Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:54, курсовая работа
За последние полтора года сложилась практика административного и судебного обжалования решений налогового органа по новым правилам, установленным Налоговым кодексом РФ. Насколько эффективным является сочетание этих двух механизмов для защиты интересов налогоплательщика и пойдет речь в данной работе, посвященной исследованию следующих вопросов: основания отмены решения ИФНС, досудебный порядок обжалования решений ИФНС, судебный порядок обжалования, актуальные изменения порядка обжалования решений ИФНС.
Решение налогового органа
(должностного лица) по жалобе принимается
в течение одного месяца со дня
ее получения. Указанный срок может
быть продлен руководителем (заместителем
руководителя) налогового органа для
получения документов (информации),
необходимых для рассмотрения жалобы,
у нижестоящих налоговых
Подача налогоплательщиком апелляционной жалобы препятствует налоговому органу производить взыскание с организации налога, пени, штрафа. Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Решение о взыскании принимается налоговым органом после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (ст. 46 НК РФ).
Однако это не означает, что в период апелляционного обжалования организация получает право «вывести активы», чтобы уменьшить риски, связанные с взысканием налоговым органом доначисленных сумм. С момента принятия решения по результатам налоговой проверки у руководителя (заместителя) территориального налогового органа есть право принять решение об обеспечительных мерах, согласно которому организации запрещается реализация имущества без согласия налогового органа, а при его отсутствии приостанавливаются операции налогоплательщика по расчетному счету (ст. 101, 76 НК РФ).
Пропустив срок для апелляционного
обжалования, налогоплательщик вправе
обратиться в вышестоящий налоговый
орган с жалобой на уже вступившее
в силу решение о привлечении
или об отказе в привлечении
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа;
3) отменить решение и
прекратить производство по
4) изменить решение или вынести новое решение.
Налоговым органом фактически утрачено право назначать в этом случае повторную налоговую проверку налогоплательщика. Такая проверка может проводиться только в порядке контроля (ст. 89 НК РФ).
Заключение:
Досудебный порядок
Данное право реализуется налогоплательщиком путем обращения в арбитражные суды РФ.
Подача апелляционной жалобы в органы ФНС РФ не препятствует налогоплательщику обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности. По мнению судей, такое право сохраняется за налогоплательщиком до 1 января 2009г. С этой даты вступает в силу п. 5 ст. 101.2. НК РФ, согласно которому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Ненормативные правовые акты налоговых органов (например, решения об отказе в возмещении НДС, о приостановлении операций по счетам и др.) могут быть оспорены в судебном порядке без предварительного административного обжалования либо обжалованы одновременно – и в суд, и в вышестоящий налоговый орган.
Следовательно, в случае обращения организации или индивидуального предпринимателя с заявлением непосредственно в арбитражный суд при оспаривании «решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» арбитражный суд, начиная с 01.01.2009 г., будет оставлять такое заявление без рассмотрения, указав, что истцом (заявителем) не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком в соответствии с ч. 2 ст. 148 АПК РФ.
На самом деле
возможность подать жалобу на
решение налоговиков в
Однако статистика
рассмотрения жалоб
Сейчас в налоговых
органах создаются специальные
подразделения налогового
Кроме того, с учетом п. 5 ст. 101.2 НК РФ, в соответствии с которым решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе, такое право превращается в обязанность налогоплательщика, поскольку иначе суд не примет жалобу к рассмотрению.
Следует обратить
на данную норму особое
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Так как в настоящее время, по мнению арбитражного суда, административное обжалование не препятствует судебному, то срок для подачи заявления в арбитражный суд исчисляется с даты получения налогоплательщиком решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.
Обращаясь в арбитражный
суд по истечении указанного срока,
налогоплательщику придется заявлять
ходатайство о восстановлении срока
подачи заявления. Основная причина
пропуска должна быть указана в ходатайстве:
обращаясь в вышестоящий
Заключение:
Обжалование решения ИФНС в судебном порядке, это гарантированная государством форма защита нарушенных, по мнению налогоплательщика, прав.
Несмотря на то, что суть административного обжалования, на первый взгляд, заключается в устранении нарушений прав налогоплательщика, однако, как показывает всесторонний анализ положений НК РФ, законодатель, кроме устранения нарушения прав налогоплательщика, не исключает возможность «пробюджетного» устранения недостатков решения, в том числе, путем усиления аргументации решения, устранения допущенных нижестоящей налоговой инспекцией счетных ошибок, а также ошибок при квалификации налоговых правонарушений и т. д. Налоговая инспекция, вынесшая обжалуемое решение, является участником процесса административного обжалования, в то время как НК РФ не обеспечено право налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов жалобы, давая необходимые пояснения и т.д.
В Постановлении
ФАС Волго-Вятского округа от
1 марта 2007 г. N А29-4792/2006А указано:
«в силу подп. 4 п. 2 ст. 140 НК РФ
по итогам рассмотрения жалобы
на акт налогового органа
Процедура судебного
обжалования детально
Процессуальная
Во второй и третьей частях второго раздела автором было упомянуто мероприятие налогового аудита, который играет большую роль в рамках урегулирования спорных ситуаций между субъектами налоговых правоотношений. Основным документом, регламентирующим данную процедуру является Одобренная распоряжением ФНС России от 01 сентября 2006 г. №130 Концепция развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации.
Данные рекомендации были обсуждены 25.01.2011 в г. Москве на заседании экспертной группы Совета в составе: д.ю.н., проф. И.И. Кучеров (рук-ль), И.Л. Давидовская, Ф.А. Гудков, В.М. Зарипов, Н.Г. Киселева, Е.А. Коваленко, Т.Д. Мыктыбаев, Г.Г. Сандырев, О.Ю. Сомин, И.А. Хаванова (В подготовке позиции по вопросам также приняли участие: С.В. Лавров, А.В.Холкин. ).
Подразделения досудебного
аудита созданы с целью снижения
нагрузки на судебную систему путем
внутреннего рассмотрения споров, не
доводя их до суда. Так, при несогласии
налогоплательщика с выводами по
результатам проведенной
Кроме этого, развитие институтов
внутриведомственного контроля и разработка
Концепции развития налогового аудита
в системе Федеральной
Поэтому, в целях надлежащего
реагирования на допущенные ведомственные
нарушения, совершенствования
В этом направлении достигнуты положительные результаты. С момента введения процедуры обязательного урегулирования налоговых споров в досудебном порядке количество судебных споров уменьшилось более чем на 40%. И тенденция к сокращению судебных споров с участием налоговых органов развивается.
За 9 месяцев 2010 года налоговые органы выиграли по суммам 44% исковых требований, за 9 месяцев 2011 года - 57%, достигнув максимального за последние 3 года значения показателя.
Информация о работе Обжалование актов и решений налоговых органов