Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить её основные противоречия и пути её реформирования. Также здесь приведены мнения некоторых российских ученых экономистов относительно решения этих проблем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем в странах с развитой рыночной экономикой.

Содержание

Введение ...................................................................................................................2

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики России ................................................................................................4

1.1. Сущность налога ..............................................................................................4

1.2. Функции налогов ..............................................................................................6

II. Налоговая система России ................................................................................8

2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике

России ......................................................................................................................8

2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.....11

Основные налоги собираемые на территории Российской Федерации ....20 а) Подоходный налог с физических лиц .............................................................21 б) Налог на прибыль предприятий и организаций ............................................24
в) Налог на добавленную стоимость ...................................................................27

г) Акцизы ...............................................................................................................28

III. Противоречия действующей налоговой системы России ..........................30

3.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы .............31

3.2. Противоречия основных налогов собираемых в Российской

Федерации ..............................................................................................................36

3.3. Нестабильность налоговой системы России ..............................................37

IV. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации..........41

4.1. Пути реформирования правовой базы налоговой системы ......................41

4.2. Предложения российских экономистов .......................................................47

4.3. Роль мирового опыта в организации налоговой системы России ...........53

Заключение …........................................................................................................57

Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

        с) сбор за выигрыш в бегах.  Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

        т) сбор с лиц, участвующих  в игре на тотализаторе на  ипподроме. Сбор вносится в  виде процентной надбавки к  плате, установленной за участие  в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;

        у) сбор со сделок, совершаемых  на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными  актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;

        ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносят коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от местных органов    государственного управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами государственной власти;

        х) сбор за уборку территорий  населённых пунктов. Сбор вносят  юридические и физические лица, в размере, установленном органами  государственной власти;

        ц) сбор за открытие игорного  бизнеса. Плательщиками сбора  являются юридические и физические лица  - собственники указанных средств и оборудования

           независимо от места их установок.  Ставки сборов и порядок его  взимания устанавливается местными  органами власти;

        ч) налог на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента объёма реализации продукции  ( работ, услуг ), произведённой юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории. 

         Налоги, указанные в пунктах "а" - "в" устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решением органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно -территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.

         Налоги, указанные в пунктах "г"  и "д" могут вводится гор.  органами власти, на территории  которых находится курортная  местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты, бюджеты краёв и областей, на территории которых находится курортная местность.

         Налоги и сборы, предусмотренные  пунктами "з" - "х" могут  устанавливаться решениями районных и городских органов власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты, бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских органов власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов.

         Расходы предприятий и организаций  по уплате налогов и сборов, указанных в пунктах "ж", “з”, “о”, "ф", "х" и “ч” относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога на себестоимость продукции ( работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счёт части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).

         По объекту налогообложения существующие  налоговые платежи и сборы  можно разделить на:

  • налоги с доходов ( выручки, прибыли, заработной платы );
  • налоги с имущества ( предприятий и граждан );
  • налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности ( налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы ).

         По механизму формирования налоги  подразделяются на прямые и  косвенные.

         Прямые налоги - налоги на доходы  и имущество:  подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);  на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического  лица.

      Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость;  акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или  услуги);  на  наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.    Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги.

      Прямые  налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

      Косвенные налоги  переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами.  Чем  менее  эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее  эластично предложение,  тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя,  а большая уплачивается за  счет  прибыли.  В долгосрочном плане эластичность предложения растет,  и на потребителя  перекладывается  все большая часть косвенных налогов.

      В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при  высокой  эластичности  предложения - к  сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. 

  
  1. Основные  налоги собираемые на территории России

      Несмотря  на довольно большое количество налогов  и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

      Для налоговой системы Российской Федерации  характерна множественность налогов. Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводить свои налоги. И это в ситуации, когда главную роль в пополнении бюджета играют всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета, серьёзно усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительные силы налоговых инспекций и налоговой полиции.

        Напомним, что в 1996 г. в консолидированный  бюджет поступило 474,7 трлн. р., что  составляет 21% ВВП, в том числе:

  • в федеральный бюджет - 207 трлн. р. - 43,6%;
  • в бюджеты регионов - 267,7 трлн. р. - 56,4%.

          Основная доля поступлений в  федеральный бюджет обеспечена: НДС - 48,3%, акцизами - 23,3%, налогом на  прибыль - 19%, подоходным налогом с физических лиц - 2,7%, платежами за пользование природными ресурсами - 3,5%, прочими налогами и сборами - 3,2%.

          Распределение налогов по видам  по субъектам Федерации таково: НДС - 15,9%, акцизы - 3,1%; налог на  прибыль - 24,1%; подоходный налог  с физических лиц - 19,2%; платежи за пользование недрами и природными ресурсами - 5,1%; прочие - 32,6%. Рассмотрим эти налоги подробнее.

      а) Подоходный налог с физических лиц является одним из  основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.

      Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется  законом  Российской  Федерации от 7 декабря 1991 года “О подоходном налоге с физических лиц” .

      Плательщиками подоходного налога являются физические  лица, как имеющие, так и не имеющие  постоянного местожительства в Российской  Федерации,  включая  иностранных граждан, так и лиц без гражданства.

      Объектом  налогообложения физических лиц  является совокупный доход, полученный в календарном году.

      При налогообложении учитывается совокупный доход,  полученный  как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы в натуральной форме  пересчитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по  официальному курсу.

      Если  физическое лицо получило доход от предпринимательской деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица, уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответствующего налога.

      Законом предусматривается довольно обширный перечень  доходов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообложению  государственные  пособия  по социальному страхованию и по социальному обеспечению ( кроме пособий по временной нетрудоспособности ), а также другие виды в денежной и натуральной  форме, оказываемой  физическим лицам из средств внебюджетных, благотворительных и экономических фондов, зарегистрированных в  установленном  порядке.  Не  подлежат  налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным  законодательством Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также доходы  в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков,  полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде  вещей  или  услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты  труда.

      Предусматривается  уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий лиц.

      Совокупный  доход , полученный физическими лицами в  налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание  детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с  учетом возраста.  Важно  отметить, что указанное уменьшение облагаемого налогом дохода производится супругам, опекуну или попечителю, на содержании которых находится ребенок (иждивенец).

      Не  облагаются налогом суммы, полученные физическими  лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.

      Определение совокупного  годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

      Сравним ставку подоходного налога в нашей  стране и в экономически развитых странах. Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в экономически развитых странах в 1993 году (%): 

        Канада 29
        США 31
        Великобритания 40
        Австралия 47
        Япония 50
        Италия 51
        Германия 53
        Франция 57
        Швеция 72
 

      В России высшая ставка этого налога составляла, впрочем как и сейчас, 40%.

      Из  приведенных данных видно,  что в большем количестве стран высшая ставка этого налога выше, чем у нас, но в этих странах налоговый пресс производителей ( различных фирм, предприятий и т.д. ) намного меньше, чем в нашей стране. Поэтому в России не выгодно регистрировать своё дело и производить что-либо.       

      В последние  два десятилетия заметна  тенденция понижения ставок подоходного  налога.  Многие российские экономисты полагают, что для  “справедливой”  налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.

          б) Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с  иностранными  инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации