Оптимизация налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью представленной работы является комплексный анализ налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить общие принципы построения налоговой системы;
- определить особенности налоговой системы в РФ, сравнив с налоговой системой зарубежных стран, согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы………………………6
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства ……………………6
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………...……9
1.3 Принципы построения налоговой системы и ее элементов………………11
Глава 2. Анализ действующей налоговой системы РФ………………...…20
2.1 Анализ структуры налоговой системы РФ……………………………...…20
2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации…..22
2.3 Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджет РФ…31
2.4 Анализ основных налогов, взимаемых в РФ………………………………34
2.4.1 Налог на прибыль……………………………………………………….…34
2.4.2 Налог на добавленную стоимость………………………...………………38
2.4.3 Акцизы………………………………………………….…………..………42
2.4.4 Подоходный налог…………………………………………………………44
2.4.5 Прочие федеральные налоги……………………………………...………48
Глава 3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ………..49
3.1 Противоречия действующей налоговой системы России……………...…49
3.2 Проблемы налоговой системы РФ, возникающие при сборе основных бюджетообразующих налогов………………………………………………..…51
3.3 Нестабильность налоговой системы России………………………………53
3.4 Пути решения основных проблем налоговой системы и роль государства в этом………………………………….……………….…………………………56
Заключение…………………………………………………………………….…64
Библиографический список………………………………………………..……67

Работа содержит 1 файл

диплом про налоги.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

     Но  объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава – ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов (или принципов налогообложения).

     Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могут  избираться разные, например: доход  – рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства –  рубли (когда учитывается стоимость) или лошадиные силы (при учете мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа. Например, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. говорится, что им вводится налог на операции по покупке наличной иностранной валюты (ст. I), а налогооблагаемой базой является сумма, уплачиваемая при покупке (ст. II).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Принципы  построения налоговой  системы и ее элементов
 

     Рассмотрим  вначале так называемые базовые, основополагающие принципы налогообложения. Часть из них известна еще со времен Д. Рикардо и А. Смита, другие сформированы на основе опыта и практики современной системы налогообложения.2

     Существует  три главных принципа, которым  должны удовлетворять любые современные  формы налога: определенность, эффективность, справедливость.

     Определенность  в понимании А. Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в  отношении:

а) лиц, которые должны платить этот налог;

б) лица или учреждения, которому или в  которое этот налог должен быть внесен;

в) срока, в течение которого или до которого этот налог должен быть уплачен;

г) твердой  определенности той суммы (или ставки дохода / имущества), которую налогоплательщик должен заплатить в качестве этого  налога.

     Эффективность означает минимизацию для налогоплательщика всех дополнительных затрат времени, труда и денежных средств в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке А. Смита это - принципы "в" и "г" (удобство времени и места уплаты налога и минимум добавочных расходов для налогоплательщика).

     Действительно, власти в те времена нередко злоупотребляли введением особых условий и ограничений  при уплате налогов, которые оказывали  негативное влияние на благосостояние налогоплательщиков. В настоящее время принцип "эффективности" должен пониматься значительно шире.3

     Во-первых, должны учитываться не только расходы  государства на сбор налогов, но и  затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых  повинностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. В большинстве западных стран такие затраты налогоплательщиков давно признаны (включая и право налогоплательщика зачислять их в расходы при исчислении облагаемого дохода) и строго контролируются.

     Во-вторых, следует учитывать, что расходы налоговых органов в связи с взиманием ими налогов также непрерывно растут в связи с усложнением налогового законодательства, увеличением затрат на поддержание налогового контроля, на увеличение численности налоговых работников и на оснащение налоговых органов все более высокотехнологичными и более дорогостоящими техническими средствами и оборудованием.

     Под справедливостью налога А. Смит понимал  строгую равномерность распределения  бремени налога между всеми его  плательщиками. До него такая равномерность иногда трактовалась как арифметическое равенство по сумме налога, взимаемого с каждого гражданина. Заслуга А. Смита состоит в том, что он предложил считать налоговой справедливостью соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода (имущества). Иными словами, он ввел за правило пропорциональность налогообложения. В настоящее время идея "налоговой справедливости" продвинулась значительно дальше - к прогрессивности в налогообложении, при которой получатели более высоких доходов должны платить относительно большую их долю в виде налогов.4

     Кроме этих, ставших уже классическими  нормами, современная практика налогообложения  выработала еще ряд не менее важных принципов:

1) запрет  на введение налога без закона; (запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа)

2) запрет  двойного взимания налога; (ситуацией,  когда один и тот же объект  за один и тот же отчетный  период может облагаться идентичным  налогом более одного раза (так  называемое юридическое двойное  налогообложение))

3) запрет  налогообложения факторов производства; (данный принцип относится к  таким факторам, труд и капитал).

