Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:34, дипломная работа
Основной целью дипломного проекта является замена нерегулируемого электропривода магистрального насоса частотно - регулируемым. Указанная цель определила следующие задачи:
- провести исследование режимов работы электропривода, центробежного насоса и эксплуатационного участка магистрального нефтепродуктопровода «Уфа – Западное направление» (МНПП «УЗН»);
- создать математическую модель автоматизированного электропривода, провести исследование и анализ переходных процессов частотно – регулируемого электропривода (ЧРЭП) в системе с синхронным электродвигателем (СД).
Обозначения и сокращения 7
Введение 9
1 Описание технологического процесса 12
1.1 Состав сооружений магистральных нефтепроводов 12
1.2 Регулирование режимов работы нефтепродуктопровода 13
1.3 Анализ технологических режимов работы магистрального
нефтепродуктопровода «Уфа – Западное направление» 17
3 Электропривод магистральных насосных агрегатов 38
3.1 Регулирование скорости вращения синхронных электродвигателей 38
3.2 Регулирование тока возбуждения СД 39
3.2.1 Показатели работы СД 39
3.2.2 Тиристорный возбудитель серии ВТЕ-315-11 40
3.3 Возможность работы СТД – 1600 в составе частотно-регулируемого электропривода 42
4 Математическая модель синхронного электропривода 50
4.1 Уравнения синхронной машины в осях dq 53
5 Анализ электромагнитной совместимости преобразователя частоты AV-EK6 и питающей сети 62
6 Патентные исследования и обзор публикаций 69
6.1 Патентная проработка 69
6.1.1 Результаты патентного поиска 69
6.1.2 Анализ результатов патентного поиска 71
6.2 Обзор публикаций 73
7 Экономическая эффективность от внедрения частотно-регулируемого электропривода на НПС «Черкассы» 77
7.1 Характеристика предприятия ОАО «Уралтранснефтепродукт» 77
7.2 Оценка экономической эффективности от внедрения преобразователей частоты 78
7.2.1 Методика расчета экономической эффективности 79
7.2.2 Расчет экономической эффективности проекта 83
8 Безопасность и экологичность проекта 92
8.1 Характеристика производственной среды и анализ опасностей и производственных вредностей 92
8.2 Мероприятия по обеспечению безопасных и безвредных условий труда 97
8.2.1 Мероприятия по технике безопасности 97
8.2.2 Мероприятия по промышленной санитарии 99
8.2.3 Пожарная безопасность 100
8.2.4 Экологичность проекта 102
8.3 Расчет освещенности в зале электродвигателей 102
Заключение 105
Список использованных источников 106
Приложение А. Продольный профиль трассы 1 110
Приложение Б. Продольный профиль трассы 2 111
Приложение В. Система уравнений синхронной машины составленная из блоков Simulink и Cинхронная машина и механическая система 112
Приложение Г. Преобразование ABC→dq и «Электрическая» модель синхронной машины 113
Приложение Д. Модель ШИМ инвертора и Общая схема электропривода 114
Приложение Е. Динамические характеристики электропривода 115
Приложение Ж. Регулировочные характеристики электропривода 117
Приложение З. Механические характеристики СД и насоса 119
1 Описание технологического процесса
1.1 Состав сооружений магистральных нефтепроводов
Магистральные трубопроводы - это капитальные инженерные сооружения, рассчитанные на длительный срок эксплуатации и предназначенные для бесперебойной транспортировки на значительные расстояния нефтепродуктов от мест их добычи, забора (начальная точка трубопровода) к местам потребления (конечная точка). В состав магистральных трубопроводов входят:
- нефтеперекачивающие станции (НПС);
- емкости для хранения нефтепродуктов;
- линейная часть трубопровода с ответвлениями и лупингами,
запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения НПС и т.д.;
- линии электропередачи, установки электрохимической защиты (ЭХЗ);
- противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;
- постоянные дороги
и вертолетные площадки, расположенные
вдоль
трассы трубопровода, и подъезды к ним,
опознавательные и сигнальные знаки и
т. д.
НПС - это сложный комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения перекачки заданного количества нефти или нефтепродуктов. НПС магистральных трубопроводов подразделяют на головные и промежуточные.
Головная НПС располагается вблизи нефтяных сборных промыслов или нефтеперерабатывающих заводов и предназначается для приема нефти или нефтепродуктов и для обеспечения их дальнейшей перекачки по трубопроводу.
Головные НПС являются наиболее ответственной частью всего комплекса магистрального трубопровода и во многом определяют его работу в целом. На них выполняют следующие основные технологические операции: прием и учет нефти или нефтепродуктов, закачку их в резервуарный парк для краткосрочного хранения, откачку нефти или нефтепродуктов в трубопровод; прием, запуск очистных, разделительных и диагностических устройств. Кроме того, производят внутристанционные перекачки (перекачку из резервуара в резервуар, перекачку при зачистке резервуаров и т. д.). На головных станциях можно производить подкачку нефти или нефтепродуктов с других источников поступления, например с других трубопроводов.
Промежуточные НПС предназначены для повышения давления перекачиваемой жидкости в трубопроводе, и их размещают по трассе согласно гидравлическому расчету. Они имеют в своем составе в основном те же объекты, что головные перекачивающие станции, но вместимость их резервуаров значительно ниже, либо они отсутствуют (в зависимости от принятой схемы перекачки).
Перекачивающие станции (ПС) магистрального нефтепровода относятся к сложным и энергоемким объектам. Доля затрат энергии на перекачку составляет порядка 25 - 30% от годовых эксплуатационных расходов. При отсутствии перекачивающих агрегатов с регулируемой частотой вращения ротора насоса эксплуатация нефтепровода может происходить на различных режимах, смена которых происходит при изменении вариантов включения насосов и перекачивающих станций.
1.2 Регулирование режимов работы нефтепродуктопровода
Режимы работы нефтепровода определяются подачей и напором насосов ПС в рассматриваемый момент времени, которые характеризуются условиями материального и энергетического баланса перекачивающих станций и трубопровода. Любое нарушение баланса приводит к изменению режима работы и обуславливает необходимость регулирования [3].
Изменение количества работающих насосов.Этот метод применяется при необходимости изменения расхода в нефтепроводе. Однако результат зависит не только от схемы соединения насосов, но и вида характеристики трубопровода (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Совмещенная характеристика трубопровода и ПС при регулировании изменением числа и схемы включения насосов
1 - характеристика насоса; 2 - напорная характеристика ПС при последовательном соединении насосов; 3 - напорная характеристика ПС при параллельном соединении насосов; 4, 5 -характеристика трубопровода; 6 - η-Q характеристика насоса при последовательном соединении; 7 - η-Q характеристика насоса при параллельном соединении
Рассмотрим в качестве примера параллельное и последовательное соединение двух одинаковых центробежных насосов при работе их на трубопровод с различным гидравлическим сопротивлением.
Как видно из графических построений (рисунок 1.1), последовательное соединение насосов целесообразно при работе на трубопровод с крутой характеристикой. При этом насосы работают с большей, чем при параллельном соединении, подачей (QB>QC), a также с более высоким суммарным напором и коэффициентом полезного действия. Параллельное соединение насосов более предпочтительно при работе на трубопровод с пологой характеристикой (QF>QE, HF>HE, ηF>ηE) [1].
Метод дросселирования.
Метод дросселирования на практике применяется сравнительно часто, хотя и не является экономичным. Он основан на частичном перекрытии потока нефти, на выходе из насосной станции, то есть на введении дополнительного гидравлического сопротивления. При этом рабочая точка из положения А1, смещается в сторону уменьшения расхода в точку А2 (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Совмещенная характеристика ПС и трубопровода при регулировании дросселированием и байпасированием
Целесообразность применения
метода можно характеризовать
,
где hдр.- дросселируемый напор.
С увеличением значения дросселируемого напора значение ηдр. уменьшается. Полный к. п. д. насоса (ПС) определяется выражением:
η=η2·ηдр.,
где η2 – к.п.д. насоса после дросселирования.
Метод дросселирования уместно применять для насосов, имеющих пологую напорную характеристику. При этом потери энергии на дросселирование не должны превышать 2% энергозатрат на перекачку.
Изменение частоты вращения вала насоса.
Это прогрессивный и экономичный метод регулирования. Применение плавного регулирования частоты вращения роторов насосов на ПС магистральных нефтепроводов облегчает синхронизацию работы станций, позволяет полностью исключить обточку рабочих колес, применение сменных роторов, а также избежать гидравлических ударов в нефтепроводе. При этом сокращается время запуска и остановки насосных агрегатов. Однако, в силу технических причин, этот способ регулирования пока не нашел широкого распространения.
Метод изменения частоты вращения основан на теории подобия
где Q1,H1 и N2 – подача, напор и потребляемая мощность, соответствующая частоте вращения рабочего колеса n1;
Q2, H2 и N2 – то же при частоте вращения рабочего колеса n2.
При уменьшении частоты вращения характеристика насоса изменится и рабочая точка сместится из положения А1 в А2 (рисунок 1.3).
В соответствии с (1.1) при пересчете характеристик насоса с частоты вращения , на частоту , получим следующие соотношения:
Изменение частоты вращения вала насоса возможно в следующих случаях:
Рисунок 1.3 – Совмещенная характеристика нефтепровода и насоса при изменении частоты вращения вала
- применение двигателей с изменяемой частотой вращения;
- установка на валу
насосов муфт с регулируемым коэффициентом
проскальзывания (гидравлических или
электромагнитных);
- применение преобразователей
частоты тока при одновременном
изменении напряжения
питания электродвигателей.
Следует отметить, что изменять частоту вращения в широких пределах нельзя, так как при этом существенно уменьшается к. п. д. насосов [1].
1.3 Анализ технологических режимов работы магистрального
нефтепродуктопровода «Уфа – Западное направление»
В дипломном проекте предлагается использовать ЧРЭП на НПС, так как снижается потребляемая мощность при регулировании производительности магистрального насоса, а также весьма значителен и ресурсосберегающий эффект, определяемый снижением утечек и нагрузок на элементы агрегата, исключением гидравлических ударов в системе. Несмотря на столь очевидные достоинства ЧРЭП, подтвержденные опытом работы в коммунальном хозяйстве и на промышленных предприятиях, до недавнего времени оставался нерешенным вопрос внедрения регулируемых электроприводов на НПС магистральных нефтепроводов.
Участок «Черкассы - Прибой» является эксплуатационным участком МНПП «Уфа – Западное направление». Длина участка составляет 580,2 км [4].
В состав эксплуатационного участка «Черкассы - Прибой» входят: ЛПДС «Черкассы», ЛПДС «Языково», ЛПДС «Субханкулово», ЛПДС «Тюрино», ЛПДС «Георгиевка», ЛПДС «Прибой».
Схематичное расположение станций по трассе приведено на рисунке 1.4
Рисунок 1.4 – Схематичное расположение станций по трассе МНПП
Насосное оборудование ЛПДС представлено в таблице 1.
На насосных станциях МНПП «УЗН» основные насосы обвязаны последовательно (рисунок 1.5). Такая обвязка позволяет обеспечить работу НПС при выходе в резерв любого из агрегатов.
На рассматриваемом участке
головной НПС «Черкассы» регулирование
режимов перекачки
Таблица 1 - Насосное оборудование ЛПДС
Наименование перекачивающей станции |
Параметры насосных агрегатов | ||||
Основные и подпорные насосы |
Электродвигатели | ||||
Тип и назначение насоса |
Производи- тельность-Напор, м3/ч-м |
Тип |
Номи- нальная нагрузка, А |
Частота вращения- мощность, мин-1,кВт | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Черкассы |
НМ1250-260 №1 основной
НМ1250-260 №2 основной
НМ1250-400 №3 основной
НМ1250-400 №4 основной
14НДсН №1 подпорный
14НДсН №2 подпорный |
1250/260
1250/260
1250/400
1250/400
1260/37
1260/37 |
СТД-1250/2
СТД-1250/2
СТД-1600/2
4АЗМВ 1600/6000
ВАО2-315L6 ВАО2-315L6 |
139
139
179
182
365
365 |
3000/1250
3000/1250
3000/1600
3000/1600
980/200
980/200 |
Языково |
НМ1250-260 №1 основной
НМ1250-260 №2 основной
НМ1250-260 №3 основной |
1190/237
1250/240
1250/260 |
СТД-1250/2
СТД-1250/2
СТД-1250/2 |
84
84
84 |
3000/1250
3000/1250
3000/1250
|
Продолжение таблицы 1
Наименование перекачивающей станции |
Параметры насосных агрегатов | ||||
Основные и подпорные насосы |
Электродвигатели | ||||
Тип и назначение насоса |
Производи- тельность -Напор, м3/ч, м |
Тип |
Номиналь- ная нагрузка, А |
Частота вращения- мощность, мин-1, кВт | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Субханкулово
|
НМ1250-260 №1 основной
НМ1250-260 №2 основной НМ1250-260 №3 основной
НМ1250-400 №4 основной |
1250/260
1250/260
1250/260
1250/400 |
СТД-1250/2
СТД-1250/2
СТД-1250/2
4АЗМП-1600/6000 |
139
139
139
178 |
3000/1250
3000/1250
3000/1250
2980/1600 |
Тюрино |
НМ1250-260 №1 основной
НМ1250-260 №2 основной
НМ1250-260 №3 основной
НМ1250-400 №4 основной |
1250/260
1250/260
1250/260
1250/400 |
СТД-1250/2
СТД-1250/2
СТД-1250/2
4АЗМП- 1600/6000 |
139
139
139
179 |
3000/1250
3000/1250
3000/1250
2980/1600 |
Георгиевка |
НМ1250-260 №1 основной
НМ1250-260 №2 основной
НМ1250-400 №3 основной |
1250/260
1250/260
1250/400 |
СТД-1250/2
СТД-1250/2
4АЗМВ 1600/10000 |
84
84
109,7 |
3000/1250
3000/1250
3000/1600 |