Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующей налоговой системы зарубежных стран и сравнение их с налоговой системой РФ. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике. Чтобы раскрыть понятие налоговой системы нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………………….7


1.1 Понятие, сущность и функции налогов………………………………………...........7

1.2 Принципы налогообложения. Классификация налогов……………………...……12

1.3 Понятие и структура налоговой системы…………………………………….……18


2 Характеристика налоговых систем развитых стран……………23


2.1 Налоговая система США……………………………………………………………23

2.2 Налоговая система Франции……………………………………………………..…27

2.3 Налоговая система Германии………………………………………………….……31


3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН…………………………………………………………………35


3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем………………………...…35

3.2 Цели и задачи налоговых реформ………………………………………………..…40

3.3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран…..43


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…52


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…55


ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….…

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

      субъект налога должен отдавать только часть своего дохода из той его части, которая превышает семейный прожиточный минимум или «порог» устойчивого развития предприятия;

      более богатый субъект налога должен нести большее бремя налогов, т.е. более богатый должен отдавать государству и большую часть своего дохода в сравнении с малоимущим.

     Налоговая система должна быть экономичной  по своему организационно-структурному построению и эффективной по собираемости налогов в соответствующий бюджет территориального образования: федеральный, региональный, местный.

     Если  нет компромиссного решения в  вопросах построения экономичной по организационно-структурному принципу системы и ее эффективности, то в  любом случае она должна удовлетворять  принципу оптимальности или экономической целесообразности как для государства, так и для субъекта налога, в том числе с точки зрения эффективности управления системой в целом.

     На  экономичность, оптимальность и  эффективность налоговой системы  значительно влияют издержки (расходы) на содержание элементов системы, которые должны быть сведены до минимума или оптимизированы, но не за счет минимизации заработной платы служащим налоговой сферы, а за счет оптимизации организационной структуры самой налоговой системы (сокращения налоговых органов, сведения их к единому налоговому органу с минимально необходимым количеством налоговых служащих, в том числе руководящих работников, автоматизации процессов сбора, обработки, хранения налоговой формации и контроля за собираемостью налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ СТРАН

2.1 Налоговая  система США 

     Состав  и структура налоговой системы  США определяется масштабами использования  всех видов налогообложения. В системе  налогообложения используются  основные виды налогов во всем уровне власти: верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; среднего, где собираются налоги, сборы, вводимые законами штатов и поступающие в бюджеты штатов; нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты. Законодательные органы штатов могут вводить налоги, не противоречащие федеральному законодательству, в органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законами штатов. Структура и виды налогов представлены в таблице 1 (приложение Г).

     Федеральный подоходный налог с населения  взимается с физических лиц, индивидуальных предпринимателей, предприятий и  партнерства, не имеющих юридического лица. Условно подсчет доходов  каждым налогоплательщиком выполняется в три этапа.

     1. Подсчитывается валовой доход:  заработная плата, виды жалованья,  пенсии, алименты, доходы по ценным  бумагам, вознаграждения, бонусы, рента,  роялти, призы, награды, фермерский доход, социальные пособия, стипендии, доходы от недвижимости и другие.

     2. Определяется скорректированный  валовой доход: из валового  дохода вычитаются разрешенные  виды льгот (торговые или производственные  затраты, убытки от продажи  ценных бумаг, затраты с получением  ренты или роялти, пенсионные  взносы, алименты, авансовые взносы и другие).

     3. Налогооблагаемый доход получается  в результате исключения из  скорректированного валового дохода  классифицированных или стандартных  вычетов: необлагаемого минимума, стандартной скидки, дополнительной  скидки на престарелых и инвалидов, расходов к переезду к новому месту жительства, убытков в результате стихийных бедствий, расходов на медицинские цели, повышение квалификации, благотворительные цели и др. указанные вычеты могут производиться в размере не более 50% скорректированного валового дохода, а оставшиеся 50% могут быть вычтены из доходов в течение 5 лет.

     В зависимости от уровня полученного  налогооблагаемого дохода применяются  ставки налога от 15% до 30%. Подоходный налог  взимается во время получения  заработной платы.

     Налог на прибыль корпораций взимается из чистой прибыли, т.е. с валового дохода за исключением разрешенных льгот. Законодательством установлены ставки в интервале от 15% до 35% в зависимости от суммы прибыли.

     Расчет  налогооблагаемого дохода осуществляется в несколько этапов.

     1. Определяется валовой доход, т.е.  суммируется выручка от реализации  товаров и услуг с вычетов  издержек, рентные платежи, роялти, доход от прироста капитала  и др.

     2. Из валового дохода вычитаются  зарплата, расходы на ремонт, безнадежные  долги, рентные платежи, уплаченные налоги, проценты за кредит, амортизация, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, благотворительные взносы и др.

     3. Из валового дохода вычитаются  также операционные убытки, организационные  расходы, расходы на НИОКР,  капитальный ремонт и реставрацию зданий, авансовые налоговые платежи.

     Ставки  налога на прибыль устанавливаются  в размере 15, 25 и 35% в зависимости  от суммы налогооблагаемой прибыли.

     Взносы  на социальное страхование взимаются  у предпринимателей и лиц, застрахованных по одинаковым ставкам: 6,2% в виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45% на бесплатную медицинскую помощь. Общая комбинационная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3%. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8% от фонда заработной платы.

     Акцизы  взимаются с наиболее ходовых  товаров: табачных изделий, спиртных напитков, отдельных видов товаров и  продуктов. Ставки акцизов устанавливаются  в процентах к цене товаров  в натуральных денежных единицах по отношению к определенному количеству, весу, объему товаров и стоимости.

     Налоги  с наследства и дарения платят физические лица по ставке от 18% до 55% в  зависимости от стоимости имущества.

     Таможенные  пошлины устанавливаются на экспорт  и импорт товаров (работ, услуг). Таможенные пошлины взимаются с юридических и физических лиц при перемещении ими товаров через таможенную границу. Таможенные пошлины регулируются законодательством и постановлениями правительства.

     Налог с продаж (штата) уплачивают потребители при покупке товаров. Величина налоговых ставок в разных штатах различная. Максимальная ставка составляет 8%, средняя по штатам – 4-5%. Данным видом налога облагается большинство потребительских товаров, в том числе медицинские товары.

     Согласно законодательству общим налогом с продаж облагается как валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, так и оборот оказываемых населению услуг.

     Подоходный  налог с населения (штата) взимается  почти во всех штатах. Ставка налога в штатах ниже ставок федерального подоходного налога. минимальная ставка равна 2%, максимальная – 10%. При этом во всех штатах на каждого плательщика налога предоставляется необходимый минимум. В каждом штате, кроме того, могут быть различные льготы и объекты обложения данным налогом. Уплаченная сумма подоходного налога в бюджет штата вычисляется при определении обязательств по выплате федерального подоходного налога.

     Налог на прибыль корпораций (штата) взимается  почти во всех штатах. Сумма налога на прибыль, уплаченная в штате, подлежит вычету из суммы налога на прибыль, уплачиваемой по федеральному налогу.

     Налог на имущество уплачивают юридические  и физические лица. Ставки налога в  штатах различны. Минимальный размер ставки составляет 0,5%, максимальный – 5%.

     Налог с наследства (штата) взимается с имущества, передаваемого наследникам. Ставки налога дифференцированы в зависимости от степени родства и размера наследства. В некоторых штатах данный вид налога не уплачивается, если наследство передается супругу (супруге).

     Акцизы (штата) собираются штатами за продажу  спиртных напитков, бензина, дизельного топлива, природного газа, продуктов  питания и других товаров и  услуг. Размер ставок в штатах колеблется от 3 до 5%.

     Лицензионные  сборы (штата) уплачивают юридические  лица за право заниматься определенными видами деятельности.

     Налог на капитал (штата) уплачивается юридическими и физическим лицами по ставке 0,75% от суммы дохода.

     Обязательные  отчисления на выплату пособий по безработице выплачивают работодатели штатов, ставки которых варьируются в пределах от 2,7 до 7,5% заработной платы.

     Поимущественный налог (местный) взимается один раз  в год в целом или по частям. Налог взимается с физических и юридических лиц, владеющих  собственностью, которая четко квалифицирована  законодательством.

     Налог взимается с недвижимости (земли, недвижимых объектов) и личной собственности (машин, оборудования, драгоценностей, облигаций , денежных средств). Базой  для определения поимущественного налога является оценочная стоимость  собственности. Средний уровень налоговой ставки по штатам составляет около 2%.

     Налог с продаж (местный) является дополнением  к штатному налогу продаж. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены. Кроме того, местные органы вправе вводить собственные налоги с различных видов продаж при условии разрешения законодательством штата. Ставки местных налогов в этом случае ниже ставок налогов штата и не превышают 2%.

     Текущие платежи (местные) взимаются с юридических и физических лиц за определенные товары и услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, например, услуги по водоснабжению, канализации, сбору мусора и т.д.

2.2 Налоговая  система Франции 

     Систему налогообложения Франции условно можно разделить на три крупных блока: косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление; налоги на прибыль или доход; налоги на собственность.

     К косвенным налогам относятся  НДС, акцизы, внутренний налог на нефтепродукты, таможенные пошлины, которые дают около 60% налоговых доходов общего бюджета.

     Важную  роль в системе поступлений играют и прямые налоги, которые дают около 40% доходов общего бюджета. Среди  прямых налогов значительную роль играют подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль акционерных компаний.

     Отличительными  особенностями налоговой системы  Франции являются:

     - низкий уровень прямого налогообложения;

     - высокий уровень косвенного обложения;

     - высокая доля взносов в фонды  социального назначения;

     - высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в общем объеме обязательных отчислений;

     - наращивание доли налоговых поступлений  в бюджеты местных органов  власти (регионов, департаментов, коммун).

     Центральные налоги, местные налоги и сборы представлены в таблице 2 (приложение Д).

     Налог на добавленную стоимость изымается  в центральный бюджет, из которого часть средств передается в местные  бюджеты. Налог применяется ко всем сделкам производственного и  торгового характера. Обложению  налогом подлежат все деловые операции , осуществляемые как коммерческими организациями, так и частными лицами. Базой обложения налогом является цена, которую покупатель должен уплатить поставщику товара. Эта цена включает все расходы, затраченные промышленником или торговцем, а также прибыль. При этом исключаются расходы, которые уже были обложены НДС, и сумма самого налога. Скидки подлежат вычету и не облагаются налогом.

     При продажах товаров лицами, занимающимися  перепродажей, или произведений искусства  налогом облагается разница между покупной и продажной ценой в размере 30%.

     Сырье и полуфабрикаты, изготовленные  для собственных нужд предприятия, и услуги, оказываемые в пределах предприятия, облагаются налогом по ставкам, предусмотренным в законе.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран