Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:50, курсовая работа
Во многих странах мира нефтеперерабатывающая промышленность стоит перед решением проблем, связанных с введением более строгих спецификаций на моторные топлива и с изменением спроса на них. Особенно быстро в разных странах меняются спецификации на бензин и дизельное топливо, вынуждая нефтепереработчиков инвестировать средства в строительство новых или в реконструкцию действующих установок.
Высокая обессеривающая активность
От дизельного топлива до ваку-умного газойля
Четырёх-листник
Al2O3
CoMo
KF-747
Глубокое гидрообессеривание
От дизельного топлива до ваку-умного газойля
Четырёх-листник
Al2O3
CoMo
KF-645
Глубокое гидрообессеривание, деметализация, лёгкий гидрокрекинг
От бензина до вакуумного газойля
Цилиндр
Al2O3
NiCoMo
«Элетрогорский институт
нефтепереработки»
ГО-70
Высокая обессериваю-щая и деазотирующая активность
От бензина до вакуумного газойля
Цилиндр, трилистник
Al2O3
CoMo
ГО-86
Высокая обессериваю-щая активность
Среднедистил-лятные фракции
Цилиндр
Al2O3
CoMo
ГО-30-7
Высокая обессериваю-щая и деазотирующая активность
Бензины
Цилиндр
Al2O3
NiMo
ГО-38а
Обессеривание и насы-щение ароматических углеводородов
Масляные дистилляты
Цилиндр
Al2O3
NiMo
КПС-16Н
Высокая обессери-вающая активность
Дизельные фракции
Цилиндр
Al2O3
NiMo
ДТ-005К, ДТ-005Н
Глубокое гидрообессеривание
Дизельные фракции
Цилиндр
Al2O3
CoMo, NiMo
Criterion Catalyst
С-448
Для получения низкосернистого дизельного топлива
Средние дистил-ляты, вакуумный газойль
Сформо-ванные экструдаты
Al2O3
CoMo
С-447
Глубокое гидрообессеривание
Лёгкий и тяжё-лый вакуумный газойль, остатки
Сформо-ванные экструдаты
Al2O3
CoMo
HDS-3
Насыщение ароматических углеводородов
От бензина до вакуумного газойля
Сформо-ванные экструдаты
Al2O3
NiMo
HDS-22
Насыщение ароматических углеводородов
Бензин, сырьё каталитического крекинга
Сформо-ванные экструдаты
Al2O3
CoMo
C-424
Высокая гидрообессеривающая и гидродеазотирующая активность, насыщение ароматических углеводородов
Предваритель-ная гидроочистка сырья каталитического крекинга
Сформо-ванные экструдаты
Al2O3
NiMo
«Всероссийский институт
по переработке нефти»
ГS-168
Обессеривающая активность
Бензин, дизельная фракция
Цилиндр
Al2O3+ SiO2
NiMo
ГДК-202
Высокая обессеривающая активность
Среднедистил-лятные фракции
Цилиндр
Al2O3+ цеолит
NiMo
ГДК-205
Высокая обессеривающая активность
Среднедистил-лятные фракции
Цилиндр
Al2O3+ цеолит
NiMo
ГДК-202П
Высокая обессеривающая активность
Среднедистил-лятные фракции
Цилиндр
Al2O3+ цеолит
CoMo
ГП-534
Высокая обессеривающая активность
От бензина до вакуумного газойля
Цилиндр
Al2O3
NiMo
Procatalyse
HPC-60
Высокая обессеривающая активность
От бензина до вакуумного газойля
Лист клевера
Al2O3
-
HR-306C
Гидрообессери-вание, гидро-деазотирование
От бензина до вакуумного газойля
Экструдаты
Al2O3
-
Haldor Topsoe
TK- 524
Глубокое гидрообессеривание
Лёгкий и тяже-лый вакуумные газойли
Трёхлист-ник
Al2O3
CoMo
TK-907, TK- 908
Снижение ароматических углеводородов, низкая сероустойчивость
Лёгкий и тяже-лый вакуумные газойли
Трёхлист-ник
Патент
Патент
Orient catalysts Co. Ltd
HOP-412
Высокое гидродеазотирование и гидрообессеривание
От бензина до вакуумного газойля
Сформован-ные экструдаты
Al2O3
NiMo
HOP-463
Высокое гидродеазотирование и гидрообессеривание
От бензина до котельного топлива
Сформован-ные экструдаты
Al2O3
CoMo
Особый интерес представляют катализаторы фирм Criterion Catalyst (C-448), Haldor Topsoe (TK-554, TK-907, TK-908), AKZO Nobel (KF-752), а также отечественные катализаторы Элетрогорского института нефтепереработки серии «ГО».
Испытания катализаторов
вышеперечисленных компаний на ОАО
«Славнефть-
Рисунок 7 - Гидрообессеривающая активность катализаторов ГО-70, С-448, KF-752 и ТК-554 (давление 3 МПа, объёмная скорость 4 ч-1, содержание серы в сырье 1,3% масс.).
Результаты испытаний фиксировались при температурах 340, 360 и 380С, а также объёмной скорости 3 и 4 ч-1. Было отмечено, что при температурах 360 и 380С и объёмной скорости 3 ч-1 все катализаторы позволяли получить дизельное топливо с содержанием серы менее 0,05% масс., однако при увеличении объёмной скорости до 4 ч-1 и снижении температуры до 340С наблюдалась заметная разница в активности испытанных катализаторов [10].
В процессе деароматизации наиболее эффективными являются катализаторы, в состав которых входят промотирующие компоненты для усиления крекирующей активности, а также оксиды гидрирующих металлов в повышенных концентрациях.
Катализаторы деароматизации дизельного топлива были испытаны в лабораторных и полупромышленных условиях. Испытания проводили с использованием в качестве сырья прямогонное дизельное топливо с содержанием 1,7% масс. серы и 36% масс. ароматических углеводородов. Результаты испытаний представлены в таблице 7 [11].
Таблица 7 - Результаты
исследования каталитических систем деароматизации
Каталитическая система
Режим деароматизации
Глубина деароматизации,
%
давление, МПа
температура
объёмная скорость
подачи сырья, ч-1
NiMo
8-12
умеренная
0,5-1,5
30-50
NiMo+NiW
8-12
умеренная
1-2
30-50
NiW +NiW
4-6
умеренная
0,25-0,5
30-50
NiW+Pt/Al2O3
4-6
низкая
0,1
65-80
NiMo+ССК
4-6
умеренная
0,5-1,5
65-80
Как видно, с практической точки зрения наиболее приемлема каталитическая система NiW+Pt/Al2O3. При умеренном давлении и низкой температуре она обеспечивает высокую степень деароматизации. Недостаток этой системы - очень высокая чувствительность к присутствию серы в сырье. Её содержание не должно превышать 1-3 ppm. Кроме того, для достижения необходимой конверсии ароматических углеводородов объёмная скорость подачи сырья должна быть менее 0,1 ч-1, что на практике трудно осуществимо. Фирмой Haldor Topsoe был разработан серостойкий катализатор (ССК) на основе благородного металла способный работать на сырье, содержащем до 500 ppm. серы. Он обеспечивает высокую конверсию ароматических соединений при умеренном давлении и объёмной скорости [11].
На базе катализаторной системы ССК разработаны два катализатора деароматизации: ТК-907 на аморфном носителе, и ТК-908 на цеолите. Первый рекомендуется применять при содержании серы в сырье менее 10ppm., второй - до 500ppm. Эти катализаторы были испытаны на пилотной установке в течение 1300 и 5500 ч соответственно. Процесс протекал при умеренной температуре и давлении около 4,6 МПа на катализаторе ТК-907 и около 5 МПа на катализаторе ТК-908. Дезактивации катализаторов за время испытаний не наблюдалось. Содержание ароматических углеводородов в обоих случаях не превышало 5% при содержании их в сырье 20-22% [12].
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
С 1.01.05г в странах
ЕС действуют нормы по выбросам вредных
веществ для автомобильной
Снижение содержания серы в дизельном топливе может быть достигнуто путем гидроочистки, проводимой в более жестких условиях. Указанная цель также может быть достигнута подбором нового, более эффективного для данного типа сырья, катализатора [13].
Большинство реакторов гидропереработки нефтяного сырья, находящихся в настоящее время в эксплуатации, спроектированы и построены в середине 70-х годов. Поскольку выходы продуктов и их качество изменились, многие нефтепереработчики смогли получить преимущества от использования прогресса в разработке катализаторов и избежать крупных капиталовложений в свои установки. Однако для того, чтобы полностью реализовать потенциал реакторной системы экономически эффективно, необходима подробная оценка рабочих характеристик и конструкции существующих реакторных систем в сочетании с тщательным рассмотрением имеющихся в наличии вариантов модернизации реакторов.
По совершенствованию
качества дизельных топлив большие
усилия прилагают европейские страны.
В них принята концепция
C 2000 года в Европе действуют нормы Евро-3, устанавливающие требования по цетановому числу "не менее 51", по сере "не более 0,035 массовых %", плотности "не более 0,845 г/см3" при нормировании содержания полиароматических соединений "не более 11% объёма".
В рамках программы
“Auto Oil II” Европейский Союз (ЕС) постановил,
что с 2005 г. содержание серы в ДТ не должно
превышать 0,005 %, цетановое число - не менее
54 ед.. К 2011 г. ДТ для ЕС будут иметь следующие
показатели: цетановое число - не менее
53 - 58 ед., содержание серы - не более 0,001%,
содержание ПАУ - не более 2 %, температура
выкипания 95 % - не выше 340 оС.[14]
Таблица 8 - Требования
национальных и международных стандартов
по отдельным показателям