Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить её основные противоречия и пути её реформирования. Также здесь приведены мнения некоторых российских ученых экономистов относительно решения этих проблем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем в странах с развитой рыночной экономикой.

Содержание

Введение ...................................................................................................................2

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики России ................................................................................................4

1.1. Сущность налога ..............................................................................................4

1.2. Функции налогов ..............................................................................................6

II. Налоговая система России ................................................................................8

2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике

России ......................................................................................................................8

2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.....11

Основные налоги собираемые на территории Российской Федерации ....20 а) Подоходный налог с физических лиц .............................................................21 б) Налог на прибыль предприятий и организаций ............................................24
в) Налог на добавленную стоимость ...................................................................27

г) Акцизы ...............................................................................................................28

III. Противоречия действующей налоговой системы России ..........................30

3.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы .............31

3.2. Противоречия основных налогов собираемых в Российской

Федерации ..............................................................................................................36

3.3. Нестабильность налоговой системы России ..............................................37

IV. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации..........41

4.1. Пути реформирования правовой базы налоговой системы ......................41

4.2. Предложения российских экономистов .......................................................47

4.3. Роль мирового опыта в организации налоговой системы России ...........53

Заключение …........................................................................................................57

Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

      Большую опасность стали представлять и  налоги, “экспортируемые” одним регионом в другие. Например, Тува ввела собственные акцизы на отдельные виды продовольствия и минерального сырья. Поскольку эти акцизы включаются в цену продукции, а продукция реализуется  за пределами республики, налог фактически взимается с “чужих” налогоплательщиков,  а поступает в собственный бюджет. Подобные примеры можно продолжить. Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, число лоскутов в котором стремительно увеличивается. Это  не  только не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику.

      Представляется  важным  сопоставить налоговую  систему России с налогами, действующими в разных зарубежных странах, ибо  переход к рыночной  экономике  немыслим без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим, что имелось в СССР.

      По  оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра выше. Это в свою очередь создает огромные трудности в пополнении бюджета.

      Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются  без достаточного экономического анализа  их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т. д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на  это, но и на ликвидацию  условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном  же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

      Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые ( и подчас совсем не рыночные ) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога.

      Как видим нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      IV. Пути реформирования налоговой системы 

          Ключевым звеном формирования  рыночной экономики, достижения  экономического роста, обеспечения  цивилизованного уровня жизни  российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительной отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями. Для того чтобы налоги в полной мере соответствовали предъявленным требованиям, необходима выработка долгосрочной концепции развития и совершенствования налоговой системы России, в которой были бы чётко сформулированы цели и задачи её развития, обоснована налоговая политика. Одним из первых шагов создания такой концепции является обсуждаемый Налоговый кодекс РФ, внесённый Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу 30 апреля 1997 года.   

      4.1. Пути реформирования  правовой базы  налоговой системы   

      На  стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о “корректировке” курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при “совместимости” налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы. К настоящему моменту всё же возобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой системы сформирован и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании налоговых отношений.

          Шестилетний опыт функционирования  налоговой системы позволяет сделать вывод о том, что только законодательная форма даёт оптимальную возможность обеспечить правомочия участников налоговых отношений, эффективно воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придать этим отношениям необходимую стабильность и определённость. Анализ положений о налогах, содержащихся в Конституции РФ, также даёт основания утверждать, что именно на законодательном уровне должны решаться вопросы налогообложения.

      Основными элементами налоговой политики, реализованные в предложенном Правительством РФ Налоговом кодексе, являются следующие.

          Предусматривается установление  предельных ставок региональных  и местных налогов, сокращение  их числа и упрощение правил  определения размеров налоговых платежей, кодификация правил взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов, выравнивание условий налогообложения за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот, определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость, применение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные товары.

          Фискальное стимулирование предполагается  усилить за счёт дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей в зависимости от горно-геологических условий, поэтапного замещения акцизов рентными платежами, снижения налоговой нагрузки на предприятия за счёт её увеличения для физических лиц. Предполагается и поэтапное снижение ставки налога на прибыль вкупе с отменой большинства льгот.

          В сфере малого предпринимательства  реализация идеи агрегированного налогообложения уже начата и эта линия получит продолжение.

          Одной из ключевых по-прежнему  остаётся проблема собираемости  налогов. Технологически её решение  предлагается подкрепить рядом  мер. Среди них - переход к начислению налогов по отгрузке, поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя средств на плательщика, введение реального механизма контроля за доходами физических лиц, соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения им единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная регламентация использования различных видов банковских счетов.

          Намечается ввести режим, при  котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.

          Важным фактором повышения собираемости  налогов должно стать урегулирование  проблемы просроченной задолженности  путём её реструктуризации.

      На  базе налоговой политики, увязанной  с политикой цен и политикой доходов, необходима разработка концепции развития и совершенствования налоговой системы РФ на длительную перспективу. Одним из начальных шагов в формировании концепции является доработка и принятие Налогового кодекса РФ.

          Принятие Налогового кодекса РФ позволит в определённой мере решить отдельные проблемы, накопившиеся в налоговой системе. Прежде всего, его принятие позволит законодательно закрепить общепринятые налоговые термины и положения, будет способствовать их однозначному толкованию, улучшит взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов.

          Несмотря на критику, он соответствует  основным требованиям, предъявляемым  к налоговым кодексам стран  с рыночной экономикой. При этом  в нём, в основном, сохранена  преемственность с уже действующей в стране налоговой системой. Высказанные выше критические замечания в её адрес совсем не означают, что она негодна в принципе и её нужно “разрушить до основания”. Нет, механизм нужно попросту отладить и заставить работать. Хотя не секрет, были предложения коренным образом изменить её, отказавшись, к примеру, от налога на прибыль, а основной крен сделать в сторону налогов на потребление, на недвижимость и т. д. Но практика показывает, что наша действующая, хотя и несовершенная, налоговая система в принципе соответствует налоговым системам стран Западной Европы, США, Японии. А поскольку Россия всерьёз намерена участвовать в международном разделении труда, то такая корреляция вполне уместна. Кроме того, наши счётные работники, бухгалтеры, налоговые органы привыкли и более-менее научились работать с действующими налогами. Это тоже немаловажно.

          К несомненным достоинствам Кодекса  относится то, что в нём значительно снижено общее количество налогов. При этом ряд “родственных” налогов, к примеру, таких, как отчисления в фонды обязательного медицинского страхования, социального страхования, в фонд занятости, теперь объединяются в единый социальный налог, который государство затем будет “расщеплять” и направлять денежные средства в соответствующие сферы. Укрупняются налоги, имеющие сходную базу. Для бухгалтеров, счётных работников предприятий всё это - несомненное облегчение, позволяющее высвободить время для аналитической деятельности.

          Ряд налогов постепенно будет  отменяться. Это, к примеру, платежи  за пользование автодорогами, на содержание жилищного фонда, объектов соцкультбыта, милиции, сборы на нужды образования и т. д.

          Сделана попытка несколько ослабить  общее налоговое бремя, уменьшив  его с нынешних 35% до 32% к ВВП.  Снижение, конечно, не очень значительное, но сделать его большим пока не очень реально, поскольку экономическая ситуация в стране сложнейшая, спад производства пока не преодолён, до 40% налогоплательщиков в России по разным причинам вообще не платят налогов.

          Кодекс предусматривает изменения самой методологии исчисления налоговых платежей. Это коснётся, в частности, такого ключевого налога, как налог на прибыль. Налоговая база будет определяться как разница между выручкой и затратами, связанными с извлечением прибыли. При этом предприятиям даётся значительно больше прав списывать в расходы свои материальные издержки, связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно, позволит значительно стимулировать обновление основных фондов. Не секрет, что порядка 50-60% оборудования на отечественных предприятиях ( а в ряде отраслей и того больше ) безнадёжно устарело и его надо немедленно менять.

          К сожалению, ставка налога  на прибыль пока остаётся достаточно  высокой - 35%. Однако предполагается  установить определённые льготы  по этому налогу, в частности, для стимулирования малого бизнеса.

          Вместе с тем необходимо обратить  внимание на отдельные нововведения, предложенные в проекте налогового кодекса РФ, которые могут оказать серьёзное негативное влияние на уровень цен и, соответственно, уровень жизни населения.

          Предполагается повысить ставку  НДС с 20 до 22%, на продовольственные и детские товары - с 10 до 22%. Отменяются льготы на строительство жилых домов, а также на различные услуги. Регионам даётся право вводить налог с продаж в размере до 5%, а по предметам роскоши - до 10%. Возрастёт с 2 до 2,5% налог на имущество предприятий.

          Все эти “нововведения” станут  мощным генератором роста цен  и могут существенно усилить  социальную напряжённость в обществе. Думается, что столь непродуманный  подход к завышению ставок налогов связан с игнорированием взаимосвязи налогов и цен.

        Рассматривая вопросы совершенствования  налоговой системы, следует обратить внимание на необходимость поиска механизма повышения собираемости налогов. Необходимо упорядочить процедуру регистрации юридических лиц, увязать её с регистрацией в налоговом органе, разрешить её по почтовому адресу производства или местоположения основного офиса.

Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации