Виды налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:34, реферат

Описание работы

Для обозначения отдельных видов налогов и сборов в России используются различные термины: налог, сбор, по­шлина, платеж, отчисления, взнос и т.д. В действующем российском налоговом законодательстве используемые в названиях платежей различные слова не несут конкрет­ной смысловой нагрузки. Законодательно устанавливается разъяснение только двух понятий — «налог» и «сбор».
Всю сово

Работа содержит 1 файл

ВИДЫ НАЛОГОВ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

 

курортный сбор, а также сбор за выдачу ордера на кварти­ру, сбор за уборку территорий населенных пунктов, сбор с владельцев собак.

Пропорциональное обложение представляет собой систе­му налогообложения, при которой налоговые ставки уста­навливаются в одинаковом проценте к налогооблагаемой базе без учета ее величины. С увеличением налоговой базы пропорционально увеличивается сумма уплачиваемого на­лога. Принцип пропорционального налогообложения всег­да используется в таких налогах, как НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

Пропорциональное налогообложение лежит в основе та­ких видов налогов, как налог на имущество организаций, земельный налог.

В Российской Федерации с 1 января 2001 г. фактиче­ски пропорциональным стало налогообложение доходов физических лиц. По большинству видов доходов была установлена единая налоговая ставка 13% (при этом у разных налогоплательщиков при одинаковых доходах может быть разная налоговая база). По единой налого­вой ставке 30% подлежат обложению доходы, получа­емые физическими лицами, не являющимися налоговы­ми резидентами РФ. Единая налоговая ставка в размере 35% применяется к различного рода выигрышам и при­зам, а также к доходам, получаемым в виде материальной выгоды.

Прогрессивное обложение представляет собой систему налогообложения, при которой большей налоговой базе (объекту налогообложения) соответствует более высокий уровень налоговых ставок. Применяется два вида прогрес­сии: простая и сложная.

При простой прогрессии ставки возрастают по мере уве­личения дохода (или стоимости имущества) для всей сум­мы дохода (стоимости имущества). Простая прогрессия часто применяется при налогообложении имущества, при­надлежащего физическим лицам.

Так, в Российской Федерации простая прогрессия ис­пользуется в налоге на строения, помещения и сооруже­ния. Если стоимость жилого дома, принадлежащего фи­зическому лицу, оценивается в сумме до 300 тыс. руб., то может применяться ставка налога до 0,1%; если стоимость имущества оценивается в сумме от 300 до 500 тыс. руб., то могут применяться налоговые ставки от 0,1 до 0,3%;если стоимость имущества оценивается в размере свыше 500 тыс. руб., то могут применяться налоговые ставки от 0,3 до 2,0%.

При сложной прогрессии доходы делятся на части (ступе­ни), для каждой из которых установлены свои ставки. Бо­лее высокие ставки действуют не в отношении всей суммы налоговой базы, а для части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия используется в большинстве стран в налогообложении доходов физических лиц. Система сложной прогрессии применялась в Российской Федерации до 1 января 2001 г. в подоходном налоге с физических лиц. Принцип сложной прогрессии использован в действующем налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Регрессивное (дегрессивное) обложение представляет со­бой систему налогообложения, при которой большему раз­меру налоговой базы соответствует более низкий уровень налоговых ставок. Кроме того, регрессивное налогообложе­ние может использоваться при установлении ставок госу­дарственной пошлины или сборов за государственную ре­гистрацию отдельных видов сделок с имуществом.

Регрессивное налогообложение положено в основу вве­денного в Российской Федерации с 1 января 2001 г. ЕСН, заменившего собой прежде существовавшую пропорцио­нальную систему взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

2.2. Классификации налогов

В каждой стране взимается большое число разнообраз­ных налогов и сборов, которые различаются как по назва­ниям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдель­ных стран бывают похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучение налоговых систем раз­ных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых плате­жей, их классификаций.

Под классификациями налогов понимаются их группи­ровки, обусловленные определенными целями и задачами. Поскольку цели и задачи законодателей, налоговых орга­нов, статистических организаций, налогоплательщиков,

исследователей — всех, кто имеет дело с подобными клас­сификациями, — различаются между собой, существует множество различных видов и типов классификаций нало­гов. Чтобы избежать ошибок при сопоставлении налоговых систем разных стран, а также уровня налогообложения, тя­жести налогового бремени по отдельным группам налогов, необходим правильный подбор статистического материала, учет особенностей подходов и методов, применяющихся в разных странах или разными учреждениями при проведе­нии группировок налогов.

Наиболее частые расхождения в приводимых различ­ными авторами статистических материалах возникают в ре­зультате:

— включения или невключения в отдельные группиров­ки местных налогов и сборов;

—  неучета перераспределяемых поступлений по другим звеньям бюджетной системы;

— отнесения налогов на прирост капитала к разным на­логовым группам (к числу подоходных налогов или к числу поимущественных);

— неучета взносов и платежей в фонд социального стра­хования и другие фонды социального назначения;

— включения или невключения в разряд «личных нало­гов» корпорационного налога;

— путаницы в отношении отдельных видов специальных налогов на товары и услуги, включаемых то в группу «ак­цизов», то в группу «пошлин».

Искажения, возникающие в результате использования при международных сравнениях несопоставимых данных, приводят не только к неверным теоретическим выводам, но и могут быть причиной крупных практических про­счетов. Особенно это важно помнить при образовании за­рубежных филиалов и дочерних компаний. Относительно низкий уровень поступлений в центральный (федераль­ный) бюджет, даже в сочетании с относительно низкими ставками корпорационного налога, ни в коем случае нель­зя воспринимать как основание для вывода о том, что в стране существует благоприятный (или льготный) режим налогообложения прибылей юридических лиц. В стра­не могут существовать самостоятельные местные или региональные (штатные, земельные, кантональные, про­винциальные) налоги на доходы юридических лиц либо местные надбавки к центральным налогам, могут действовать дополнительное налогообложение доходов от денежных капиталов, самостоятельное налогообложение отдельных видов прироста капитала, однако статистика в соответствии с особыми целями и задачами не включает указанные виды обложения в раздел «Налоги на доходы корпораций».

Анализируя данные сравнительной статистики в обла­сти налогообложения, надо всегда помнить о том, что кон­кретные виды налогообложения существенно различаются и это может приводить к значительным расхождениям при международных сопоставлениях даже в тех случаях, когда применяется единая методика группировки налогов, сборов и платежей обязательного характера.

2.2.1. Традиционная классификация налогов и сборов

Все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской литерату­ре о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация пред­ставляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налого­плательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:

1) прямые налоги;

2) косвенные налоги;

3) пошлины и сборы.

Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными — налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные на­логи, не попавшие в два первых разряда.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на ре­альные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами — совокупность доходов или имущество налогоплательщика.

Группу прямых реальных налогов образуют поземель­ный, подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бумаги. В группу прямых личных до­ходов включают подоходный налог с физических лиц, на­логи на прибыль (доход) акционерных обществ (корпора-ционный), налог на доходы от денежных капиталов, налог

на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имуще­ство и налог на наследство и дарение. Если строго следо­вать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость иму­щества. Иногда возникают сложности по поводу отнесения налога с наследства к той или иной подгруппе. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходя­щаяся каждому наследнику. В этом случае налог следует относить к подгруппе личных налогов. Налогом может об­лагаться и само наследство целиком, а доля каждого из на­следников уже не подлежит налогообложению. Такой налог следует относить к реальным налогам.

В налоговых законодательствах разных стран можно встретить различные трактовки и определения косвенных налогов. Международные организации, проводящие сопо­ставления налоговых систем и тенденций в динамике на­логовых доходов, тоже применяют различные методики группировок. Важно помнить об этих отличиях при сопо­ставлении данных из разных источников.

Основные виды косвенного налогообложения — это акци­зы, налог с оборота, налог с продаж, НДС, а также отдель­ные виды пошлин и сборов.

Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкова­ние). Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги (см. также 3.1).

НДС нередко рассматривают как разновидность нало­га с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя этим видам налогообложения индивиду­альные акцизы.

К группе косвенных налогов помимо индивидуаль­ных акцизов и общих налогов на товары и услуги (налог с оборота, НДС, налог с продаж) следует относить также налоги, взимаемые со стоимости товаров при пересечении границы (таможенная пошлина). Иногда товары, ввозимые на территорию государства, облагаются индивидуальными акцизами, в других случаях ставки таможенного тарифа устанавливаются на уровне, примерно соответствующемуровню ставок индивидуальных акцизов на товары, произ­водимые внутри страны. Общее у этих двух видов налого­обложения состоит в том, что налоговую базу образует сто­имость, исчисленная на основании специальных методик. Различие заключается в том, что налоговая база по акцизам рассчитывается на основе стоимости производства (издер­жек производства) либо применяются твердые ставки ак­циза к единице обложения, а при обложении таможенны­ми пошлинами налоговая база рассчитывается на основе таможенной стоимости товара. К акцизам также относятся различного рода «внутренние» налоги на отдельные виды товаров. Например, во Франции используется внутренний налог на нефтепродукты.

К косвенным видам налогообложения относились взи­мавшиеся в 1990-е гг. в Российской Федерации налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, вычисли­тельной техники и персональных компьютеров (налог мог взиматься по ставке, не превышающей 10% от суммы сделки), целый ряд местных сборов: лицензионный сбор на право торговли винно-водочными изделиями; лицен­зионный сбор на право проведения местных аукционов и лотерей; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор на право проведения кино- и телесъемок; сбор за открытие игорного бизнеса.

При использовании традиционной классификации на­логов иногда в особую группу выделяют пошлины и сборы,. т.е. эти виды обязательных платежей налогового характера не относят ни к прямым, ни к косвенным налогам. Однако подавляющее большинство видов пошлин и сборов следу­ет относить к косвенным видам налогообложения. Лицен­зионный сбор представляет собой сбор за право осущест­вления какого-либо вида деятельности или производства и (или) реализации каких-либо товаров или услуг. Суммы, уплаченные по лицензионным сборам, юридические лица (предприятия и организации) обычно включают в издерж­ки производства (обращения), т.е. происходит переложение налога.

К недостаткам традиционной классификации следует отнести путаницу, которая порождается включением или невключением в число налогов взносов на социальное стра­хование и других взносов и сборов обязательного характе­ра. Доля взносов социального характера в общем размере

платежей обязательного характера в большинстве стран составляет от 25 до 40%. Иными словами, в современных условиях суммы поступлений от таких платежей нередко превышают совокупное поступление от всех видов налогов на доходы и имущество.

В одних странах упомянутые обязательные отчисления производятся в независимые от государственного бюджета фонды, в других — они поступают непосредственно в фе­деральный бюджет, в третьих странах встречаются элемен­ты двух вышеуказанных систем (смешанный вариант). Как сторонники включения, так и сторонники невключения обязательных взносов на социальное страхование и иные социальные цели в число налогов приводят весьма убеди­тельные аргументы. Сторонники включения таких взносов в число налогов справедливо отмечают их обязательный характер, жесткую законодательную регламентацию, гово­рят о том, что плательщику в принципе все равно, пойдут его деньги в бюджет или какой-нибудь независимый фонд. Сторонники невключения, несомненно, правы, когда напо­минают о возвратном (в перспективе) характере таких от­числений, особенно для лиц, занятых наемным трудом, т.е. о том, что если все обязательные платежи называть налога­ми, то возникнет смешение понятий, определяющих разные предметы и процессы. Наконец, они указывают на то, что в ряде стран в системах взносов на социальное страхование есть элементы выбора и добровольности, что несовместимо с платежами налогового характера. С 2000 г. данная теоре­тическая проблема в России утратила практический смысл в связи с тем, что взносы в государственные фонды соци­ального назначения были заменены единым социальным налогом.

Сложности обеспечения четкой классификации увели­чиваются и в связи с тем, что в ряде стран параллельно со взносами на социальное страхование (обязательными и добровольными) существуют налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы). Последние могут иметь характер целевых налогов, что сближает их со взносами социального назначения.

При использовании традиционной классификации опре­деленные сложности возникают при отнесении промысло­вых налогов к какой-либо группе. Как правило, промысло­вый налог представляет собой самостоятельную подсистему различных видов налогообложения. Так, в России на рубеже XIX—XX вв. под единым на­званием «промысловый налог» было установлено несколь­ко видов налогов. Основной промысловый налог, по сути, представлял собой лицензионный сбор (косвенный налог). Кроме того, взимались различного рода дополнительные налоги на отдельные виды доходов и имущества. Эти до­полнительные виды налогов и сборов следует относить к прямым налогам.

Информация о работе Виды налогов