Оптимизация налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью представленной работы является комплексный анализ налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить общие принципы построения налоговой системы;
- определить особенности налоговой системы в РФ, сравнив с налоговой системой зарубежных стран, согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы………………………6
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства ……………………6
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………...……9
1.3 Принципы построения налоговой системы и ее элементов………………11
Глава 2. Анализ действующей налоговой системы РФ………………...…20
2.1 Анализ структуры налоговой системы РФ……………………………...…20
2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации…..22
2.3 Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджет РФ…31
2.4 Анализ основных налогов, взимаемых в РФ………………………………34
2.4.1 Налог на прибыль……………………………………………………….…34
2.4.2 Налог на добавленную стоимость………………………...………………38
2.4.3 Акцизы………………………………………………….…………..………42
2.4.4 Подоходный налог…………………………………………………………44
2.4.5 Прочие федеральные налоги……………………………………...………48
Глава 3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ………..49
3.1 Противоречия действующей налоговой системы России……………...…49
3.2 Проблемы налоговой системы РФ, возникающие при сборе основных бюджетообразующих налогов………………………………………………..…51
3.3 Нестабильность налоговой системы России………………………………53
3.4 Пути решения основных проблем налоговой системы и роль государства в этом………………………………….……………….…………………………56
Заключение…………………………………………………………………….…64
Библиографический список………………………………………………..……67

Работа содержит 1 файл

диплом про налоги.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты  налоговой системы………………………6

1.1 Сущность налогов  и их роль в экономике государства ……………………6

1.2 Правовое значение  объекта налогообложения………………………...……9

1.3 Принципы построения налоговой системы и ее элементов………………11

Глава 2. Анализ действующей  налоговой системы  РФ………………...…20

2.1 Анализ структуры  налоговой системы РФ……………………………...…20

2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации…..22

2.3 Поступление администрируемых ФНС России доходов в  бюджет РФ…31

2.4 Анализ основных  налогов, взимаемых в РФ………………………………34

2.4.1 Налог на  прибыль……………………………………………………….…34

2.4.2 Налог на  добавленную стоимость………………………...………………38

2.4.3 Акцизы………………………………………………….…………..………42

2.4.4 Подоходный налог…………………………………………………………44

2.4.5 Прочие федеральные налоги……………………………………...………48

Глава 3. Проблемы совершенствования  налоговой системы  РФ………..49

3.1 Противоречия  действующей налоговой системы  России……………...…49

3.2 Проблемы налоговой  системы РФ, возникающие при сборе основных                 бюджетообразующих налогов………………………………………………..…51

    1.  Нестабильность  налоговой системы России………………………………53
    2. Пути решения основных проблем налоговой системы и роль государства в этом………………………………….……………….…………………………56

Заключение…………………………………………………………………….…64

Библиографический список………………………………………………..……67

Приложение 1

Приложение 2 

Введение

     Налоговая система была сформирована в период разрыва экономических связей между республиками, ранее входившими в единый народно - хозяйственный комплекс. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентация на ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидаемым. Как следствие, в России становление теневого сектора экономики приобрело угрожающий характер, наметились массовое уклонение от налогов, сокращение налоговой базы. Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.

     Трудно  переоценить значимость этой работы, поскольку обеспечение наиболее полного соответствия налоговой системы принятым в обществе социально - экономическим приоритетам благоприятно отразится на общей ситуации в экономике.

     Таким образом, налицо актуальность темы данной курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию налоговой системы, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания.

     Данная  работа  состоит  из  введения,   трех   глав   и заключения. Первая  глава  описывает  налогообложение  и  налоговую  систему (теоретический аспект), во второй  главе  анализируется  налоговая система Российской Федерации,  в  третьей   главе  описываются основные  проблемы совершенствования налоговой системы РФ.

     Целью представленной работы является комплексный анализ налоговой системы Российской Федерации.

     Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить общие принципы построения налоговой системы;
  • определить особенности налоговой системы в РФ, сравнив с налоговой системой зарубежных стран, согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;
  • выявить проблемы совершенствования налоговой системы РФ и найти пути их решения;

     Объект  и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

     Объектом  научного анализа настоящей работы является институт налоговой системы РФ как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

     Предметная  направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников. Понятие налоговой системы широко используется в юридической науке. В данной работе используются учебники финансового права, комментарии к налоговому законодательству, нормативные документы.

     Хотелось  бы отметить журнал «Российский налоговый курьер», печатающий  достаточно  много работ по налоговой политике и налогам вообще. А так же  работы Игнатова А.В. Капкаевой Н.З, Тимирясова В.Г, Федулова В.Г.  о налогообложении и налогах. Можно  выделить группу учебных пособий Борисова Е. Ф., Булатовой А. С., Галимова. М.М. , о  налогообложении   и налоговом законодательстве. Нормативную основу составили: Конституция РФ,1 федеральное законодательство, затрагивающее вопросы налоговой системы.

     Общими  явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

     Научная новизна исследования заключается  в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа института налоговой системы в РФ.

      Глава 1 Теоретические аспекты  налоговой системы

    1. Сущность  налогов и их роль в экономике государства

     В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

1). Обеспечение  финансирования государственных  расходов (фискальная функция);

2). Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3). Государственное  регулирование экономики (регулирующая  функция).

     Во  всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.  
         Все налоги содержат следующие элементы:

объект  налога – это доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты. Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

источник  налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

ставка  налога – величина налога с единицы объекта налога;

налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

     К числу льгот относятся:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц  или категорий плательщиков;

• понижение  налоговых ставок;

• вычет  из налогового платежа за расчетный  период;

• целевые  налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

• прочие налоговые льготы.

     Налоги  бывают двух видов:

     1). Налоги на доходы и имущество.

К этому  виду относятся: подоходный налог и  налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование,  на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

     2). Налоги на товары  и услуги.

К этому  виду относятся:  налог с оборота  – в большинстве развитых стран  заменен налогом на добавленную  стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

     Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

     Налоги  – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

       С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями, а также регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

    1. Правовое  значение объекта  налогообложения
 

     Налоги  являются обязательными платежами (взносами) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа (налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

     Основным  условием, порождающим для конкретного  лица обязанность платить тот  или иной предусмотренный законом  налог, является наличие объекта налогообложения. Это – главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения. Напротив, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т.д.), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте (налог на пользователей автодорог). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.

Информация о работе Оптимизация налоговой системы