     В целом же не следует считать жертву властей для таких случаев  слишком значительной. На самом деле освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении прямых налогов, поскольку эти же работники и так уплачивают в бюджет в виде, например, акцизов и налога на добавленную стоимость до 30% и более от суммы их доходов.5

     Фактически  в большинстве западных стран  в настоящее время принята следующая градация при налогообложении доходов граждан: для доходов в пределах минимального прожиточного (но вполне достойного) уровня - нулевая ставка обложения; для "заработанных" трудовых доходов - налоговые ставки в пределах 15 - 20%; для "заработанных" предпринимательских доходов - обложение только чистого дохода по налоговым ставкам в 20 - 35% (но часто со снижением до нуля для реинвестируемых прибылей); для доходов от вложения капиталов (для рантье) - обложение общей (валовой) суммы дохода по ставкам в 25 - 30%; для "незаработанных" (даровых) доходов, к которым относятся дары, наследства, выигрыши по лотереям и т.д., - максимальные налоговые ставки, достигающие иногда 50 - 75%.6

4) запрет  необоснованной налоговой дискриминации.

     Этот  запрет касается в основном международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и не граждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

     Таким образом, семь (включая первые принципы А. Смита) основополагающих принципов налогообложения во всех ведущих развитых странах мира соблюдаются уже на протяжении многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельных странах и в отдельные критические периоды власти - вынужденно или произвольно - отходили от этих принципов и даже прямо их нарушали. Так, в США в период рузвельтовского "нового курса" налоговые ставки достигали невероятно высоких размеров (обсуждался даже вопрос о введении временного 100%-го налога на особо крупные наследства). В военные периоды в некоторых странах Европы вводились чрезвычайно жесткие налоги в отношении иностранцев, применялись особые формы налогообложения - в виде долгосрочных принудительных займов и т.д. Но такие отклонения носили подчеркнуто временный, преходящий характер, и с прекращением таких особых условий власти обычно без промедления восстанавливали прежние порядки.

     Таким образом, для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все вышеперечисленные базовые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны.

     Если  взять эти базовые принципы налогообложения  за основу, можно увидеть, что для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. В этом случае, очевидно, основными задачами налоговой реформы являются более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы. И при этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.7

     Если  исходить из этих задач и принимать  во внимание провозглашенные Президентом Российской Федерации и Правительством РФ цели экономической политики, то основные направления проводимой в Российской Федерации налоговой политики должны быть следующими:

- высокая  прогрессивность обложения особо  высоких, спекулятивных доходов  (для уменьшения слишком большого  неравенства в распределении  доходов в обществе);

- установление  необлагаемого минимума для получателей  особо низких доходов (не менее 2,5 тыс. руб. в месяц);8

- льготное  налогообложение производственного  сектора (налогом на прибыль)  и низкооплачиваемого наемного  труда (социальными налогами);

- льготное  налогообложение основных продуктов  потребления, определяющих необходимый минимум потребления (и, соответственно, стоимость рабочей силы);

- льготные  режимы налогообложения для экспорта  продукции перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей;

- повышенное  налогообложение прибылей и доходов,  вывозимых за рубеж не на цели содействия экспорту товаров и услуг;

- особо  льготный налоговый режим для  инвестиционной деятельности, особенно  для вложений в высокотехнологичные  и наукоемкие отрасли;

- введение  системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду.

     Как показывает мировой опыт, достижение определенного уровня экономического развития и стабильности позволяет государству усиливать централизацию финансовых средств для решения социальных и других проблем общегосударственного значения. В зависимости от степени социальной ориентированности общества налоговая нагрузка на экономику развитых стран колеблется от 30 (США) до 60% (Швеция) от размера ВНП. Что же касается стран с переходной, неустойчивой экономикой, то уровень налоговой нагрузки, характерный для них в период рыночных реформ, не должен превышать 20 - 22% (как в Китае).

     Если  внимательно изучить зарубежный опыт, то станет очевидно, что Российская Федерация именно по причине своего отставания в проведении налоговых реформ имеет шанс избежать повторения ошибок и просчетов западных стран.

     Во-первых, это касается корпорационного налога, который уже давно критикуется  на Западе. Попытки налоговых органов "уловить" чистую прибыль организаций создают массу проблем и для этих органов, и для самих налогоплательщиков (достаточно упомянуть "раздвоение" учета на бухгалтерский и налоговый, проблемы налогообложения филиалов и обособленных подразделений организаций, необходимость борьбы против применения расчетных (трансфертных) цен и многое другое).

     В наших условиях наиболее разумным было бы полностью отменить этот налог  и перейти к налогообложению  только выводимых из предприятия (производства) доходов и капиталов. Тогда в  категорию облагаемых налогом попали бы только распределяемые между акционерами прибыли, любые другие выплаты в их пользу (включая и скрываемые в виде ссуд, гонораров и т.д.), возвраты капитала в любых формах и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, жалования, субсидии, опционы и т.д. «Кроме того, в порядке частичной замены налога на прибыль следует ввести "энергетический акциз" (одновременно со снижением ставки НДС до среднеевропейского уровня - 15%), за счет которого государство может вывести внутренние цены на энергоресурсы на уровень среднеевропейских и начать формировать общегосударственные фонды (бюджет) развития. Размеры этого акциза в принципе не должны превышать нынешние обязательства организаций по налогу на прибыль, но его преимущество состоит в том, что предприятия и другие потребители энергоресурсов смогут абсолютно законно и неограниченно снижать свои налоговые платежи за счет экономии потребления энергии или через переход на альтернативные источники энергопитания.»9

Информация о работе Оптимизация налоговой системы