Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:34, реферат
Для обозначения отдельных видов налогов и сборов в России используются различные термины: налог, сбор, пошлина, платеж, отчисления, взнос и т.д. В действующем российском налоговом законодательстве используемые в названиях платежей различные слова не несут конкретной смысловой нагрузки. Законодательно устанавливается разъяснение только двух понятий — «налог» и «сбор».
Всю сово
Глава 2 ВИДЫ НАЛОГОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ
2.1. Виды налогов
Для обозначения отдельных видов налогов и сборов в России используются различные термины: налог, сбор, пошлина, платеж, отчисления, взнос и т.д. В действующем российском налоговом законодательстве используемые в названиях платежей различные слова не несут конкретной смысловой нагрузки. Законодательно устанавливается разъяснение только двух понятий — «налог» и «сбор».
Всю совокупность платежей налогового характера можно подразделить на группы (классифицировать) по определенным критериям и признакам.
2.1.1. Критерии, используемые для подразделения налогов
Для выявления особенностей отдельных видов налогообложения налоговедение использует следующие классификационные критерии и признаки налоговых платежей:
а) по плательщикам;
б) по объектам обложения;
в) по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов;
г) по адресности зачисления налоговых платежей;
д) по целевой направленности;
е) периодические и разовые налоги;
ж) регулярные и чрезвычайные налоги.
В зависимости от плательщиков все налоги можно подразделить на три группы:
— налоги, уплачиваемые физическими лицами;
— налоги, уплачиваемые юридическими лицами;
— налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.
К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц; налоги на имущество физических лиц; налоги на наследство и дарение; социальные налоги (взносы), взимаемые непосредственно с доходов, полученных физическими лицами; а также отдельные виды сборов. В Российской Федерации к таким налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (взимался до 1 января 2006 г.); налог на имущество физических лиц.
К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налоги на доход, прибыль и поступления от капитала юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических лиц. В Российской Федерации к таким налогам относятся: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций.
Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица. В Российской Федерации к таким налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; ЕСН; транспортный налог; таможенная пошлина; государственная пошлина; ЕНВД для отдельных видов деятельности; земельный налог.
Важно отметить, что плательщиками ряда налогов, отнесенных к третьей группе, являются не все физические лица, а только физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Последняя категория физических лиц может (при определенных условиях) быть плательщиком акцизов, НДС, ЕНВД для отдельных видов деятельности.
В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:
— налоги на доходы;
— налоги на имущество;
— налоги на реализацию товаров (работ, услуг);
— налоги на определенные виды расходов;
— налоги на совершение определенных операций;
— налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности.
Налоги на доходы подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. В Российской Федерации
к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Однако в соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиденды, доходы от продажи отдельных видов имущества, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенности налогообложения доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ. В других странах такие виды доходов могут облагаться самостоятельными налогами. К налогам, взимаемым с отдельных видов доходов, могут относиться: налоги на доходы от денежных капиталов, налог на доходы игорного бизнеса, а также самостоятельные налоги на доходы банков, страховщиков, бирж и т.д.
Налоги на имущество подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости имущества (общепоимущественные), и налоги, взимаемые с отдельных видов имущества. К общепоимущественным налогам относятся налоги, взимаемые с совокупной стоимости различных видов имущества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимости имущества, — налог на имущество организаций, взимаемый в Российской Федерации. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: а) поземельные налоги; б) налоги, взимаемые со строений; в) налоги с отдельных видов транспортных средств; г) налоги (сборы) с владельцев животных. В Российской Федерации к налогам с отдельных видов имущества относятся налог на строения, помещения и сооружения, земельный налог и транспортный налог.
От налогов на имущество следует отличать налоги, которыми облагается переход права собственности на имущество. Группу налогов на переход права собственности составляют налоги на наследство и налоги на дарение. Налоги на наследство, в свою очередь, подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости наследства, и налоги, взимаемые со стоимости доли имущества, переходящего к отдельному наследнику. В Российской Федерации используется налогообложение доли имущества, переходящего к отдельному наследнику. Кроме того, к налогам на переход права собственности следует относить также налоги (пошлины, сборы), взимаемые при регистрации нотариальными и государственными органами соответствующих сделок с имуществом (наследств и дарений). В группу налогов на реализацию товаров (работ, услуг) включаются те налоги, объектами обложения по которым выступают обороты по реализации товаров (работ, услуг). В эту группу включаются НДС, налог с оборота, акцизы и налог с продаж. Объектом налогообложения НДС и налогом с оборота выступают обороты по реализации любых товаров (работ, услуг), за исключением освобождаемых от обложения. Акцизы взимаются с оборотов по реализации отдельных видов товаров. Налог с продаж, как правило, взимается с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), но только в сфере розничной торговли. В Российской Федерации объектом обложения налогом с продаж являлась также оптовая продажа за наличный расчет (налог с продаж отменен с 1 января 2004 г.).
К налогам на реализацию товаров (работ, услуг) могут относиться и иные налоги. Например, в Российской Федерации взимался налог на пользователей автомобильных дорог, зачислявшийся в целевые внебюджетные дорожные фонды. Так как объектом обложения по этому налогу выступает не пользование автомобильными дорогами и не проезд по ним, а выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), или разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, данный налог следует относить к налогам на реализацию товаров (работ, услуг). Кроме того, стоимость реализованной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг до 1 января 2005 г. являлась объектом обложения сбором за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Налоги на реализацию товаров (работ, услуг) обычно называют «налогами на потребление». Такое название эти налоги получили потому, что хотя их плательщиком является лицо, производящее или реализующее соответствующие товары (работы, услуги), носители налогового бремени — потребители. Следует отметить, что к налогам на потребление относятся также и налоги, взимаемые при ввозе товаров на территорию страны, — таможенные пошлины и сборы.
К налогам на определенные виды расходов могут относиться налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы), налоги на приобретение инвестиционных товаров, иностранной валюты, объектов недвижи-
мости и т.д. К налогам на определенные виды расходов в Российской Федерации относятся прежде взимавшиеся налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на рекламу. Кроме того, для работодателей ЕСН также представляет собой налог на определенный вид расхода: выплату заработной платы и вознаграждений по трудовым договорам (контрактам). С фонда заработной платы в 1990-е гг. уплачивался сбор на нужды образовательных учреждений и сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.
Налоги на совершение определенных операций. Объектом налогообложения может также выступать стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений. В Российской Федерации стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений являются объектом обложения государственной пошлиной. Кроме того, до середины 1990-х гг. в России взимался налог на операции с ценными бумагами. Данный налог впоследствии был реформирован и фактически преобразован в налог на эмиссию ценных бумаг (взимается при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг открытых акционерных обществ).
Российским законодательством предусматривались также различного рода налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности (лицензионные платежи). В частности, были установлены федеральные сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (взимались до 1 января 2005 г.).
По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов налоги можно подразделить на взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определенных территориях. Налоги, взимаемые на всей территории государства, — это, как правило, налоги, вводимые на общегосударственном (федеральном и конфедеральном) уровне. При этом на общегосударственном уровне могут устанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов на отдельных территориях.
Такая практика была широко распространена в Российской империи в XIX — начале XX в., когда отдельные виды общегосударственных налогов и сборов были обязательны на одних территориях и при этом не могли вводиться на других. Существовала значительная специфика в сфере налогообложения для европейской части России, Сибири, Кавказа, Царства Польского, Финляндии и других территорий.
К налогам, взимаемым на отдельных территориях государства, относятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги, устанавливаемые и вводимые органами местного самоуправления: городами, коммунами, округами и т.д.
Распределение налоговых полномочий между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления — одна из сложнейших проблем при создании и реформировании налоговых систем. Наделение региональных и местных властей широкими полномочиями в сфере налогообложения позволяет максимально учитывать специфику той или иной территории, расширяет возможности по проведению этими органами самостоятельной налоговой, бюджетной, финансовой, экономической, социальной политики. Жесткая регламентация и ограничение прав регионов и органов местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов позволяют унифицировать налоговую систему, создают единообразные и приблизительно равные условия для осуществления экономической деятельности в стране, способствуют повышению эффективности налогового контроля и борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями. На распределение налоговых полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления оказывают влияние политические, экономические, организационные и этнические факторы, а также исторические и культурные традиции.
Современные государства значительно различаются по компетенции уровней государственной власти и местного самоуправления по установлению и введению налогов и других платежей обязательного характера. Как правило, в унитарных государствах существует жесткая общенациональная регламентация установления и введения налогов и сборов. Региональным властям и органам местного самоуправления обычно предоставляются ограниченные права по изменению ставок налогообложения и применению отдельных видов льгот. В федеративных и конфедеративных государствах обычно используется разделение полномочий по установлению и введению определенных видов налогообложения.
Обычно на общефедеральном уровне осуществляется регламентация обложения таможенными пошлинами и сбо-
рами, НДС, акцизами, налогами на доходы физических лиц и налогами на доходы юридических лиц. Кроме того, практически во всех странах на общегосударственном уровне жестко устанавливаются условия взимания обязательных отчислений социального характера, взимаемых как с работодателей, так и с наемных работников. На среднем уровне (региональном, штатном, земельном) взимаются ресурсные налоги, налоги с продаж. Часто региональным властям предоставляется определенная свобода во введении различного рода надбавок к налогам на доходы юридических лиц либо определенные возможности по предоставлению льгот по этим налогам. Традиционная сфера, в которой региональным и местным властям предоставляется максимальная свобода в установлении условий обложения, — это налоги с недвижимых имуществ (земли, строений, сооружений) и промысловые налоги.
В Российской Федерации применяется распределение налоговой компетенции различных уровней государственной власти и органов местного самоуправления, характерное для унитарных государств. Права региональных законодательных органов власти и представительных органов местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов жестко ограничены нормами НК РФ.
В Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, а также представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения соответственно по региональным и местным налогам.