Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:59, контрольная работа
Новый этап в развитии законодательства о налоговой ответственности наступил с принятием первой части НК РФ. Важным достоинством НК РФ явилась детальная регламентация процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. В главе 15 части первой НК РФ сформулировано понятие налогового правонарушения, перечислены лица, подлежащие налоговой ответственности, установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие налогового правонарушения...................................................................5
2. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения...........................................................................................................9
3. Вина лица как условие привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения.....................................................................................15
4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.....................................................................................26
5. Срок давности привлечения к ответственности и срок исковой давности взыскания штрафов...................................................................................................29
Заключение................................................................................................................36
Список использованной литературы.......................................................................38
В подпунктах 1 - 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, к которым отсылает данная норма п. 1 ст. 115 НК РФ, предусмотрены случаи взыскания налога в судебном порядке:
с организации, которой открыт лицевой счет;
в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
с
организации или
Необходимо отметить, что п. 1 ст. 115 НК РФ полностью изложен в новой редакции в соответствии с Законом 2006 г. N 137-ФЗ (кстати, в прежней редакции вместо понятия "исковая давность взыскания штрафов" было использовано понятие "давность взыскания санкции"), преподнесшим ряд неприятных сюрпризов.
Прежде всего, в действовавшей редакции п. 1 ст. 115 НК РФ устанавливалось, что течение срока давности взыскания санкции начинается со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Действующая же редакция данной нормы, как и норм п. 3 ст. 46 и п. 2 ст. 48 НК РФ, к которым она отсылает (ст. 47 НК РФ не содержит данных норм), в качестве дня начала срока исковой давности взыскания штрафов определяет день истечения срока исполнения требования об уплате штрафа (соответственно утратили практическую значимость разъяснения, данные в п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 в отношении исчисления срока давности взыскания санкции).
Как отмечал КС РФ в упоминавшемся Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П, срок давности обращения в суд о взыскании налоговой санкции является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что целиком весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности (включая все его стадии, в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой санкции) должен быть завершен в срок, не превышающий срок давности, указанный в ст. 113 НК РФ; срок взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности. Однако законодатель пошел еще дальше: теперь срок исковой давности взыскания штрафов начинает исчисляться не по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности (т.е. с вынесением решения о привлечении к ответственности), а еще позднее - когда истечет срок исполнения требования об уплате штрафа. Другим существенным ухудшением положения налогоплательщика является то, что срок давности взыскания санкции перестал быть пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению в случае его пропуска. Разъяснения в отношении того, что данный срок был пресекательным и что в случае его пропуска суд обязан был отказать в удовлетворении требований налогового органа, давались в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9. Президиум ВАС РФ при разрешении конкретного дела в Постановлении от 24 июля 2001 г. N 3246/0126 указывал, что срок давности взыскания санкции должен применяться судом независимо от того, заявлено о его пропуске ответчиком или нет (до налоговых органов указанное Постановление доводилось письмом МНС России от 22 октября 2001 г. N ШС-6-14/80327). Согласно же действующей редакции нормы п. 1 ст. 115 НК РФ, а также норм п. 3 ст. 46 и п. 2 ст. 48 НК РФ, к которым отсылает данная норма, пропущенный налоговым органом по уважительной причине срок подачи искового заявления о взыскании штрафов может быть восстановлен судом. Помимо прочего положения п. 1 ст. 115 НК РФ в действующей редакции содержат еще один отрицательный момент: они косвенно подтверждают полномочия налоговых органов на взыскание штрафов в бесспорном порядке, т.е. без наличия вступившего в законную силу решения суда (об утрате силы норм, предусматривавших такие полномочия, см. выше).
В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела (п. 2 ст. 115 НК РФ).
В пункте 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 при проверке соблюдения истцом срока давности взыскания налоговых санкций арбитражным судам предписано исходить из того, что специальные правила исчисления названного срока, установленные указанной нормой, применяются с учетом положений п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ:
если уполномоченным государственным органом в установленном порядке поставлен вопрос о привлечении налогоплательщика - физического лица к уголовной ответственности, налоговый орган вправе будет принимать меры к привлечению данного лица к ответственности, предусмотренной НК РФ, только в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела. С учетом этого обстоятельства для указанных ситуаций в п. 2 ст. 115 НК РФ установлены специальные правила исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков - физических лиц (п. 3);
привлечение
должностных лиц организаций-
Заключение
В условиях рыночной экономики проблема развития и совершенствования налогового регулирования вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической науки.
Налоговое регулирование направлено на исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога и регулирует отношения между частным и публичным субъектом, в его рамках реализуется компетенция публичного образования по взиманию денежных средств для использования в указанных бюджетом целях.
В настоящее время актуальной задачей является максимальное наполнение государственного бюджета доходами и обеспечение их сбалансированности с расходами. В рамках, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, приоритетных направлений совершенствования налоговой системы России предусмотрено, что использование эффективных приемов и методов налогового контроля, дальнейшее совершенствование всего механизма осуществления налогового контроля должно способствовать значительному росту налоговых поступлений в бюджет. Снижение налогового гнета должно сопровождаться усилением контроля за поступлением налогов и сборов.
В условиях рыночной экономики налоги и сборы превращаются в мощный рычаг реализации экономической политики государства, становятся не только главным источником его доходов, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов.
Суть
налогового регулирования состоит
в том, что государство через
законодательство о налогах ограничивает
право собственности
Налоговое регулирование включает регулирование элементов налогообложения и установление (а в случае необходимости и применение) мер ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена несколькими кодифицированными актами: кодексом об административных правонарушениях, уголовным кодексом и налоговым кодексом, что говорит о разграничении ответственности по характеру общественной опасности и соразмерности видов наказаний.
Таким образом, государство, установив ответственность в сфере финансовой деятельности, обеспечивает рациональное и эффективное денежное обращение в Российской Федерации.
Список использованной литературы
Информация о работе Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах