Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Новый этап в развитии законодательства о налоговой ответственности наступил с принятием первой части НК РФ. Важным достоинством НК РФ явилась детальная регламентация процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. В главе 15 части первой НК РФ сформулировано понятие налогового правонарушения, перечислены лица, подлежащие налоговой ответственности, установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие налогового правонарушения...................................................................5
2. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения...........................................................................................................9
3. Вина лица как условие привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения.....................................................................................15
4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.....................................................................................26
5. Срок давности привлечения к ответственности и срок исковой давности взыскания штрафов...................................................................................................29
Заключение................................................................................................................36
Список использованной литературы.......................................................................38

Работа содержит 1 файл

налогове право_контрольная.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет заочного обучения

Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»

 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

      по дисциплине: «Налоговое право»

      на тему: «Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................3

    1. Понятие налогового правонарушения...................................................................5

2. Общие  условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения...........................................................................................................9

3. Вина  лица как условие привлечения  его к ответственности за совершение налогового правонарушения.....................................................................................15

4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения.....................................................................................26

5. Срок  давности привлечения к ответственности  и срок исковой давности взыскания  штрафов...................................................................................................29

Заключение................................................................................................................36

Список  использованной литературы.......................................................................38

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Новый этап в развитии законодательства о налоговой ответственности наступил с принятием первой части НК РФ. Важным достоинством НК РФ явилась детальная регламентация процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. В главе 15 части первой НК РФ сформулировано понятие налогового правонарушения, перечислены лица, подлежащие налоговой ответственности, установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. В главе 16 НК РФ установлены отдельные виды налоговых правонарушений и санкции за их совершение. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в НК РФ были внесены важные уточнения и дополнения, касающиеся порядка уплаты налогов филиалами и иными обособленными подразделениями организаций, пересмотрены нормы, регулирующие вопросы налогового контроля и санкций.

    Несмотря  на проделанную в период реформирования огромную законодательную работу, в  отдельном институте налогового права - институте налоговой ответственности - существует много нерешенных вопросов. В связи с введением в действие в 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ), содержащего гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг", особо остро обозначилась проблема разграничения налоговой ответственности и административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Ряд авторов не признают существование налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, указывая на то, что она обладает той же правовой природой, что и административная ответственность. Для решения проблемы относительно самостоятельности налоговой ответственности необходимо определить, достаточно ли отличительных черт у данного вида ответственности для выделения ее в отдельный вид. Спецификой обладает основание налоговой ответственности - налоговое правонарушение. Дефиниция налогового правонарушения содержится в ст. 106 НК РФ. Законодатель подчеркивает, что налоговое правонарушение не только нарушает законодательство о налогах и сборах, но и является деликтом, ответственность за который предусмотрена именно НК РФ.

    Самостоятельность налоговой ответственности следует также из анализа ст. 10 НК РФ, которая устанавливает различный порядок привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные НК РФ и КоАП РФ. Необходимо также учитывать связь между системой законодательства и системой права. Применительно к исследуемому вопросу это означает, что наличие в системе налогового законодательства норм, регулирующих отношения по привлечению к налоговой ответственности, может предопределять существование в системе налогового права соответствующего правового института.

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие налогового  правонарушения

    В пункте 5 ст. 23 и п. 5 ст. 24 части первой НК РФ содержатся нормы бланкетного  характера, согласно которым налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый  агент за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей несут ответственность согласно законодательству РФ. Ряд других положений НК РФ указывает на возможность привлечения к ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, за нарушения положений законодательства о налогах и сборах.

    Среди видов правовой ответственности  традиционно выделяют такие виды, как уголовно-правовую, гражданско-правовую и административно-правовую ответственность. В зависимости от степени общественной опасности и характера противоправных действий (бездействия) за нарушения законодательства о налогах и сборах установлены такие виды ответственности, как налоговая, административная и уголовная.

    С выделением такого вида ответственности, как уголовно-правовая, нет особых затруднений. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом. Более того, изложенное является содержанием принципа законности, который содержится в ст. 3 УК РФ и является одним из принципов уголовной ответственности.

    Однако  по вопросу о том, является ли ответственность  за совершение налогового правонарушения (именно такая осторожная формулировка используется в действующей редакции НК РФ) видом административной ответственности или такая ответственность представляет собой самостоятельный вид ответственности (т.е. налоговую ответственность), единого мнения нет. Различна и позиция высших судебных органов по данному вопросу. С одной стороны, исходя из правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 34 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, налоговая ответственность является самостоятельным видом правовой ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах наряду с уголовно-правовой и административно-правовой. С другой стороны, КС РФ, как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П1 и позднее неоднократно подтвержденной (см., напр., Определение от 5 июля 2001 г. N 130-О2), считает, что существует только три вида правовой ответственности - уголовная, гражданская и административная и что налоговая ответственность соответственно, по сути, является административной ответственностью. Как представляется, определение единой позиции по данному вопросу зависит от разрешения существующего на сегодня спора по поводу того, допустимо и обоснованно ли введение на законодательном уровне понятия "налоговые правоотношения", определяемого как отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.

    В то же время понятие "налоговое правонарушение" законодателем использовано еще с момента принятия части первой НК РФ и используется в ее действующей редакции. Определение этого понятия дано в ст. 106 НК РФ: налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

    Исходя  из данного определения, признаками, совокупность которых позволяет квалифицировать деяние в качестве налогового правонарушения, являются:

    совершение  деяния (действие или бездействие);

    противоправность  деяния (деяние запрещено законодательством  о налогах и сборах);

    наличие вины (отношение лица к совершенному им деянию);

    общественная  опасность деяния, т.е. нанесение  вреда охраняемым законом общественным отношениям или угроза нанесения  такого вреда;

    за  совершение деяния НК РФ установлена  ответственность.

    Налоговое правонарушение с точки зрения его  состава включает:

    объект  правонарушения, т.е. общественные отношения  в области налогов и сборов, на нормальное развитие которых посягает налоговое правонарушение;

    объективную сторону, т.е. конкретные деяния, выразившиеся в нарушении правил, установленных  законодательством о налогах и сборах;

    субъект правонарушения, т.е. лицо, совершившее  противоправное деяние;

    субъективную  сторону, т.е. вину - отношение лица к  совершенному им деянию.

    По  конструкции объективной стороны  состава правонарушения различают  правонарушения с материальным и формальным составом. В объективную сторону правонарушений с формальным составом входят только противоправные деяния лица, а правонарушений с материальным составом - также еще наступившие общественно опасные последствия и причинная связь между противоправными деяниями и наступившими последствиями.

    Виды  налоговых правонарушений и ответственность  за их совершение предусмотрены гл. 16 и 18 части первой НК РФ. При этом в гл. 16 определены непосредственно  виды налоговых правонарушений и  ответственность за их совершение, а в гл. 18 - виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

    Следует отметить, что правонарушения, предусмотренные  гл. 18 НК РФ, стали "полноправными" или "полноценными" налоговыми правонарушениями только в связи с внесением изменений в НК РФ Законом 2006 г. N 137-ФЗ. В указанной главе НК РФ предусмотрена ответственность банков как иных лиц по отношению к налогоплательщику, плательщику сбора и налоговому агенту (банк как налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент в случае совершения налогового правонарушения несет ответственность по соответствующей статье гл. 16 НК РФ). Однако из положений п. 1 ст. 107, п. 1 и 2 ст. 114, ст. 136 НК РФ в действовавшей редакции следовало, что предусмотренные соответствующими статьями гл. 18 НК РФ штрафы не являются налоговыми санкциями, т.е. мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. В условиях действовавшей редакции НК РФ (т.е. до внесения изменений Законом 2006 г. N 137-ФЗ) КС РФ в Определении от 6 декабря 2001 г. N 257-О3 указывал, что законодатель в НК РФ вывел за рамки налоговых правонарушений нарушения законодательства о налогах, совершаемые банками не в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов, а в качестве агентов государства, посредством которых производятся платежи налогов в бюджет. По мнению КС РФ, подобные нарушения требований налогового законодательства выделены в особые составы правонарушений.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

    Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений, т.е. субъекты налоговых правонарушений, указаны  в п. 1 ст. 107 части первой НК РФ: организации  и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

    Согласно  определениям, данным в п. 2 ст. 11 части  первой НК РФ, для целей НК РФ понимаются:

    под организациями - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством  РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории России (иностранные организации);

    под физическими лицами - граждане России, иностранные граждане и лица без  гражданства.

    Как видно, определение понятия "иностранная  организация" одновременно включает как само иностранное юридическое лицо по законодательству иностранного государства, так и его филиалы и представительства. Соответственно созданный на территории России филиал иностранного юридического лица может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 4 июля 2006 г. N 1782/064). В то же время филиал российской организации к такой ответственности привлечен быть не может, в случае совершения им налогового правонарушения к такой ответственности подлежит привлечению создавшее его юридическое лицо (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 3 апреля 2007 г. N 13617/055).

    В связи с введением в действие КоАП РФ Пленум ВАС РФ в п. 2 Постановления  от 27 января 2003 г. N 2 разъяснил, что при решении вопроса о соотношении положений КоАП РФ и части первой НК РФ судам необходимо иметь в виду следующее:

    ответственность за административные правонарушения в  области налогов установлена  ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций;

    поскольку в силу гл. 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих  случаях субъектами ответственности  являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних  к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ.

Информация о работе Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах