Обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщика.
Для достижения цели, в работе рассматриваются такие задачи как:
правовая природа налоговой выгоды и особенности обеспечения налоговой выгоды;
анализ правовых актов и значение связанных с ними судебной практики в сфере налогообложения;
составление выводов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ 4
1.1. Понятие и содержание налоговой выгоды 4
1.2. Формы налоговой выгоды 5
1.3. Правовое регулирование налоговой выгоды 7
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ 10
2.1. Основные критерии обоснованности налоговой выгоды 10
2.2. Основания для признания необоснованности налоговой выгоды 13
2.3. Проблемы доначисления налога при установлении необоснованности налоговой выгоды 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

курсовая моя!.docx

— 96.34 Кб (Скачать)

      Другим  способом признания налоговой выгоды обоснованной, а следовательно, действий налогоплательщика соответствующими требованиям законодательства и не содержащими признаков состава налогового правонарушения является их оценка на предмет наличия связи между полученной налоговой выгодой и осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

      Пунктом 7 Постановления № 53 установлено, что если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, то суд определит объем прав и обязанностей налогоплательщика исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.

      Настоящий подход Высшего Арбитражного Суда РФ корреспондирует доктрине «существо над формой». Концепция, лежащая в ее основе, состоит в том, что юридические последствия, вытекающие из сделки, определяются в большей степени ее существом, нежели формой. Таким образом, если форма сделки не соответствует отношениям, которые фактически реализуются между сторонами по сделке, то налоговые последствия определяются в соответствии с реально возникшими между сторонами отношениями.22

      Установленная Высшим Арбитражным Судом РФ в  данном случае необходимость определять объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей сделки, соответствует понятию притворной сделки, закрепленному п. 2 ст. 170 ГК РФ.

      Системная связь критериев обоснованности налоговой выгоды, предложенных Высшим Арбитражным Судом РФ для отграничения правомерных действий налогоплательщика от действий, нарушающих нормы НК РФ, с положениями ГК РФ, безусловно, свидетельствует в пользу их правовой обоснованности.

      Вместе  с тем, несмотря на значительный положительный  эффект Постановления № 53, многие проблемы остаются нерешенными.

      В судебной практике возникают ситуации, когда одна и та же правовая позиция  Высшего Арбитражного Суда РФ, сформулированная в Постановлении, становится обоснованием как правомерности действий налогового органа по доначислению сумм налога, начислению пени и штрафа, так и аргументацией обоснованности налоговой выгоды, а следовательно, правомерности действий налогоплательщика.

      Так, предложенная Высшим Арбитражным Судом  РФ характеристика действий налогоплательщика  с позиций его осмотрительности или неосмотрительности порождает  на практике целый ряд проблем  и противоречий.

      К примеру, сделки налогоплательщика  с контрагентом, отсутствующим по своему юридическому адресу, в некоторых  случаях квалифицируются судами как совершенные с должной  осмотрительностью, со ссылкой на тот  факт, что недобросовестность третьих  лиц сама по себе не может свидетельствовать  об отсутствии у налогоплательщика  права на получение налоговой  выгоды. Подобный подход, в частности, прослеживается в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.07 по делу N А55-13065/2006.23

      В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.07 по делу N А55-7175/2007 сделан иной вывод: действия налогоплательщика по заключению сделок с контрагентами, отсутствующими по указанным в счетах-фактурах адресам, признаются неосмотрительными, а, следовательно, полученная им налоговая выгода - необоснованной.24

      Отсутствие  четких критериев реальности предпринимательской  или иной экономической деятельности порождает определенные противоречия при установлении судом наличия  деловой цели в действиях налогоплательщика.

      К примеру, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.06 по делу N А55-9160/2006 признана не имеющей разумной деловой цели, а, значит, направленной единственно на получение налоговой выгоды по налогу на добавленную стоимость система расчетов и передача товаров по цепочке поставщиков ЗАО «ВТК Камаз».25

      С другой стороны, признаны соответствующими налоговому законодательству действия юридического лица по реализации товара на экспорт и последующему возмещению налога на добавленную стоимость  из бюджета со ссылкой на наличие  экономического эффекта такой деятельности, а как следствие, и наличие  разумной деловой цели.26

      Установленный подп. 3 п. 1 Постановления факт представления налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, как основание для ее получения, также по-разному трактуется на практике.

      В ряде случаев представление всех необходимых документов становится безусловным основанием для признания  налоговой выгоды обоснованной, а  налогоплательщика - добросовестным, в  других ситуациях, несмотря на соблюдение формальных требований к необходимым  для получения экономии на налоге документам, суд исходит из признания  действий налогоплательщика неправомерными, что влечет признание налоговой  выгоды необоснованной.

      В частности, в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.07 по делу N А65-7946/2007 установлено, что Общество представило все необходимые документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, и это является основанием для ее получения.27

      Иной  подход прослеживается в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.07 по делу N А55-16669/2007, в котором, несмотря на представление налогоплательщиком всех необходимых документов в целях получения налоговой выгоды, его действия признаются неправомерными, а налоговая выгода - необоснованной.28

      Причина перечисленных противоречий, встречающихся  в судебной практике при оценке действия налогоплательщиков на предмет их правомерности, - высокая степень обобщения, использованная Высшим Арбитражным Судом РФ. Представляется, что развитие критериев разграничения  уклонения и оптимизации должно идти по пути дифференциации и сужения  понятий, максимального отхода от оценочных, нравственно-этических понятий.

      Таким образом, получение комплекта правоустанавливающих документов на первый взгляд будет  свидетельствовать о должной  осмотрительности и осторожности налогоплательщика.

     Изложенное  выше позволяет сделать вывод, что, до выхода в свет этого постановления организацию могли обвинить в недобросовестности, если её контрагент не предоставлял отчетность, не платил налоги или его юридический адрес не совпадал с фактическим. Теперь же «налоговый орган может обвинить организацию в недобросовестности, только если имеются доказательства, что она взаимозависима или аффилирована со своим поставщиком»29. При этом налоговики должны документально подтвердить, что налогоплательщик знал о допускаемых нарушениях контрагентом, но при этом не проявил должной осторожности. Данная позиция ставит налогоплательщика в более выгодное положение, но зато справедливое.

2.2. Основания  для признания необоснованности налоговой выгоды

 

      В соответствии с Постановлением N 53 если у налогового органа возникли сомнения в том, что действия налогоплательщика добросовестны, налоговая выгода экономически оправданна, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны, то он должен на основании части 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказать правомерность своих сомнений.30

      Учитывая, что судьи при рассмотрении налоговых  споров требуют, как правило, от налогоплательщика  раскрывать те обстоятельства, на которые  он ссылается в обоснование своих  требований, налогоплательщику также  необходимо располагать доказательствами, обосновывающими добросовестность его действий, экономическую обоснованность полученной налоговой выгоды, достоверность сведений, содержащихся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности.

      Пленум  ВАС РФ отметил, что доказательства, представленные налоговым органом, так же как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и должны оцениваться арбитражным судом в совокупности и во взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ.31

      Таким образом, налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

      При этом следует учитывать, что возможность  достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем  совершения других предусмотренных  или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания  налоговой выгоды необоснованной.

      О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать  подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих  обстоятельств:

      - невозможность реального осуществления  налогоплательщиком указанных операций  с учетом времени, места нахождения  имущества или объема материальных  ресурсов, экономически необходимых  для производства товаров, выполнения  работ или оказания услуг;

      - отсутствие необходимых условий  для достижения результатов соответствующей  экономической деятельности в  силу отсутствия управленческого  или технического персонала, основных  средств, производственных активов,  складских помещений, транспортных  средств;

      - учет для целей налогообложения  только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны  с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности  также требуется совершение и  учет иных хозяйственных операций;

      - совершение операций с товаром,  который не производился или  не мог быть произведен в  объеме, указанном налогоплательщиком  в документах бухгалтерского  учета.

      В качестве примера, иллюстрирующего  исследование вышеприведенных обстоятельств  в судебных актах, можно привести постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2006 N 15825/05, в котором в качестве доказательств признаков недобросовестности в действиях налогоплательщика используется следующий аргумент: количество поставленных на экспорт конденсаторов значительно превышает количество товара данного вида, произведенного налогоплательщиком за все годы изготовления товара.32

      В качестве примера можно также  привести ситуацию, рассмотренную федеральными арбитражными судами различных округов.33

      В рамках данных дел арбитражными судами на основании представленных документов (актов осмотра помещений, актов предписаний ФГУ «Челябгорэнергонадзор», показаний должностных и физических лиц, материалов встречных проверок) были сделаны выводы о том, что ООО «Тойленд-К» и ООО «Сервис Групп XXI век» не только не производили детских мягконабивных игрушек, но и реально не имели возможности их произвести в таком количестве, а фактически не произведенные игрушки не могли быть реализованы.

      Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 30.03.2006 по делу N А35-5099/05-С29 сослался на следующие обстоятельства:

      - согласно заключенным договорам  изготовлением мягких игрушек занимались ООО «Сервис Групп XXI век» (г. Москва) и ООО «Тойленд-К» (г. Москва), не имевшие собственных производственных площадей для их изготовления;

Информация о работе Обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды