Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и порядка производства по делам о налоговых правонарушениях.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и раскрыть суть производства по делам о налоговых правонарушениях;
- определить стадии производства по делам о налоговых правонарушениях;
- рассмотреть права, обязанности и порядок действий налоговых органо
ВВЕДЕНИЕ…………….…………..…………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность, понятие, задачи и участники производства по делам о налоговых правонарушениях…………………………………………………….5
1.1. Производство по делам о налоговых правонарушениях: сущность и понятие……………………………………………………………………………..5
1.2. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях……….….7
1.3. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях………9
1.3.1. Налоговые органы…………………………………………………………. 9
1.3.2. Налогоплательщики……………………………………………………….. 11
1.3.3. Эксперт……………………………………………………………………. 12
1.3.4. Специалист………………………………………………………………… 14
1.3.5. Переводчик……..…………………………………………………………. 15
1.3.6. Свидетель……….……………………………………………………….… 16
1.3.7. Понятые………….……………………………………………………….… 17
Глава 2. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях……19
2.1. Возбуждение дела о налоговом правонарушении…………………………. 19
2.2. Рассмотрение дела о налоговом правонарушении………………………… 30
2.3. Обеспечение исполнения решения…………………….…………………… 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………38
Список используемых источников и литературы…………
В отдельную группу целесообразно выделить составы, в которых субъектом правонарушения выступает банк. Такими являются правонарушения, указанные в гл.18 НК РФ:
-
нарушение банком порядка
-
нарушение срока исполнения
-
неисполнение банком решения
налогового органа о
-
неисполнение банком поручения
налогового органа о
-
непредставление банком в
Таблица 1.
Результаты разграничения порядков оформления и рассмотрения дел о конкретных налоговых правонарушениях с учетом особенностей и обстоятельств их выявления
Налоговые правонарушения согласно НК РФ | Порядок рассмотрения
дел о налоговых |
Статьи 119, 120, 122, 123 НК РФ |
Статьи 100 и 101 НК РФ |
Статьи 116, 117, 118, 125, пункт 1 статьи 126, статья 129.2. НК РФ |
Статья 100, 101 или 101.4. НК РФ |
Пункт 2 статьи 126, статьи 128, 129, 129.1., 132, 133, 134, 135, 135.1. НК РФ |
Статья 101.4. НК РФ |
Лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, необходимо сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Так сказано в п.2 ст.101 НК РФ. Порядок извещения данного лица аналогичен правилам направления ему акта налоговой проверки21.
Налогоплательщик или его представитель вправе в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта проверки представить в налоговый орган письменные возражения по данному акту, а также документы либо их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений (п.6 ст.100 НК РФ).
Законодательство
о налогах и сборах не предусматривает
возможности произвольно
- налоговый орган располагает документированной информацией о согласии налогоплательщика с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих;
- до истечения указанного срока уже представлены письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям, а также подтверждающие документы (их заверенные копии).
Налоговый орган обязан ждать до окончания пятнадцатидневного срока, установленного для представления письменных возражений по акту налоговой проверки. В решении приводится фактическое основание такого продления. В отличие от оснований продления срока выездной налоговой проверки причиной продления срока рассмотрения материалов проверки может служить любое мотивированное основание.
В противном случае, если представленные в крайний срок доводы налогоплательщика и документы не будут проанализированы налоговым органом и не найдут отражения в итоговом решении, налицо несоблюдение процедуры рассмотрения материалов проверки. Оно может быть квалифицировано как нарушение существенных условий, предусмотренных в п.4 ст.101 НК РФ.
Важный момент: максимальный срок, отведенный законодателем для процедуры рассмотрения материалов проверки, - десять дней плюс дополнительный месяц. Исчисляться он должен именно в такой последовательности.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен (п.3 ст.101 НК РФ):
-
объявить, кто рассматривает дело
и материалы какой налоговой
проверки подлежат
-
установить факт явки лиц,
-
проверить полномочия
- разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
- вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства (п.4 ст.101 НК РФ). Они оцениваются на предмет их допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в совокупности.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа при рассмотрении материалов налоговой проверки устанавливает (п.5 ст.101 НК РФ):
- совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
-
образуют ли выявленные
-
имеются ли основания для
Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Указанные решения согласно п.9 ст.101 НК РФ вступают в силу по истечении десяти рабочих дней со дня их вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение, либо его представителю.
Налогоплательщик обязан исполнить требование в течение десяти календарных дней со дня его получения, если иной срок не указан в самом требовании.
Акт, составленный в порядке ст.101.4. НК РФ, а также иные документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение, подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение десяти дней по истечении срока для представления налогоплательщиком письменных возражений (п.5 ст.101.4. НК РФ).
По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении.
На
основании вынесенного решения о привлечении
лица к ответственности за нарушение законодательства
о налогах и сборах этому лицу направляется
требование об уплате пеней и штрафа.
2.3. Обеспечение исполнения решения
В соответствии с п.10 ст.101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для этого руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе отменить обеспечительные меры и до указанного выше срока.
Обеспечительными мерами являются:
- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг), транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений, готовой продукции, сырья и материалов, иной продукции) без согласия налогового органа;
- приостановление операций по счетам в банке.
При предоставлении налогоплательщиком на сумму, подлежащую уплате в бюджетную систему РФ на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, банковской гарантии банка с инвестиционным рейтингом рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Министерством финансов РФ, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене обеспечительных мер.
Копия
решения о принятии обеспечительных мер
и копия решения об отмене обеспечительных
мер вручаются лицу, в отношении которого
вынесено указанное решение, либо его
представителю под расписку или передаются
иным способом, свидетельствующим о дате
получения налогоплательщиком соответствующего
решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видно, НК РФ содержит серьезные недостатки в том, что касается процессуально-правового регулирования производства по делам о налоговых правонарушениях. Следует констатировать, что законодатель не смог четко развести в НК РФ, как того требуют правила законодательной техники, два вида производств: производство по налоговому контролю и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В отличие от НК РФ, КоАП РФ подробно регламентирует производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, определяя поводы для возбуждения дела; моменты, с которых дело считается возбужденным; перечень и полномочия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; процессуальные документы и сроки. Важным достижением явилось введение института административного расследования (ст.28.7.). КоАП РФ достаточно чётко регламентирует порядок рассмотрения дела (гл.29).
Таким образом, КоАП РФ в значительной степени лишён тех недостатков, которые свойственны рассматриваемому производству в рамках НК РФ. В то же время, как отмечает Панова И. В.22 , критерий разграничения двух производств (в рамках НК РФ и КоАП РФ) весьма зыбок, что лишний раз позволяет поставить под сомнение позицию законодателя, сохранившего в НК РФ нормы, регулирующие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Исправление
выявленных недостатков правового
регулирования рассмотренного производства
возможно путем реализации провозглашенной
законодателем в п.1 ст.1.1. монополии
КоАП РФ на правовое регулирование института
административной ответственности. Для
этого необходимо перенести все материальные
нормы об ответственности за нарушение
законодательства о налогах и сборах из
НК РФ в КоАП РФ (причем возможно их выделение
в самостоятельную главу), а процессуальное
производство по делам о привлечении к
ответственности за указанные правонарушения
осуществлять в порядке, определяемом
КоАП РФ. НК РФ же должен четко регулировать
производство по налоговому контролю,
поскольку именно в ходе контрольных мероприятий
(в большинстве случаев) устанавливаются
факты, свидетельствующие о совершенных
правонарушениях.
Список
используемых источников
и литературы
Информация о работе Производство по делам о налоговых рпавонарушениях