Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:34, дипломная работа
Основной целью дипломного проекта является замена нерегулируемого электропривода магистрального насоса частотно - регулируемым. Указанная цель определила следующие задачи:
- провести исследование режимов работы электропривода, центробежного насоса и эксплуатационного участка магистрального нефтепродуктопровода «Уфа – Западное направление» (МНПП «УЗН»);
- создать математическую модель автоматизированного электропривода, провести исследование и анализ переходных процессов частотно – регулируемого электропривода (ЧРЭП) в системе с синхронным электродвигателем (СД).
Обозначения и сокращения 7
Введение 9
1 Описание технологического процесса 12
1.1 Состав сооружений магистральных нефтепроводов 12
1.2 Регулирование режимов работы нефтепродуктопровода 13
1.3 Анализ технологических режимов работы магистрального
нефтепродуктопровода «Уфа – Западное направление» 17
3 Электропривод магистральных насосных агрегатов 38
3.1 Регулирование скорости вращения синхронных электродвигателей 38
3.2 Регулирование тока возбуждения СД 39
3.2.1 Показатели работы СД 39
3.2.2 Тиристорный возбудитель серии ВТЕ-315-11 40
3.3 Возможность работы СТД – 1600 в составе частотно-регулируемого электропривода 42
4 Математическая модель синхронного электропривода 50
4.1 Уравнения синхронной машины в осях dq 53
5 Анализ электромагнитной совместимости преобразователя частоты AV-EK6 и питающей сети 62
6 Патентные исследования и обзор публикаций 69
6.1 Патентная проработка 69
6.1.1 Результаты патентного поиска 69
6.1.2 Анализ результатов патентного поиска 71
6.2 Обзор публикаций 73
7 Экономическая эффективность от внедрения частотно-регулируемого электропривода на НПС «Черкассы» 77
7.1 Характеристика предприятия ОАО «Уралтранснефтепродукт» 77
7.2 Оценка экономической эффективности от внедрения преобразователей частоты 78
7.2.1 Методика расчета экономической эффективности 79
7.2.2 Расчет экономической эффективности проекта 83
8 Безопасность и экологичность проекта 92
8.1 Характеристика производственной среды и анализ опасностей и производственных вредностей 92
8.2 Мероприятия по обеспечению безопасных и безвредных условий труда 97
8.2.1 Мероприятия по технике безопасности 97
8.2.2 Мероприятия по промышленной санитарии 99
8.2.3 Пожарная безопасность 100
8.2.4 Экологичность проекта 102
8.3 Расчет освещенности в зале электродвигателей 102
Заключение 105
Список использованных источников 106
Приложение А. Продольный профиль трассы 1 110
Приложение Б. Продольный профиль трассы 2 111
Приложение В. Система уравнений синхронной машины составленная из блоков Simulink и Cинхронная машина и механическая система 112
Приложение Г. Преобразование ABC→dq и «Электрическая» модель синхронной машины 113
Приложение Д. Модель ШИМ инвертора и Общая схема электропривода 114
Приложение Е. Динамические характеристики электропривода 115
Приложение Ж. Регулировочные характеристики электропривода 117
Приложение З. Механические характеристики СД и насоса 119
6 Патентные исследования и обзор публикаций.
6.1 Патентная проработка
В дипломном проекте поставлена задача регулирования режимов работы магистрального насоса типа НМ – 1250-400 с помощью регулируемого электропривода.
При проведении патентных исследований основное внимание было уделено поиску частотно-регулируемого синхронного электропривода.
6.1.1 Результаты патентного поиска.
Патентный поиск проводился с использованием фонда ГОУ ВПО «УГНТУ» и ФГУ ФИПС (РОСПАТЕНТ) по источникам патентной документации России. В связи с тем, что научные разработки в области ЧРЭП развиваются быстрыми темпами, глубина поиска составила восемь лет с 2000 по 2008 гг.
Результаты поиска сведены в таблицу 11
Таблица 11 – Результаты патентного поиска
Страна |
Индекс МПК |
Номера авторских свидетельств и патентов |
Выявленные аналоги |
1 |
2 |
3 |
4 |
Россия |
Н02Р021/00 |
95113680 |
Электропривод с синхронным двигателем |
Россия |
H02P7/42 H02P7/62 |
2164053 |
Способ стабилизации частоты вращения электродвигателей переменного тока |
Россия |
Н02Р021/00 |
98105585 |
Способ векторного управления синхронным двигателем |
Россия |
H02P6/00 |
2207578 |
Способ определения ЭДС ротора синхронных и тока асинхронных электродвигателей |
Продолжение таблицы 11
Страна |
Индекс МПК |
Номера авторских свидетельств и патентов |
Выявленные аналоги |
1 |
2 |
3 |
4 |
Россия |
H02P7/42
|
97101458 |
Электропривод синхронного двигателя с коммутацией за счет нагрузки |
Россия |
Н02Р 1/46 Н02Р 5/40 Н02Р 7/36 |
2239936 |
Способ управления током
возбуждения синхронного |
Россия |
Н02Р 7/42 |
2001104287 |
Частотно-регулируемый электропривод |
Россия |
Н02Р 8/00 Н02Р 6/02 |
1792225 |
Устройство для регулирования частоты вращения синхронного двигателя |
Россия |
Н02Р 1/52 |
2282299 |
Частотно-регулируемый электропривод |
Россия |
Н02Р 5/46 |
2274943 |
Способ управления режимом
работы электродвигателей |
Россия |
Н02Р 1/54 |
57528 |
Станция автоматического управления частотно – регулируемого электропривода |
Россия |
H02P27/05 |
2313895 |
Электропривод переменного тока |
Россия |
H02К19/12 |
2315418 |
Устройство управления синхронным двигателем |
Россия |
H02P1/50 |
2316885 |
Способ синхронизации
синхронного двигателя и |
Продолжение таблицы 11
Страна |
Индекс МПК |
Номера авторских свидетельств и патентов |
Выявленные аналоги |
1 |
2 |
3 |
4 |
Россия |
Н02Р 21/00 |
2006106477 |
Устройство прямого управления скоростью двигателя переменного тока |
6.1.2 Анализ результатов патентного поиска.
Патентный поиск показал, что на сегодняшний день имеется множество работ, посвященных частотно – регулируемому электроприводу. По результатам поиска наиболее близкими к дипломному проекту являются - патент №2006106477 «Устройство прямого управления скоростью двигателя переменного тока» и прототип – патент № 2274943 «Способ управления режимом работы электродвигателей магистральных насосов нефтеперекачивающей станции магистрального нефтепровода». Особый интерес представляет патент № 2274943, основные положения которого могут быть использованы в дипломной работе.
В патенте № 2274943 от 18.08.2004 года описывается изобретение, которое может быть использовано в области электротехники для управления режимом работы электродвигателей насосов нефтеперекачивающих станций магистральных нефтепроводов (НПС МН). Техническим результатом является повышение точности и надежности управления режимом работы электродвигателей магистральных насосов НПС МН при снижении общих затрат на устанавливаемое оборудование, а также расхода электроэнергии на технологический процесс в НПС. В способе управления режимом работы электродвигателей магистральных насосов НПС МН группируют все электродвигатели насосов по мощности в элементы прогрессии А=1МВ-А, В=2МВ-А, С=4МВ-А, D=8MB-A, E=16MB-A, ..., М=2n МВ-А, где n=1, 2, 3, ..., к, оставляя частотно-регулируемыми с помощью преобразователя частоты только два элемента мощностью 1 и 2МВ-А электропривода; определяют необходимую заданную мощность для заданного по технологии НПС расхода (давления) нефти в магистральном трубопроводе и включают те группы электродвигателей насосов, у которых суммарная мощность соответствует заданной мощности для заданного по технологии НПС расхода (давления) нефти в магистральном трубопроводе.
В патенте № 2006106447 от 27.09.2007 года описывается устройство управления, которое содержит преобразователь частоты напряжения с двумя независимыми входами, обеспечивающими независимое управление частоты и напряжения, и двигатель переменного тока (который при больших частотах питающего напряжения становится колебательным звеном) на выходном валу двигателя установлен датчик скорости и датчик механического момента, отличающийся тем, что формируется вектор обратной связи, который представляет собой сумму сигналов скорости двигателя и механического момента с коэффициентами подобранными так, что передаточная функция вектора обратной связи на всех частотах питающего напряжения и скорости двигателя не содержит колебательных звеньев, который подается на инвертирующий вход регулятора скорости с большим коэффициентом, на другой вход которого подается сигнал задания скорости, а выход регулятора соединен с первым входом преобразователя частоты напряжения, управляющим амплитудой выходного напряжения преобразователя частоты, на второй вход которого подается сигнал, управляющий частотой выходного напряжения преобразователя частоты, соединенный с выходом блока задания скорости, который формирует необходимый "прямой" закон изменения скорости двигателя переменного тока.
6.2 Обзор публикаций
Литературный обзор посвящен анализу публикаций по вопросам частотно-регулируемого электропривода. Поиск и анализ проведен по материалам журналов:
- «Электричество», за 2000-2008 года;
- «Электротехника» за 2000-2008 года;
Найдено пятнадцать статей близких к теме дипломного проекта, названия которых приведены в таблице 12.
Таблица 12 –Литературный обзор
Автор статьи |
Название статьи |
Наименование источника |
1 |
2 |
3 |
Лоханин Е.К., Мамиконянц Л.Г. |
Еще раз о математическом моделировании синхронных и асинхронизированных машин при анализе процессов в энергосистемах. |
Электричество. 2000, № 2. |
Голубев А.Н., Субботин М.В. |
Математическая модель синхронного двигателя с m-фазной обмоткой для стационарных режимов |
Электротехника. 2002 № 1 |
Ильинский Н.Ф. |
Перспективы развития регулируемого электропривода. |
Электричество.2003, № 2. |
Сокол Е.И., Бару А.Ю., Лукпанов Ш.К. |
Опыт разработки и внедрения преобразователей частоты для регулируемого электропривода насосных агрегатов МН |
Электротехника. 2004, № 7 |
Продолжение таблицы 11
Автор статьи |
Название статьи |
Наименование источника |
1 |
2 |
3 |
Голубев А.Н., Лапин А.А. |
Многофазный синхронный электропривод |
Электричество. 2005, № 2. |
Потапенко Е.М., Потапенко Е.Е. |
Динамические характеристики
автоматизированного |
Электротехника. 2005, № 1
|
Вайнер Г.А., Строганов Б.Г. |
Регулируемый синхронный
двигатель в системе с |
Электротехника. 2005, № 6 |
Решмин Б.И. |
Исследование динамических процессов в электроприводе с синхронным двигателем при векторном управлении |
Электротехника. 2005, № 11 |
Боченков Б.М., Филюшов Ю.П. |
Алгоритм управления, обеспечивающий желаемое сочетание энергетических и динамических свойств электропривода переменного тока |
Электротехника. 2006, №11 |
Продолжение таблицы 11
Автор статьи |
Название статьи |
Наименование источника |
1 |
2 |
3 |
Донской Н.В., Чубуков К.А. |
Влияние постоянных составляющих в токе статора на характер переходных процессов в электроприводе переменного тока |
Электротехника. 2006, №2 |
Шепелин В.Ф., Донской Н.В., Федоров Б.С. |
Пусковые режимы синхронных двигателей с тяжелыми условиями пуска |
Электротехника. 2006, № 2 |
Шрейнер Р.Т., Кривовяз В.К., Калыгин А.И., Шилин С.И. |
Энергосберегающий промышленный регулируемый электропривод нового поколения |
Электротехника. 2007, № 11 |
Мищенко В.А. |
Фазовый принцип векторного управления динамикой асинхронного электропривода |
Электротехника. 2008, № 1. |
Из проведенного анализа
можно сделать вывод, что в
настоящее время в
- регулируемый синхронный двигатель в системе с частотной и фазовой обратными связями, в которой рассматривается построение системы частотного регулирования синхронного двигателя с принципами частотной и фазовой автоподстройки, применяемой в радиоэлектронике. Такие системы успешно решают проблемы автоматического ввода в синхронизм и динамической устойчивости двигателя. На основе разработанной авторами математической модели и реализованной с помощью системы Simulink были исследованы механические характеристики привода при различных видах и значениях обратных связей, а также электромеханические переходные процессы, вызванные ступенчатым изменением частоты питающего напряжения и ступенчатым набросом нагрузочного момента на валу двигателя;
- исследование динамических процессов в электроприводе с синхронным двигателем при векторном управлении в которой исследуются динамические процессы в приводе с синхронным двигателем с постоянными магнитами при наличии датчика угла поворота ротора с использованием традиционных непрерывных регуляторов, обеспечивающих высокое качество регулирования. Определена нелинейная зависимость коэффициента демпфирования контуров управления от угловой скорости и даны рекомендации по настройке регуляторов для высокоскоростных приводов. Приведены решения по построению регуляторов для торможения привода без рекуперации энергии в сеть под действием статического момента;
- Опыт разработки и
внедрения преобразователей