
нейтрализаторов, существенно снизит
выбросы токсичных продуктов сгорания
бензина. Этого можно добиться, улучшив
экологические и эксплуатационные характеристики
моторных топлив за счет широкого освоения
процессов, обеспечивающих производство
высокооктановых «экологически чистых»
компонентов. В настоящее время такими
процессами являются гидроочистка бензинов
термических процессов, селективная гидроочистка
бензинов каталитического крекинга, процессы
изомеризации и алкилирования парафинов
олефиновыми фракциями, получаемыми на
различных этапах нефтепереработки.
2. Система экологических требований, предъявляемых к топливам. Современные нормативы и стандарты.
Ассортимент и качество применяемых моторных топлив в основном определяется структурой автомобильного парка. Прогресс в области конструкции автомобильных двигателей постоянно диктует новые требования к качеству топлив. Все законодательные инициативы, жестко регламентирующие экологические показатели качества топлив, в итоге направлены на снижение токсичности транспортных средств. С октября 2008 года в Евросоюзе действует экологический стандарт Евро-5 для всех новых грузовых автомобилей, для легковых автомобилей разработка стандарта Евро-5 еще не завершена. Сроки ввода новых экологических требований к автомобильному парку в России значительно отстают, а качество автомобильных бензинов опережает технический уровень существующего отечественного автомобильного парка. В табл. 2.1. приведены данные по срокам ввода экологических Правил ЕЭК ООН за 2006 год.
Таблица 2.1. Сроки ввода экологических Правил ЕЭК ООН в Западной Европе и России.
Норма |
Срок ввода, год | |||
Легковые автомобили | Автомобильный бензин | |||
Западная Европа | Россия* | Западная Европа | Россия | |
Евро-2 |
1996 |
2006 2000 (грузовые) |
1994 – 1995 |
1997 |
Евро-3 |
2000 |
2008 |
2000 |
2002 |
Евро-4 |
2005 |
2010 |
2005 |
2005 |
* Проект технического регламента.
Рис. 2.1. Ограничения, накладываемые Рис. 2.2. Ограничения, накладываемые
разными версиями стандарта Евро-х разными версиями стандарта Евро-х
на
дизельные автомобили.
Технология производства бензинов для автомобилей, отвечающих требованиям Евро-3 и Евро-4, должна обеспечивать нормы на содержание в них серы не более 150 и 50 ppm, ароматических углеводородов не более 42 и 35% об. соответственно. При этом содержание бензола не должно превышать 1% об. Эти требования экологического законодательства вызывают серьезные изменения в технологии производства компонентов и баланса компаундирования автомобильных бензинов на НПЗ.
Определенную
проблему представляет обеспечение
требований стандарта по содержанию
бензола и ароматических
Для обеспечения требований НТД по детонационной стойкости, испаряемости и другим параметрам в состав автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51866–2002 и ТУ 38.401-58-350–2005 наряду с использованием диалкиловых эфиров С5 и выше (МТБЭ, МТАЭ) допускается вовлекать до 3% метанола, 5% этанола, 7% третбутилового спирта и до 10% изопропилового или изобутилового спирта.
Существующие
на российских НПЗ технологии обеспечивают
выработку автомобильных
Надежная эксплуатация современных автомобилей становится практически невозможна без использования, в частности, моющих и многофункциональных присадок. С 1995 г. в США добавление моющих присадок в бензины является обязательным. В России также имеется опыт применения отечественных моющих присадок в составе автомобильных бензинов. ГОСТ Р 51866–2002 (ЕН 228–99) и ТУ 38.401-58-350–2005 предусматривают добавление в автомобильные бензины присадок, улучшающие их эксплуатационные свойства, в том числе и моющие. Ряд НПЗ имеет допуски на производство автомобильных бензинов с моющими и многофункциональными присадками, однако такие бензины сегодня нефтеперерабатывающими предприятиями не вырабатываются.
На
основании положительных
Таким образом, на сегодняшний день в стране имеется необходимая нормативно-техническая и технологическая база, позволяющая обеспечить выпуск товарных автомобильных бензинов, соответствующих современным европейским требованиям. Для обеспечения автотранспорта топливами с улучшенными экологическими свойствами, и особенно в мегаполисах, необходима разработка и принятие комплекса экономических мер, стимулирующих их производство.
Таблица 2.3. Основные экологические показатели автомобильных бензинов.
Показатель | Норма | Автомобильные бензины | |||||
Евро-3/
Евро-4 |
Сургутский ЗСК | ОАО «ЯНОС» | ОАО «НУ НПЗ» | ОАО «НК НПЗ» | |||
Регулятор-92 | Премиум-95 | Премиум-95 | Регулятор-92 | Регулятор-92 | Премиум-95 | ||
Концентрация свинца,
мг/дм3 Давление насыщенных паров для летнего
вида, кПа Испаряемость, %: до 100 ºС до
150 ºС Содержание углеводородов, %об.: олефиновых ароматических бензола Содержание кислорода,
% Содержание серы, мг/кг |
Не
более 5 Не
более 60 46 75 Не более: 18 42/35 1,0 150/50 |
<5 75,5* 58 93 0 35 0,7 1,5 50 |
<5 70,6* 49 93 0,2 41 0,8 2,4 50 |
<5 63,0* 48 85 2,2 32 0,4 2,0 140 |
<5 80,2* 46 80,5 1,8 36 0,7 0,5 140 |
<5 58,8 58 86 1,1 32,5 0,7 1,8 50 |
<5 55,2 53 84,5 0,4 37,8 0,8 2,5 40 |
Информация о работе Экология топлив. Совершенствование процесса алкилирования