Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 01:44, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении налоговых органов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства;
2. рассмотреть правовую основу деятельности налоговых органов;
3. рассмотреть права и обязанности налоговых органов РФ.
7) определять суммы налогов,
подлежащие внесению
8) требовать от
9) взыскивать недоимки по
10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банков документы,
12) привлекать для проведения
налогового контроля
13) вызывать в качестве
14) заявлять ходатайства об
15) создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;
16) предъявлять в суды общей
юрисдикции или арбитражные
о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения
законодательства о налогах и сборах;
- о признании недействительной
государственной регистрации
- о ликвидации организации
- о досрочном расторжении
-о взыскании задолженности по
налогам, сборам, соответствующим
пеням и штрафам в бюджеты
(внебюджетные фонды), числящейся
более трех месяцев за
В соответствии со статьей 32 НК РФ ИМНС как налоговый орган обязан:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за
3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
4) проводить разъяснительную
5) осуществлять возврат или
6) соблюдать налоговую тайну;
7) направлять налогоплательщику
или налоговому агенту копии
акта налоговой проверки и
решения налогового органа, а
также в случаях,
4.1.
Полномочия по учету
Учет налогоплательщиков является непременным условием выполнения основной функции налоговых органов — контроля за соблюдением налогового законодательства. Очевидно, что такой контроль невозможен, если нет хотя бы формальных сведений о налогоплательщике — его наименовании, организационно-правовой форме, юридическом адресе и фактическом местонахождении, должностных лицах и т.п. Не случайно в прошлом налоговые органы нередко выполняли и функции статистического учета, проведения переписей,а во Франции,например, и сейчас Государственное налоговое управление обеспечивает ведение кадастровой документации, оценки и переоценки недвижимого имущества.Учет налогоплательщиков позволяет получить сведения, необходимые для решения и иных задач: например, сведения об общем числе налогоплательщиков и их налоговых обязательствах дают возможность прогнозирования налоговых платежей, данные о видах хозяйственной деятельности и налогах, которые уплачивают соответствующие предприятия, могут быть использованы при разработке налоговой политики государства, анализе ее эффективности и т.д.
Основные правила, касающиеся учета
налогоплательщиков, содержатся в ст.
83—86 НК РФ и Постановлении Правительства
РФ от 10 марта 1999 г. № 266 "О порядке
ведения единого
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по местонахождению организации, местонахождению ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по местонахождению недвижимости и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Важной нормой, обеспечивающей надлежащий налоговый контроль, представляется положение п. 2 ст. 83 НК РФ: организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков независимо от того, повлечет их деятельность в дальнейшем обложение теми или иными налогами или нет. Отсутствие этой нормы позволило бы уклоняться от учета тем организациям и предпринимателям, у которых, как они считают, нет налоговых обязательств перед бюджетом, и затруднило бы налоговым органам выявление истинного положения.
При постановке на учет налогоплательщику
присваивается
Порядок и условия присвоения, применения и изменения идентификационного номера налогоплательщика утверждены приказом Госналог-службы России от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/3092. ИНН представляет собой десятизначный (для организаций) или двенадцатизначный (для физических лиц) номер данного налогоплательщика, единый для него на всей территории Российской Федерации при уплате всех видов налогов и сборов. Этот номер указывается на всех уведомлениях, направляемых налоговым органом налогоплательщику, и на всех документах
(декларациях, отчетах,
Единый государственный реестр налогоплательщиков представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков, которые ведутся налоговыми органами на основепоступающей к ним документированной информации.
Реестр содержит перечни налогоплательщиков, налоговых агентов и физических лиц. Документированная информация о них поступает в налоговые органы от различных государственных регистрирующих органов, органов опеки и попечительства, нотариальных органов, других органов и учреждений.
Реестр содержит и иную информацию об объектах учета, поступающую в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изменение данных об объектах учета влечет обновление сведений, содержащихся в реестре. Сведения о налогоплательщиках, снятых с учета, исключаются из реестра и хранятся в архиве.
Для ведения реестра используются
средства вычислительной техники. В
реестре государственные базы данных
формируются по территориальному признаку
с последующим
4.2.
Полномочия по налоговому
Полномочия налоговых органов по налоговому контролю имеют важнейшее значение при решении их главной задачи — контроля за соблюдением налогового зако
нодательства. Следует иметь в виду, что эта задача может быть решена и иными способами, с применением иных полномочий, так как понятие "контроль за соблюдением налогового законодательства» значительно шире, чем понятие «налоговый контроль», формы которого определены в ст. 82 НК РФ. Согласно этой статье налоговый контроль может осуществляться должностными лицами налоговых органов посредством:
• налоговых проверок;
• получения объяснений налогоплательщиков,
налоговых агентов и
• проверки данных учета и отчетности;
• осмотра помещений и
Основным способом налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить правильность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы контроля чаще используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых нарушений или в целях сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки.
4.3. Полномочия по взысканию сумм налогов, пеней
и штрафов
Полномочия налоговых органов по взысканию сумм налогов,
пеней и штрафов — это полномочия,
связанные с устранением
В соответствии с законодательными нормами, действовавшими до принятия части первой НК
РФ, полномочия по взысканию налогов и пеней—с одной стороны, и полномочия по взысканию штрафов — с другой практически не различались, процедура взыскания и тех, и других была одинаковой. Положение изменилось с конца 1996 года, когда КонституционныйСуд Российской Федерации в своем Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П указал на неконституционность взыскания налоговых санкций в бесспорном (внесудебном) порядке. Эта позиция нашла свое отражение и в НК РФ.Право взыскания недоимки по налогам и пеням установлено в ст. 31 НК РФ, порядок такого взыскания конкретизируется в статьях Кодекса, посвященных исполнению обязанности по уплате налога (ст. 45—48 НК РФ). Правила взыскания пеней идентичны процедуре взыскания недоимки по налогам.
Взыскание сумм налогов с организаций по общему правилу производится в бесспорном порядке (т.е. без обращения в суд). Такое взыскание возможно лишь в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок. Если взыскание производится по результатам налоговой проверки, то под установленным сроком следует понимать срок уплаты налога, указанный в требовании, налогоплательщику. Для списания сумм налогов со счета организации-налогоплательщика налоговый орган направляет в банк инкассовое поручение, которое должно быть исполнено банком не позднее следующего операционного дня, если речь идет о рублевом счете, и не позднее двух последующих дней, если взыскание обращено на валютный счет налогоплательщика. При недостаточности средств на счете суммы налогов списываются в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (т.е. в третью очередь).
В целях защиты имущественных прав банка НК РФ устанавливает ограничения для списания средств с депозитных счетов: суммы налога с таких счетов не списываются до истечения срока депозитного договора.
Обращение взыскания на имущество
налогоплательщика возможно лишь при
недостаточности средств на его
счетах или при отсутствии информации
о его счетах. При таком взыскании
имущество налогоплательщика
НК РФ устанавливает очередность взыскания имущества:
1) наличные денежные средства;
2) имущество непроизводственного назначения (ценные бумаги, валютные ценности, легковой автотранспорт и т.д.);
3) готовая продукция (товары);
4) сырье, материалы и основные средства, участвующие в производстве;
5) имущество, переданное по
6) иное имущество.
Смысл установления такой очередности заключается в предоставлении налогоплательщику возможности продолжать свою производственную деятельность несмотря на взыскание.
Необходимо иметь в виду, что
на имущество, переданное во владение,
пользование или распоряжение другим
лицам, взыскание обращается только
после расторжения или