Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующей налоговой системы зарубежных стран и сравнение их с налоговой системой РФ. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике. Чтобы раскрыть понятие налоговой системы нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………………….7


1.1 Понятие, сущность и функции налогов………………………………………...........7

1.2 Принципы налогообложения. Классификация налогов……………………...……12

1.3 Понятие и структура налоговой системы…………………………………….……18


2 Характеристика налоговых систем развитых стран……………23


2.1 Налоговая система США……………………………………………………………23

2.2 Налоговая система Франции……………………………………………………..…27

2.3 Налоговая система Германии………………………………………………….……31


3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН…………………………………………………………………35


3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем………………………...…35

3.2 Цели и задачи налоговых реформ………………………………………………..…40

3.3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран…..43


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…52


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…55


ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….…

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

     Принцип стабильности основан на том, что налоговая система должна быть эффективной, что, в свою очередь, является основанием для того, чтобы эта система была мало подвергнута каким-либо изменениям и дополнениям.

     Принцип исчерпывающего перечня  налогов заключается в необходимости законодательного установления количества налогов, взимаемых как с юридических, так и физических лиц, как для федерального, так и для местного уровня государственного управления. Исчерпывающее количество налогов может служить условием стабильности и ясности налоговой системы.

     Принцип гармонизации налогообложения основан на необходимости строительства налоговой системы страны с учетом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.

     Наиболее  существенное значение для современной  теории и практики налогообложения  имеют следующие основные формы  классификации налогов (приложение Б).

     1. По способу взимания  налоги классифицируются следующим образом:

     а) прямые налоги, которые взимаются  непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика;

     б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным  плательщиком косвенных налогов  является потребитель товара (работы, услуги);

     в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т.п.).

     Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В  разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

     Прямые  налоги в свою очередь делятна на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами – совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налоги с наследуемого и даруемого имущества.

     Косвенными  налогами являются акцизы, государственные  фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы.

     2. В зависимости  от органа, устанавливающего  налоги (по уровню  управления):

     а) федеральные налоги, элементы которых  определяются федеральным законодательством  и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

     б) региональные налоги устанавливаются  законодательными органами субъектов  Федерации и являются обязательными  на территории данного субъекта;

     в) местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми  актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после  решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных  бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).

     3. По целевой направленности введения  налогов:

     а) общие налоги, предназначенные для  формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);

     б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, ЕСН). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

     4. По субъекту-налогоплательщику:

     а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, НДФЛ);

     б) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

     в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические  лица (например, земельный налог).

     5. По уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж:

     а) закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

     б) регулирующие налоги, которые поступают  одновременно в различные бюджеты  в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

     Данная  форма классификации налогов, иначе  именуемая как статусная классификация  налогов, получила широкое распространение. Она основана на критерии многоуровневости бюджетных систем многих стран. Статусная  классификация налогов и сборов применяется и в РФ. Согласно ст. 12 НК РФ система налогов и сборов в РФ подразделяется на три группы: 1) федеральные; 2) региональные; 3) местные. После принятия НК РФ в полном объеме РФ будет установлен полный перечень налогов и сборов: 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных.

     6. По характеру бухгалтерского  учета налоги:

     а) включаемые в себестоимость или  цену продукции;

     б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

     в) удерживаемые из доходов работника.

     7. По срокам уплаты:

     а) срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);

     б) периодично-календарные налоги, которые  подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог  на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль уплачивается бюджетными организациями ежеквартально).  

1.3 Понятие  и структура налоговой системы 

     Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих  единую задачу – изъятие налогов  и сборов с субъектов налога в  соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.

     К налоговой системе предъявляется  ряд требований, которым она должна удовлетворять. Требования, предъявляемые к налоговой системе, являются признаками (критериями), характеризующими ее рациональность, оптимальность и эффективность функционирования, рациональность; оптимальность; минимальное количество элементов, составляющих налоговую систему; справедливость, в том числе социальную справедливость распределения налогового бремени; простоту исчисления налогов; доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками; экономичность  и др.

     Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой  налогообложения в пределах всего  экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов и минимальным количеством нормативных документов, регулирующих и определяющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин), и контролем за их уплатой в соответствующие бюджеты: федеральный, региональный и местный.

     Рациональность  означает разумную обоснованность с  точки зрения целесообразности налоговой  системы для данного государства. В настоящее время налоговая система, с точки зрения структуры (элементов системы), представлена на рисунке 4 (приложение В).

     Приведенное количество министерств и ведомств, не подчиненных друг другу, но занимающихся одной сферой (налоговой), не делает налоговую систему рациональной, централизованной, с единым органом  управления и минимальным количеством руководящих работников, что существенно влияет на эффективность собираемости налогов.

     Требование  рациональности системы является одним  из составляющих, которое позволяет  оптимизировать структуру системы, минимизировать расходы на ее содержание и оснащение средствами автоматизации процессов сбора, учета, обработки и хранения налоговой информации.

     Критериями  требования рациональности системы  могут выступать:

     1. Количество налогоплательщиков  или общее количество граждан  государства, приходящихся на одного служащего.

     2. Общее количество налоговых служащих, необходимых для охвата контролем  всех налогоплательщиков.

     В рациональной системе с единым централизованным управлением действует единая законодательная  и нормативная база с минимальным  или оптимально-необходимым количеством достаточно четких, понятных и доступных для понимания и расчетов нормативных документов, регулирующих налоговые отношения и не дублирующих Налоговый и Таможенный кодексы, а лишь разъясняющих их отдельные положения.

     Засилье в системе налогообложения министерств и ведомств, не подчиненных друг другу, порождает огромное количество издаваемых документов, приводящих к непониманию налогового законодательства и неверному исчислению налогов.

     Налоговая система должна носить стабильный характер на протяжении определенного периода времени. Стабильность подразумевает, что в налоговое законодательство не должны вводиться новые налоги (сборы), вноситься изменения и дополнения, в том числе в налоговую базу и налоговые ставки, особенно в сторону их увеличения, что приводит к ухудшению положения налогоплательщиков и усугубляет противоречие между властью и гражданами. Период стабильности должен по продолжительности сохраняться минимально хотя бы в течение одного срока работы законодательного собрания государства (территориального образования).

     Требование  стабильности подразумевает, что в  налоговой системе должно быть определено и закреплено определенное количество и структура налогов на определенное время, что исключит внесение поправок, изменений и дополнений на определенный в законе период времени. Нестабильность налогового законодательства не только усугубляет противоречие между властью и субъектами налога, но порождает механизм сокрытия доходов, ухода от уплаты налогов, что делает налоговую систему малоэффективной.

     Налоговое законодательство должно предусматривать  минимально возможное количество платежей (налогов, сборов, пошлин). Требование означает, что количество платежей должно быть сведено до минимума и предусматривать  снижение налогового бремени или замену всех видов налогов единым налогом на доход, что будет означать упрощение системы налогообложения, сделает систему понятной, доступной, простой в расчетах, прозрачной, контролируемой и эффективной по собираемости налогов, упрощенной по организационной структуре.

     Однако  уменьшение числа налогов или  введение единого налога не во всех случаях приведет к улучшению  материального положения субъектов  налога, а наоборот, может ухудшить их положение. Все зависит от вводимых налоговых ставок. Вместе с тем требование предусматривает упрощение исчисления налогов, повышение контроля за уплатой налогов, оптимизацию построения рациональной и эффективной по собираемости налогов системы.

     В частности, несмотря на принятие нового Налогового кодекса, согласно которому уменьшено число налогов на экономическом пространстве России до 28 видов (16 федеральных, 7 региональных и 5 местных), по своей сути налоговая система осталась грабительской по отношению к субъекту налога, сложной для понимания и малоэффективной, нерациональной и неэкономичной. Система осталась многоуровневой как по законодательной базе, так и по исчислению платежей: трехуровневой по законодательной базе и трехуровневой по уплате платежей.

     Налоговая система должна носить справедливый распределительный характер налогового бремени по отношению ко всем субъектам налога. требование означает, что все налогоплательщики должны иметь одинаковые права и исполнять одинаковые обязанности на всем экономическом пространстве государства. С этой точки зрения в налоговом законодательстве не должно быть льготных режимов для отдельных граждан, групп лиц или территорий. Требование означает, что в государстве не должно быть оффшорных, свободных или иных зон, обладающих льготным налогообложением.

     Налоговая система должна быть социально справедливой, сглаживать несправедливое распределение богатств (доходов) и своевременно способствовать росту капиталов.

     Требование  означает, что распределение налогового бремени между субъектами налога должно учитывать уровень доходности каждого из них и строиться с учетом принципов:

      каждый субъект налога должен отдавать часть своего дохода государству для выполнения последним своих функций перед обществом, т.е. исполнять свои обязанности перед государством в соответствии с Конституцией;

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран