Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:54, курсовая работа
За последние полтора года сложилась практика административного и судебного обжалования решений налогового органа по новым правилам, установленным Налоговым кодексом РФ. Насколько эффективным является сочетание этих двух механизмов для защиты интересов налогоплательщика и пойдет речь в данной работе, посвященной исследованию следующих вопросов: основания отмены решения ИФНС, досудебный порядок обжалования решений ИФНС, судебный порядок обжалования, актуальные изменения порядка обжалования решений ИФНС.
Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 4903/10 по делу N А40-51817/09-33-302
Решение налогового органа
должно быть подписано лицом (руководителем
(заместителем руководителя) налогового
органа), которое рассматривало
Подписание (вынесение) решения лицом, не принимавшим участия в рассмотрении материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика на акт налоговой проверки влечет безусловную отмену такого решения, так как в противном случае нарушаются права общества, как участника процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки: давать пояснения относительно выводов проверяющих и материалов налоговой проверки непосредственно лицу, которое вынесло решение.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2010 N А58-2965/09
Поскольку оспариваемое решение принято должностным лицом, которое не рассматривало материалы выездной налоговой проверки с участием налогоплательщика, то такое нарушение процедуры рассмотрения материалов могло привести к принятию неправомерного решения, что в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для признания его недействительным.
1.4. Существенные нарушения,
допущенные при рассмотрении
материалов налоговой проверки,
могут повлечь не только
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 162/10 по делу N А53-16885/2008
Налоговым органом были рассмотрены
материалы камеральной
При этом согласно пункту 3 статьи
176 НК решение о возмещении или
об отказе в возмещении налога на добавленную
стоимость из бюджета принимается
одновременно с решением о привлечении
или об отказе в привлечении
Таким образом, не обеспечение участия лица в рассмотрении материалов проверки влечет не только отмену решения инспекции по проверке, но и признание недействительным решение налогового органа об отказе в возмещении налога.
2. Иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (то есть за исключением тех, которые отнесены к существенным) - могут являться основанием для отмены решения налогового органа, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).
Указанные нарушения являются «оценочными», то есть не влекут безусловную отмену решения налогового органа при их наличии.
Рассмотрим судебную практику:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 N 09АП-15820/2010 по делу N А40-160404/09-142-1321:
Под видом продления рассмотрения материалов проверки налоговый орган, по существу, провел дополнительные мероприятия налогового контроля и сделал новые выводы в отношении дополнительно представленных документов.
Неправомерное проведение налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля повлекло сопутствующие процессуальные нарушения, затрагивающие права и законные интересы налогоплательщика.
Как следствие, налогоплательщик лишен возможности представить возражения (объяснения), а также не был приглашен на рассмотрение новых материалов налоговой проверки, собранных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение налогового органа подлежит отмене.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 N 09АП-14655/2010 по делу N А40-10072/10-118-142
Налоговым органом нарушена процедура проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (назначены безосновательно) и сроки проведения проверки, что явилось основанием к отмене решения налогового органа.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 N 09АП-8313/2009-АК по делу N А40-64458/08-87-258
Судом установлено, что оспариваемое решение налогового органа вынесено, в том числе на основании документов, полученных в ходе проведенных встречных проверок, на которые имеется ссылка в решении, указанные документы заявителю не представлялись, что лишило его возможности в полной мере дать пояснения с учетом имеющихся документов.
Суд пришел к выводу, что
непредставление Обществу, в том
числе по его запросу, документов,
полученных инспекцией в ходе проведенных
встречных проверок, на которые имеется
ссылка в решении, не может являться
безусловным основанием в данном
случае к отмене решения налогового
органа, так как допущенные инспекцией
нарушения не привели к принятию
налоговым органом
Вывод суда - непредставление налоговым органом заявителю указанных документов не повлияло на реализацию Обществом своих прав по защите интересов, при том, что заявитель не опроверг содержащиеся в данных документах сведения.
3.Несоблюдение должностными лицами налоговой инспекции положений пункта 6 статьи 100 и пункта 1 статьи 101 НК РФ на основании абзаца 3 пункта 14 статьи 101 НК РФ является основанием для отмены оспариваемого решения.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2010 N А19-270/10
Налоговым кодексом РФ не предусмотрено отложение проведение рассмотрение материалов налоговой проверки, вследствие объективной невозможности лица участвовать в такой процедуре в назначенное налоговым органом время.
Однако, при рассмотрении дела суд пришел к выводу, что такое отложение может иметь место в целях обеспечения права лица на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.
Налогоплательщик предупредил налогового инспектора по телефону об отсутствии возможности присутствовать при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки в связи с болезнью. Несмотря на это, материалы проверки были рассмотрены в день, указанный в уведомлении, в отсутствие представителя налогоплательщика.
Суд сделал вывод о нарушении
налоговым органом п. 14 ст. 101 НК РФ,
отклонив довод налогового органа о
том, что налоговый инспектор
не являлся лицом, уполномоченным на
получение телефонограмм и
Заключение:
Подводя итог первой части данного раздела, необходимо сделать вывод, что с точки зрения осуществления процессуальных норм оформления результатов налоговых проверок и вынесения решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, такие аспекты, как установление факта нарушения законодательства о налогах и сборах, обнаружение состава налогового правонарушения, определение оснований для привлечения лица к ответственности, установление обстоятельств, исключающих вину лица, а также отягчающих либо смягчающих ответственность за совершение правонарушения, имеют очень важное значение для отмены данного решения после подачи апелляционной жалобы в орган, вынесший данное решение, в вышестоящий налоговый орган и судебный порядок обжалования, путем обращения в арбитражный суд, т.к неправомерно вынесенное решение не может быть принято к исполнению.
Досудебное урегулирование
налоговых споров – комплекс предусмотренных
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах, законодательством
Российской Федерации о рассмотрении
обращений граждан и
Административное обжалование
представляет собой обжалование
решения без вмешательства
В деятельности налоговых органов появилось такое направление как налоговый аудит.
Внутриведомственный налоговый
аудит – это независимое
Основными задачами подразделений налогового аудита являются:
Основными функциями подразделений налогового аудита являются:
В настоящее время НК РФ
предоставляет
Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) отменить или изменить
решение налогового органа
3) отменить решение налогового
органа и прекратить
Обжалуемое решение о
привлечении или об отказе в привлечении
налогоплательщика к
Информация о работе Обжалование актов и решений налоговых органов