Виды налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:34, реферат

Описание работы

Для обозначения отдельных видов налогов и сборов в России используются различные термины: налог, сбор, по­шлина, платеж, отчисления, взнос и т.д. В действующем российском налоговом законодательстве используемые в названиях платежей различные слова не несут конкрет­ной смысловой нагрузки. Законодательно устанавливается разъяснение только двух понятий — «налог» и «сбор».
Всю сово

Работа содержит 1 файл

ВИДЫ НАЛОГОВ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

за выдачу ордера на квартиру;

за выдачу разрешения на установку рекламной кон­струкции.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачисле­нию налоговые доходы от федеральных и (или) региональ­ных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специаль­ными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъек­тов РФ.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответ­ствии с законодательством РФ налогах и сборах: — земельного налога — по нормативу 100%;

— налога на имущество физических лиц — по нормативу 100%.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, на­логов, предусмотренных специальными налоговыми режи­мами:

—  налога на доходы физических лиц — по нормативу 30%;

—  ЕНВД для отдельных видов деятельности — по нор­мативу 90%;

— единого сельскохозяйственного налога — по нормати­ву 60%;

— государственной пошлины — в соответствии с норма­тивом зачислений государственной пошлины в бюджеты муниципальных районов.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными нало­говыми режимами, по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов РФ для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты город­ских округов. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

Законом субъекта РФ (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год или иного закона субъекта РФ на ограниченный срок дей­ствия) могут быть установлены:

—  единые для всех поселений субъекта РФ нормати­вы отчислений в бюджеты поселений от отдельных феде­ральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и зако­нодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ;

—  единые для всех муниципальных районов субъекта РФ нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальны­ми налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соот­ветствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ.

Нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налого­выми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюд­жет субъекта РФ, устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов соответствующего субъекта РФ.

Законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на оче­редной финансовый год могут быть установлены дополни­тельные нормативы отчислений в местные бюджеты от на­лога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с БК РФ в бюджет субъекта РФ.

Законом субъекта РФ представительные органы муни­ципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов РФ по уста­новлению дополнительных нормативов отчислений от на­лога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.

Органы государственной власти субъекта РФ обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы от­числений в местные бюджеты от налога на доходы физиче­ских лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не ме­нее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога.

В субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значе­ния нормативов отчислений от федеральных и региональ­ных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специаль­ными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами ука­занных субъектов РФ.

Нормативным правовым актом представительного ор­гана муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального района на очередной финан­совый год или иного решения на ограниченный срок дей­ствия) могут быть установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальны­ми налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соот­ветствии с БК РФ и (или) законом субъекта РФ в бюджет муниципального района. По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые.

К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. Такие налоги составляют подавляющее большинство, так как уста­новление налогов обычно не имеет целью покрытие какого-либо конкретного расхода государственного бюджета.

К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансиро­вания конкретных расходов. К целевым обычно относятся налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды. В Российской Феде­рации к таким налогам и сборам относится федеральный ЕСН. Кроме того, к целевым могут относиться налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в федераль­ные, региональные и местные бюджеты.

Все налоги и сборы можно подразделить на периоди­ческие и разовые. Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществля­ются с определенной регулярностью. К этой группе от­носятся налоги на имущество (земельные, со строений, с транспортных средств и т.д.), налоги на доходы как физи­ческих, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, НДС, налог с продаж). По периоди­ческим налогам всегда устанавливается налоговый пери­од. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога явля­ются налоги на наследство и дарение, таможенные пошли­ны, пошлины, уплачиваемые при регистрации недвижи­мого имущества, сборы за регистрацию автотранспортных средств.

Подавляющее большинство взимаемых в настоящее вре­мя российских налогов и сборов относятся к периодиче­ским. К разовым относятся следующие федеральные налоги и сборы: таможенная пошлина; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Налоги также бывают регулярные и чрезвычайные. К ре­гулярным обычно относятся налоги и сборы, действующие в течение длительного периода времени. При установлении регулярных налогов и сборов обычно никогда не определя-

ется срок их действия. К чрезвычайным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.). Обычно при введении чрезвычайного налога или сбора особо оговаривается, что налог или сбор будет взиматься либо в течение фиксиро­ванного количества лет, либо до момента окончания соот­ветствующего чрезвычайного обстоятельства.

Широкое распространение чрезвычайные налоги и сбо­ры получили в периоды Первой (1914—1918 гг.) и Второй (1939—1945 гг.) мировых войн. Во многих странах были введены чрезвычайные налоги на сверхприбыль, а также различного рода надбавки к акцизам и пошлинам. Мно­гие чрезвычайные налоги впоследствии стали функциони­ровать в качестве обычных налогов. Например, налоги на доходы физических лиц впервые были введены во многих странах в период Первой мировой войны.

2.1.2.0 разделении налогов на прямые и косвенные

В литературе по налогообложению, а также в налоговых законодательствах отдельных государств используется де­ление налогов на прямые и косвенные. Такое деление ис­пользуется на протяжении почти трех столетий.

Разделение налогов на прямые и косвенные обычно осу­ществляется на основе критерия перелагаемости налогово­го бремени. Впервые данный критерий был использован в конце XVII в. Дж. Локком, который исходил из того, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете ложится бременем на землевладельцев. Доход от земельной собственности в то время считался единственным чистым доходом, служившим источником для уплаты любых на­логов. Налоги, взимавшиеся с земельной собственности, он называл прямыми налогами, а все остальные налоги — кос­венными. А. Смит первоначально придерживался того же подхода, но затем к прямым налогам стал относить не толь­ко налоги, взимавшиеся с земли, но и налоги с прибыли и заработной платы. К косвенным налогам им относились все остальные виды налогов. Несколько отличную концепцию использовал Дж. Ст. Милль, полагавший, что прямыми на­логами являются те налоги, бремя которых должны нести непосредственно налогоплательщики, а косвенными — ко­торые должны быть переложены налогоплательщиками надругих лиц. Такой подход использовал и А. Вагнер, а также практически все российские авторы трудов по налогам в XIX столетии.

Следует отметить, что еще в XIX в. многие находили ис­пользуемый критерий перелагаемости для классификации налогов недостаточно подходящим. С одной стороны, была отмечена возможность переложения на других лиц налогов, относимых к прямым. Так, налоги на земельную собствен­ность фактически всегда включаются собственником зем­ли — арендодателем в арендную плату. Издержки по аренд­ной плате включаются арендатором в цену производимых товаров. Если землевладелец и землепользователь — одно и то же лицо, то издержки по уплате земельного налога включаются в издержки производства сельскохозяйствен­ной продукции и таким образом их бремя перелагается на покупателей (потребителей). Налоги на прибыль при нали­чии благоприятной конъюнктуры также могут перелагать­ся на потребителей. С другой стороны, в условиях неблаго­приятной конъюнктуры бремя по ряду таких традиционно косвенных налогов, как акцизы, приходится нести произво­дителю или продавцу соответствующих подакцизных това­ров. Налогами, переложение которых на других лиц крайне затруднено, являются налоги на доходы физических лиц, но только в тех случаях, когда плательщиком налогов яв­ляется физическое лицо, не осуществляющее предпринима­тельскую деятельность. Налоги на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, — перелагаемые.

В отношении некоторых налогов весьма сложно опре­делить, являются ли они перелагаемыми или нет. Тамо­женными пошлинами могут облагаться как предметы, ввозимые физическими лицами для собственного потре­бления, так и товары, предназначенные для продажи. Вво­зя предметы, предназначенные для личного потребления, и уплачивая пошлину, физическое лицо не имеет возмож­ности переложить бремя уплаченной пошлины на другое лицо. Если таможенная пошлина уплачивается при ввозе товара, предназначенного для дальнейшей реализации, то издержки по ее уплате включаются в цену реализации и таким образом перекладываются лицом, ввезшим товар, на покупателя.

То же самое можно сказать и о налогах на имущество. Налог может уплачиваться за дом, используемый для про-

живания, и за дом, сдаваемый внаем (в аренду). В первом случае не существует никаких возможностей переложения, а во втором — уплаченный налог может быть включен арен­додателем в стоимость арендной платы.

К перелагаемым косвенным налогам относится НДС. Однако этим налогом может облагаться строительство юридическим лицом объектов для собственных нужд. Если данное юридическое лицо не осуществляет реализацию то­варов (работ, услуг), то оно не имеет возможности перело­жить на другие лица бремя по данному налогу.

Некоторые современные авторы относят к прямым на­логам ЕНВД для отдельных видов деятельности. Если фи­зическое лицо — предприниматель является плательщи­ком этого налога, то он освобожден от уплаты целого ряда других налогов и сборов. Данный налог представляет со­бой альтернативу подоходного налогообложения, и по до­ходам, подлежащим обложению ЕНВД, налогоплательщик освобождается от обязанности уплаты ряда других налогов и сборов. Если использовать критерий перелагаемости, то очевидно, что данный налог — перелагаемый. Никакой предприниматель не будет уплачивать этот налог, если бре­мя по его уплате он не сможет переложить на своих покупа­телей или клиентов.

Для подразделения налогов на прямые и косвенные нередко используются и другие критерии. Наиболее рас­пространена практика, когда в разряд прямых налогов включают налоги и сборы, объектом обложения которы­ми являются доходы и имущество налогоплательщиков, а все остальные налоги относят к разряду косвенных. В этом случае группу косвенных налогов образуют налоги на по­требление: акцизы, НДС, налог с продаж, а также другие налоги и сборы, уплачиваемые производителями товаров и услуг с сумм произведенных затрат.

Важно отметить, что в некоторых странах может ис­пользоваться разделение налогов на прямые и косвенные в зависимости от особенностей определения налоговых обя­зательств и способов взимания налогов. Так, во Франции к прямым налогам законодательство относит налоги, при обложении которыми используются явления и признаки постоянного характера. К таким налогам относятся налоги на владение и пользование имуществом. Эти налоги взи­маются либо на основании твердых окладных сумм, либо на основании периодически пересматриваемых кадастров. Для этих налогов характерны жестко установленные сроки уплаты. К косвенным налогам во Франции отнесены нало­ги, обязательства по которым определяются на основании изменчивых явлений и к которым применяются тарифные ставки.

2.1.3. Методы определения и расчета налоговых обязательств

По способам определения налоговых обязательств

налоги могут подразделяться на раскладочные и окладные. При использовании раскладочных налогов первоначально определяется потребность в денежных средствах, а затем полученная сумма распределяется (раскладывается) между налогоплательщиками или группами налогоплательщиков. Раскладочные налоги являются исторически более ранни­ми. Они широко применялись в эпоху феодализма. В Рос­сии раскладочные методы использовались как для сбора до­ходов в государственную казну, так и для финансирования нужд отдельных территорий, в частности, к раскладочным налогам относилась подушная подать (налог), введенная Петром I.

Окладные налоги — налоги, по которым налоговые обя­зательства каждого налогоплательщика определяются либо расчетным путем с использованием налоговых ставок, либо путем установления твердой суммы налога.

Методами обложения окладными налогами являются: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

Равное налогообложение имеет место в тех случаях, ког­да для всех налогоплательщиков устанавливаются равные суммы налога. При равном налогообложении не учитыва­ются имущественное положение налогоплательщика и его способность уплачивать налог. Равное налогообложение применяется при установлении твердых сумм ставок от­дельных видов государственной пошлины, например при государственной регистрации прав на здания, сооруже­ния и нежилые помещения, сделок с этими видами иму­щества для физических лиц; при государственной реги­страции договоров аренды зданий, сооружений, нежилых помещений для физических лиц. Некоторые сборы могут взиматься в равных суммах для всех категорий платель­щиков. Например, в Российской Федерации к таким сбо­рам относились регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и

Информация о работе Виды налогов