Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующей налоговой системы зарубежных стран и сравнение их с налоговой системой РФ. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике. Чтобы раскрыть понятие налоговой системы нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………………….7


1.1 Понятие, сущность и функции налогов………………………………………...........7

1.2 Принципы налогообложения. Классификация налогов……………………...……12

1.3 Понятие и структура налоговой системы…………………………………….……18


2 Характеристика налоговых систем развитых стран……………23


2.1 Налоговая система США……………………………………………………………23

2.2 Налоговая система Франции……………………………………………………..…27

2.3 Налоговая система Германии………………………………………………….……31


3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН…………………………………………………………………35


3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем………………………...…35

3.2 Цели и задачи налоговых реформ………………………………………………..…40

3.3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран…..43


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…52


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…55


ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….…

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

      В–третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным еще и потому, что имеются существенные погрешности измерения самого ВВП. При этом невозможно определить количественное влияние этой погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП. Это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России производит досчет своих официальных данных на сумму произведенного ВВП в так называемой теневой экономике.

      Как уже отмечалось, по разным оценкам, в теневом секторе производится от 25 до 40 % ВВП. Госкомстат делает свой расчет исходя из наименьшей из этих цифр 25 %.

      В–четвертых, немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово–хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны, разрушение экономических связей между предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика. Действительно, в этих условиях налоговая нагрузка ощущается значительно острее, чем это было бы при отсутствии дестабилизирующих экономику факторов. Российские предприятия и организации вынуждены нести высокое налоговое бремя в условиях убыточной деятельности каждого второго предприятия и острой недостаточности финансовых ресурсов. Преобладание в российской налоговой системе косвенных налогов и налогов с выручки еще более отягощает это положение, вынуждая предприятия в условиях низкой рентабельности, а зачастую убыточности, платить налоги за счет сокращения собственных оборотных средств.

     Таким образом, перед российской налоговой системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с одной стороны, уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему российской экономики.

      Налоговый кодекс России несколько улучшает структуру  налоговой системы в пользу налогоплательщика, признавая в целом отмену налогов, уплачиваемых с выручки. Вместе с тем налог на пользователей автомобильных дорог, дорожный налог будут еще функционировать не менее двух лет, хотя и с уменьшенной ставкой обложения.

      И, пожалуй, последний фактор, в немалой степени искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в российской налоговой системе,– неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики России, регионов и видов хозяйственной деятельности в части получаемых ими доходов. При этом налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций в виде инвестиционного налогового кредита, налоговых отсрочек и рассрочек и других форм вне зависимости от уровня получаемых доходов. Зачастую подобные преференции получают как раз те предприятия и организации, которые имеют относительно больший доход. С точки зрения экономической политики в условиях необходимости государственной поддержки это правильно, но с позиции налоговой нагрузки ее распределение осуществляется неравномерно, и сводный показатель налогового бремени подлежит корректировке с учетом этих условий.

      Немаловажное  значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен различный налоговый режим для  предприятий разных отраслей экономики. В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, осуществляющие ее переработку.

      Из  сказанного можно сделать вывод, что российская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятия в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

      В связи с этим, при анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налогооблагаемой базы.

      В принципе налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой–либо «дискриминации» налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление. Одновременно негативное влияние на сбор налогов и формирование показателя среднего налогового бремени во все большей степени оказывает теневой сектор экономики. Поэтому проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем.  
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно, на наш взгляд, использовать метод сравнения данной системы с ее аналогами для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.

      Важным  положением предлагаемого подхода  к сравнительному анализу систем налогообложения федеративных (по существу) государств является то, что возможность  применения в российской налоговой  практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально-экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально-экономических процессов, а также (что, по нашему мнению, особенно важно) целей и задач (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед данным государством.

      Совокупность  вышеперечисленных характеристик  определяет адекватность применяемой  системы налогообложения исходя как из принципов , положенных в ее основу, так и из конкретных способов ее реализации. При этом следует иметь в виду, что сложная социально – экономическая система, элементом которой является система налогообложения, обладает достаточно высокой динамикой изменений (которые на отдельных периодах ее развития могут носить не только прогрессивный, но и регрессивный характер, о чем свидетельствует опыт  проведения экономических реформ в России), что требует соответствующего регулирования налогового процесса в оперативно, стратегическом и тактическом режимах.

     Налоговые системы всех стран являются многоуровневыми, сложными, многочисленными в отношении видов налогов, изымающих значительную часть доходов у юридических и физических лиц, имеющими огромный штат налоговых органов. Налоги в настоящее время не только предмет спора внутри страны, но и предмет международных споров.

     В общем-то обе противостоящие стороны  – налогоплательщик и государство  с его налоговыми органами – одинаково  сходятся на том, что современные  налоговые системы кардинально  нуждаются упрощении, а налоговые ставки – в уменьшении и упорядочении, в осмыслении и логико-математическом обосновании.

     В настоящее время бытует мнение, что  главным противником упрощения  налоговой системы являются ученые и консультанты, получающие за свою работу деньги. Это абсолютно неверно. Роль тех и других сводится к обоснованию наиболее оптимальных вариантов налоговых систем, сглаживающих существующие противоречия между государством и налогоплательщиками.

     В настоящее время обсуждаются  в ряде стран интересные проекты  упрощения систем налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на доход или на расход, при которой обложению будут подвергаться только суммарные доходы или расходы граждан или юридических лиц, а все виды накоплений и инвестиций получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством.

     Что касается снижения налоговых ставок, то эти процессы практически реализуются  во многих странах. Снижение ставок хотя и не самый кардинальный путь совершенствования  налоговых систем, но важный этап в снижении налогового бремени налогоплательщиков и повышения экономического и социального развития страны.

     В условиях мирового рынка и международной  конкуренции преимущество имеют  те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента в издержках из производства.

     Анализ  достижений стран, лидирующих на мировом  рынке, показывает, что большинство  из них путем налоговой конкурентоспособности решает успешно следующие основные задачи:

    • установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых;
    • отказ от прогрессивных систем налогообложения для основной массы получателей доходов;
    • установление определенных правил расчета налогооблагаемой базы, при которых инвестиции полностью освобождаются от налогообложения.

     В этом плане Россия отстает от ряда стран. Доказательством тому является значительный отток национальных капиталов  за рубеж и низкий их приток за счет собственных и иностранных инвесторов. Причиной этому является не только недостаточно сложившиеся рыночные отношения, но и в большей степени политика государства, в том числе и налоговая политика по отношению к собственному и иностранному налогоплательщику. В налоговой политике важно опираться не только на опыт собственной страны, но и использовать ценный и полезный опыт других стран с учетом местных условий, в которых создается и развивается налоговая система4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года. (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ).
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 10 февраля 1996 года).
  4. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М.: «Бератор-Пресс», 2002.
  5. Александров И.М. Налоги и налогообложение: М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 296 С.
  6. Киселева Е.А. Макроэкономика: М.: «ИНФРА-М», 2005. – 268 С.
  7. Кучеров И.И. «Преступления в сфере налогообложения» (Научно-практический комментарий к УК РФ). М., 2001. ISBN 5-89158-036-5.
  8. Минаев С. Экономический прогноз / С. Минаев // Коммерсантъ-Власть. – 2006. - № 9. – С. 30 – 33.
  9. Налоги и налогообложение / Под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Издательство «Финансы и статистика», 2006. 416 с.
  10. Налоговое право. / Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. М., 2003.
  11. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской – СПб.: Издательство «Питер», 2002. 576 с.
  12. Налоги и налогообложение / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Издательство «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. 311 с.
  13. «Налоговая система во Франции». 2–е. изд. // Российско-французская серия.
  14. Экономика предприятия / Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Издательство «Юристь», 2003.
  15. http: //www.nalog.ru
  16. http: //www.eks.ru
  17. http: //www.mirrabot/com/work/work_13062/html.
 

Приложение  А

Принципы  налогообложения 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  Б

Классификация налогов 

 
 

Приложение  В

Структура налоговой системы 

Приложение  Г

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран