Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Новый этап в развитии законодательства о налоговой ответственности наступил с принятием первой части НК РФ. Важным достоинством НК РФ явилась детальная регламентация процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. В главе 15 части первой НК РФ сформулировано понятие налогового правонарушения, перечислены лица, подлежащие налоговой ответственности, установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие налогового правонарушения...................................................................5
2. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения...........................................................................................................9
3. Вина лица как условие привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения.....................................................................................15
4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.....................................................................................26
5. Срок давности привлечения к ответственности и срок исковой давности взыскания штрафов...................................................................................................29
Заключение................................................................................................................36
Список использованной литературы.......................................................................38

Работа содержит 1 файл

налогове право_контрольная.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    В подпунктах 1 - 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, к которым  отсылает данная норма п. 1 ст. 115 НК РФ, предусмотрены случаи взыскания налога в судебном порядке:

    с организации, которой открыт лицевой  счет;

    в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с  гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

    с организации или индивидуального  предпринимателя, если их обязанность  по уплате налога основана на изменении  налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

    Необходимо  отметить, что п. 1 ст. 115 НК РФ полностью  изложен в новой редакции в  соответствии с Законом 2006 г. N 137-ФЗ (кстати, в прежней редакции вместо понятия "исковая давность взыскания штрафов" было использовано понятие "давность взыскания санкции"), преподнесшим ряд неприятных сюрпризов.

    Прежде  всего, в действовавшей редакции п. 1 ст. 115 НК РФ устанавливалось, что течение срока давности взыскания санкции начинается со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Действующая же редакция данной нормы, как и норм п. 3 ст. 46 и п. 2 ст. 48 НК РФ, к которым она отсылает (ст. 47 НК РФ не содержит данных норм), в качестве дня начала срока исковой давности взыскания штрафов определяет день истечения срока исполнения требования об уплате штрафа (соответственно утратили практическую значимость разъяснения, данные в п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 в отношении исчисления срока давности взыскания санкции).

    Как отмечал КС РФ в упоминавшемся  Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П, срок давности обращения в суд о  взыскании налоговой санкции  является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что целиком весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности (включая все его стадии, в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой санкции) должен быть завершен в срок, не превышающий срок давности, указанный в ст. 113 НК РФ; срок взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности. Однако законодатель пошел еще дальше: теперь срок исковой давности взыскания штрафов начинает исчисляться не по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности (т.е. с вынесением решения о привлечении к ответственности), а еще позднее - когда истечет срок исполнения требования об уплате штрафа. Другим существенным ухудшением положения налогоплательщика является то, что срок давности взыскания санкции перестал быть пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению в случае его пропуска. Разъяснения в отношении того, что данный срок был пресекательным и что в случае его пропуска суд обязан был отказать в удовлетворении требований налогового органа, давались в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9. Президиум ВАС РФ при разрешении конкретного дела в Постановлении от 24 июля 2001 г. N 3246/0126 указывал, что срок давности взыскания санкции должен применяться судом независимо от того, заявлено о его пропуске ответчиком или нет (до налоговых органов указанное Постановление доводилось письмом МНС России от 22 октября 2001 г. N ШС-6-14/80327). Согласно же действующей редакции нормы п. 1 ст. 115 НК РФ, а также норм п. 3 ст. 46 и п. 2 ст. 48 НК РФ, к которым отсылает данная норма, пропущенный налоговым органом по уважительной причине срок подачи искового заявления о взыскании штрафов может быть восстановлен судом. Помимо прочего положения п. 1 ст. 115 НК РФ в действующей редакции содержат еще один отрицательный момент: они косвенно подтверждают полномочия налоговых органов на взыскание штрафов в бесспорном порядке, т.е. без наличия вступившего в законную силу решения суда (об утрате силы норм, предусматривавших такие полномочия, см. выше).

    В случае отказа в возбуждении или  прекращения уголовного дела, но при  наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела (п. 2 ст. 115 НК РФ).

    В пункте 38 Постановления Пленума  ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 при проверке соблюдения истцом срока давности взыскания налоговых санкций арбитражным судам предписано исходить из того, что специальные правила исчисления названного срока, установленные указанной нормой, применяются с учетом положений п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ:

    если  уполномоченным государственным органом в установленном порядке поставлен вопрос о привлечении налогоплательщика - физического лица к уголовной ответственности, налоговый орган вправе будет принимать меры к привлечению данного лица к ответственности, предусмотренной НК РФ, только в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела. С учетом этого обстоятельства для указанных ситуаций в п. 2 ст. 115 НК РФ установлены специальные правила исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков - физических лиц (п. 3);

    привлечение должностных лиц организаций-налогоплательщиков к уголовной или административной ответственности осуществляется наряду с привлечением самой организации  к налоговой ответственности. Следовательно, то обстоятельство, что в отношении должностного лица организации-налогоплательщика решался вопрос о привлечении к уголовной ответственности, не является основанием для применения специальных правил исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с организаций (п. 4).

    Заключение

    В условиях рыночной экономики проблема развития и совершенствования налогового регулирования вызывает интерес  у представителей как экономической, так и юридической науки.

    Налоговое регулирование направлено на исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога и регулирует отношения между частным и публичным субъектом, в его рамках реализуется компетенция публичного образования по взиманию денежных средств для использования в указанных бюджетом целях.

    В настоящее время актуальной задачей  является максимальное наполнение государственного бюджета доходами и обеспечение их сбалансированности с расходами. В рамках, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, приоритетных направлений совершенствования налоговой системы России предусмотрено, что использование эффективных приемов и методов налогового контроля, дальнейшее совершенствование всего механизма осуществления налогового контроля должно способствовать значительному росту налоговых поступлений в бюджет. Снижение налогового гнета должно сопровождаться усилением контроля за поступлением налогов и сборов.

    В условиях рыночной экономики налоги и сборы превращаются в мощный рычаг реализации экономической  политики государства, становятся не только главным источником его доходов, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов.

    Суть  налогового регулирования состоит  в том, что государство через  законодательство о налогах ограничивает право собственности налогоплательщика  на свободное распоряжение им своим имуществом, обеспечивая тем самым пополнение бюджетов; в то же время с позиций субъекта предпринимательской деятельности налоговое регулирование может быть рассмотрено как система перераспределения доходов.

    Налоговое регулирование включает регулирование элементов налогообложения и установление (а в случае необходимости и применение) мер ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена несколькими кодифицированными актами: кодексом об административных правонарушениях, уголовным кодексом и налоговым кодексом, что говорит о разграничении ответственности по характеру общественной опасности и соразмерности видов наказаний.

    Таким образом, государство, установив ответственность в сфере финансовой деятельности, обеспечивает рациональное и эффективное денежное обращение в Российской Федерации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
    
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. От 19.07.2011)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. От 19.07.2011)
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011)
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011)
  6. СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.
  7. СЗ РФ. 2001. N 34. Ст. 3512.
  8. СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 625.
  9. СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 995.
  10. СЗ РФ. 2005. N 45. Ст. 4585.
  11. СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197.
  12. СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 700.
  13. Вестник ВАС РФ. 2001. N 9.
  14. Вестник ВАС РФ. 2002. N 4.
  15. Вестник ВАС РФ. 2002. N 7.
  16. Вестник КС РФ. 2005. N 3.
  17. Вестник ВАС РФ. 2001. N 12.
  18. Нормативные акты для бухгалтера. 2004. N 19.
  19. Российская газета. N 280. 2006.
  20. Российская газета. N 159. 2005.
  21. Апель А.Л. Основы налогового права. Учебник, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003.
  22. Балакина А.П. и Зайцев В.А. Ответственность в сфере бюджетного права. - М., 2003.
  23. Винницкий Д.В. Категория «Финансовая деятельность государства» в науке российского финансового права. // Государство и право, 2003, № 7.
  24. Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Юстиницинформ, 2006.
  25. Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник. – М.: Юристь, 2006.
  26. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Финансовое право. – СПб: Питер, 2002.
  27. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006.
  28. Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006.

Информация о работе Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах