Виды налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:34, реферат

Описание работы

Для обозначения отдельных видов налогов и сборов в России используются различные термины: налог, сбор, по­шлина, платеж, отчисления, взнос и т.д. В действующем российском налоговом законодательстве используемые в названиях платежей различные слова не несут конкрет­ной смысловой нагрузки. Законодательно устанавливается разъяснение только двух понятий — «налог» и «сбор».
Всю сово

Работа содержит 1 файл

ВИДЫ НАЛОГОВ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)


Глава 2 ВИДЫ НАЛОГОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

2.1. Виды налогов

Для обозначения отдельных видов налогов и сборов в России используются различные термины: налог, сбор, по­шлина, платеж, отчисления, взнос и т.д. В действующем российском налоговом законодательстве используемые в названиях платежей различные слова не несут конкрет­ной смысловой нагрузки. Законодательно устанавливается разъяснение только двух понятий — «налог» и «сбор».

Всю совокупность платежей налогового характера мож­но подразделить на группы (классифицировать) по опреде­ленным критериям и признакам.

2.1.1. Критерии, используемые для подразделения налогов

Для выявления особенностей отдельных видов налого­обложения налоговедение использует следующие класси­фикационные критерии и признаки налоговых платежей:

а) по плательщикам;

б) по объектам обложения;

в) по компетенции властей в сфере установления и вве­дения налогов и сборов;

г) по адресности зачисления налоговых платежей;

д) по целевой направленности;

е)  периодические и разовые налоги;

ж) регулярные и чрезвычайные налоги.

В зависимости от плательщиков все налоги можно под­разделить на три группы:

—  налоги, уплачиваемые физическими лицами;

—  налоги, уплачиваемые юридическими лицами;

—  налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.

К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц; на­логи на имущество физических лиц; налоги на наследство и дарение; социальные налоги (взносы), взимаемые непо­средственно с доходов, полученных физическими лицами; а также отдельные виды сборов. В Российской Федерации к таким налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (взимался до 1 января 2006 г.); налог на имуще­ство физических лиц.

К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налоги на доход, прибыль и поступле­ния от капитала юридических лиц (обществ с ограничен­ной ответственностью); налоги на имущество юридических лиц. В Российской Федерации к таким налогам относятся: налог на прибыль организаций; налог на имущество орга­низаций.

Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых могут одновременно вы­ступать как физические, так и юридические лица. В Россий­ской Федерации к таким налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; ЕСН; транспортный налог; таможенная пошлина; государственная пошлина; ЕНВД для отдельных видов дея­тельности; земельный налог.

Важно отметить, что плательщиками ряда налогов, от­несенных к третьей группе, являются не все физические лица, а только физические лица, занимающиеся предпри­нимательской деятельностью без образования юридиче­ского лица. Последняя категория физических лиц может (при определенных условиях) быть плательщиком акцизов, НДС, ЕНВД для отдельных видов деятельности.

В зависимости от объекта обложения налоги подраз­деляются на следующие группы:

— налоги на доходы;

— налоги на имущество;

—  налоги на реализацию товаров (работ, услуг);

— налоги на определенные виды расходов;

— налоги на совершение определенных операций;

— налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности.

Налоги на доходы подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимае­мые с отдельных видов доходов. В Российской Федерации

к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщи­ков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Однако в соответствующих ак­тах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, ди­виденды, доходы от продажи отдельных видов имущества, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенности на­логообложения доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ. В других странах такие виды доходов могут облагаться самостоятельными налогами. К налогам, взимаемым с отдельных видов доходов, могут относиться: налоги на доходы от денежных капиталов, налог на доходы игорного бизнеса, а также самостоятельные налоги на до­ходы банков, страховщиков, бирж и т.д.

Налоги на имущество подразделяются на налоги, взима­емые с совокупной стоимости имущества (общепоимуще­ственные), и налоги, взимаемые с отдельных видов имуще­ства. К общепоимущественным налогам относятся налоги, взимаемые с совокупной стоимости различных видов иму­щества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимо­сти имущества, — налог на имущество организаций, взи­маемый в Российской Федерации. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: а) поземельные налоги; б) налоги, взимаемые со строений; в) налоги с от­дельных видов транспортных средств; г) налоги (сборы) с владельцев животных. В Российской Федерации к налогам с отдельных видов имущества относятся налог на строения, помещения и сооружения, земельный налог и транспорт­ный налог.

От налогов на имущество следует отличать налоги, ко­торыми облагается переход права собственности на иму­щество. Группу налогов на переход права собственности со­ставляют налоги на наследство и налоги на дарение. Налоги на наследство, в свою очередь, подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости наследства, и налоги, взимаемые со стоимости доли имущества, переходящего к отдельному наследнику. В Российской Федерации исполь­зуется налогообложение доли имущества, переходящего к отдельному наследнику. Кроме того, к налогам на переход права собственности следует относить также налоги (по­шлины, сборы), взимаемые при регистрации нотариальны­ми и государственными органами соответствующих сделок с имуществом (наследств и дарений). В группу налогов на реализацию товаров (работ, услуг) включаются те налоги, объектами обложения по которым выступают обороты по реализации товаров (работ, услуг). В эту группу включаются НДС, налог с оборота, акцизы и налог с продаж. Объектом налогообложения НДС и на­логом с оборота выступают обороты по реализации любых товаров (работ, услуг), за исключением освобождаемых от обложения. Акцизы взимаются с оборотов по реализации отдельных видов товаров. Налог с продаж, как правило, взимается с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), но только в сфере розничной торговли. В Российской Фе­дерации объектом обложения налогом с продаж являлась также оптовая продажа за наличный расчет (налог с продаж отменен с 1 января 2004 г.).

К налогам на реализацию товаров (работ, услуг) могут относиться и иные налоги. Например, в Российской Фе­дерации взимался налог на пользователей автомобильных дорог, зачислявшийся в целевые внебюджетные дорожные фонды. Так как объектом обложения по этому налогу вы­ступает не пользование автомобильными дорогами и не проезд по ним, а выручка, полученная от реализации това­ров (работ, услуг), или разница между продажной и покуп­ной ценами товаров, реализованных в результате заготови­тельной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, данный налог следует относить к налогам на реализацию товаров (работ, услуг). Кроме того, стоимость реализо­ванной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг до 1 января 2005 г. являлась объектом обложения сбором за использование наименований «Россия», «Рос­сийская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

Налоги на реализацию товаров (работ, услуг) обычно на­зывают «налогами на потребление». Такое название эти на­логи получили потому, что хотя их плательщиком является лицо, производящее или реализующее соответствующие то­вары (работы, услуги), носители налогового бремени — по­требители. Следует отметить, что к налогам на потребление относятся также и налоги, взимаемые при ввозе товаров на территорию страны, — таможенные пошлины и сборы.

К налогам на определенные виды расходов могут отно­ситься налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы), налоги на приобретение инвести­ционных товаров, иностранной валюты, объектов недвижи-

мости и т.д. К налогам на определенные виды расходов в Российской Федерации относятся прежде взимавшиеся на­лог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на рекламу. Кроме того, для работодателей ЕСН также пред­ставляет собой налог на определенный вид расхода: выпла­ту заработной платы и вознаграждений по трудовым дого­ворам (контрактам). С фонда заработной платы в 1990-е гг. уплачивался сбор на нужды образовательных учреждений и сборы на содержание милиции, благоустройство террито­рий, на нужды образования и другие цели.

Налоги на совершение определенных операций. Объектом налогообложения может также выступать стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений. В Российской Федерации стоимость сделок имущественно­го характера и стоимость исковых заявлений являются объ­ектом обложения государственной пошлиной. Кроме того, до середины 1990-х гг. в России взимался налог на опера­ции с ценными бумагами. Данный налог впоследствии был реформирован и фактически преобразован в налог на эмис­сию ценных бумаг (взимается при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг открытых акционерных обществ).

Российским законодательством предусматривались так­же различного рода налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности (лицензионные плате­жи). В частности, были установлены федеральные сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этило­вого спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (взимались до 1 января 2005 г.).

По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов налоги можно подразделить на взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определенных территориях. Налоги, взимаемые на всей территории государства, — это, как правило, на­логи, вводимые на общегосударственном (федеральном и конфедеральном) уровне. При этом на общегосударствен­ном уровне могут устанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов на отдельных территориях.

Такая практика была широко распространена в Россий­ской империи в XIX — начале XX в., когда отдельные виды общегосударственных налогов и сборов были обязательны на одних территориях и при этом не могли вводиться на других. Существовала значительная специфика в сфере налогообложения для европейской части России, Сибири, Кавказа, Цар­ства Польского, Финляндии и других территорий.

К налогам, взимаемым на отдельных территориях го­сударства, относятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги, устанавливаемые и вводимые органами местного самоуправления: городами, коммунами, округами и т.д.

Распределение налоговых полномочий между различ­ными уровнями государственной власти и местного само­управления — одна из сложнейших проблем при создании и реформировании налоговых систем. Наделение региональ­ных и местных властей широкими полномочиями в сфере налогообложения позволяет максимально учитывать специ­фику той или иной территории, расширяет возможности по проведению этими органами самостоятельной налоговой, бюджетной, финансовой, экономической, социальной по­литики. Жесткая регламентация и ограничение прав регио­нов и органов местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов позволяют унифицировать налоговую систему, создают единообразные и приблизи­тельно равные условия для осуществления экономической деятельности в стране, способствуют повышению эффек­тивности налогового контроля и борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями. На распределение налоговых полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления оказывают влияние по­литические, экономические, организационные и этнические факторы, а также исторические и культурные традиции.

Современные государства значительно различаются по компетенции уровней государственной власти и местного самоуправления по установлению и введению налогов и других платежей обязательного характера. Как правило, в унитарных государствах существует жесткая общенацио­нальная регламентация установления и введения налогов и сборов. Региональным властям и органам местного само­управления обычно предоставляются ограниченные права по изменению ставок налогообложения и применению от­дельных видов льгот. В федеративных и конфедеративных государствах обычно используется разделение полномочий по установлению и введению определенных видов налогоо­бложения.

Обычно на общефедеральном уровне осуществляется ре­гламентация обложения таможенными пошлинами и сбо-

рами, НДС, акцизами, налогами на доходы физических лиц и налогами на доходы юридических лиц. Кроме того, прак­тически во всех странах на общегосударственном уровне жестко устанавливаются условия взимания обязательных отчислений социального характера, взимаемых как с рабо­тодателей, так и с наемных работников. На среднем уровне (региональном, штатном, земельном) взимаются ресурсные налоги, налоги с продаж. Часто региональным властям пре­доставляется определенная свобода во введении различного рода надбавок к налогам на доходы юридических лиц либо определенные возможности по предоставлению льгот по этим налогам. Традиционная сфера, в которой региональ­ным и местным властям предоставляется максимальная свобода в установлении условий обложения, — это налоги с недвижимых имуществ (земли, строений, сооружений) и промысловые налоги.

В Российской Федерации применяется распределение налоговой компетенции различных уровней государствен­ной власти и органов местного самоуправления, характер­ное для унитарных государств. Права региональных зако­нодательных органов власти и представительных органов местного самоуправления по установлению и введению на­логов и сборов жестко ограничены нормами НК РФ.

В Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система. Налоги и сборы подразделяются на фе­деральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и закона­ми субъектов РФ о налогах, вводятся в действие и прекра­щают действовать на территориях субъектов РФ в соответ­ствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствую­щих субъектов РФ.

Местные налоги устанавливаются НК РФ и норматив­ными актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги обязательны к уплате на террито­риях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соот­ветствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти го­родов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотре­ны НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты на­логов. Иные элементы налогообложения по местным на­логам и налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, законодательные (представительные) органы государ­ственной власти субъектов РФ, а также представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти горо­дов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и преде­лах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения со­ответственно по региональным и местным налогам.

Информация о работе Виды налогов