Налоговые сборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 01:44, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении налоговых органов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства;

2. рассмотреть правовую основу деятельности налоговых органов;

3. рассмотреть права и обязанности налоговых органов РФ.

Работа содержит 1 файл

нп курсовая.docx

— 71.58 Кб (Скачать)

7) определять суммы налогов,  подлежащие внесению налогоплательщиками  в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным  путем на основании имеющейся  у них информации о налогоплательщике,  а также данных об иных аналогичных  налогоплательщиках в случаях  отказа налогоплательщика допустить  должностных лиц налогового органа  к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных  помещений и территорий, используемых  налогоплательщиком для извлечения  дохода либо связанных с содержанием  объектов налогообложения, непредставления  в течение более двух месяцев  налоговому органу необходимых  для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и  расходов, учета объектов налогообложения  или ведения учета с нарушением  установленного порядка, приведшего  к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей  устранения выявленных нарушений  законодательства о налогах и  сборах и контролировать выполнение  указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам  и сборам, а также взыскивать  пени в порядке, установленном  НК РФ;

10) контролировать соответствие  крупных расходов физических  лиц их доходам;

11) требовать от банков документы,  подтверждающие исполнение платежных  поручений налогоплательщиков, плательщиков  сборов и налоговых агентов  и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании  со счетов налогоплательщиков, плательщиков  сборов и налоговых агентов  сумм налогов и пени;

12) привлекать для проведения  налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей  лиц, которым могут быть известны  какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для проведения налогового  контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании  или о приостановлении действия  выданных юридическим и физическим  лицам лицензий на право осуществления  определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты  в порядке, установленном НК  РФ;

16) предъявлять в суды общей  юрисдикции или арбитражные суды  иски:

о взыскании налоговых санкций  с лиц, допустивших нарушения

законодательства о налогах  и сборах;

- о признании недействительной  государственной регистрации юридического  лица или государственной регистрации  физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации организации любой  организационно-правовой формы по  основаниям, установленным законодательством  Российской Федерации;

- о досрочном расторжении договора  о налоговом кредите и договора  об инвестиционном налоговом  кредите;

-о взыскании задолженности по  налогам, сборам, соответствующим  пеням и штрафам в бюджеты  (внебюджетные фонды), числящейся  более трех месяцев за организациями,  являющимися в соответствии с  гражданским законодательством  Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих,  участвующих) обществ (товариществ,  предприятий), когда на счета последних  в банках поступает выручка  за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также заорганизациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).

В соответствии со статьей 32 НК РФ ИМНС как налоговый орган обязан:

1) соблюдать законодательство о  налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, а также принятых в  соответствии с ним нормативных  правовых актов;

3) вести в установленном порядке  учет налогоплательщиков;

4) проводить разъяснительную работу  по применению законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов,  бесплатно информировать налогоплательщиков  о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной  отчетности и разъяснять порядок  их заполнения, давать разъяснения  о порядке исчисления и уплаты  налогов и сборов;

5) осуществлять возврат или зачет  излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм налогов, пеней  и штрафов в порядке, предусмотренном  НК РФ;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику  или налоговому агенту копии  акта налоговой проверки и  решения налогового органа, а  также в случаях, предусмотренных  НК РФ, налоговое уведомление  и требование об уплате налога  и сбора.

 

4.1.   Полномочия по учету налогоплательщиков

 

Учет налогоплательщиков является непременным условием выполнения основной функции налоговых органов — контроля за соблюдением налогового законодательства. Очевидно, что такой контроль невозможен, если нет хотя бы формальных сведений о налогоплательщике — его наименовании, организационно-правовой форме, юридическом адресе и фактическом местонахождении, должностных лицах и т.п. Не случайно в прошлом налоговые органы нередко выполняли и функции статистического учета, проведения переписей,а во Франции,например, и сейчас Государственное налоговое управление обеспечивает ведение кадастровой документации, оценки и переоценки недвижимого имущества.Учет налогоплательщиков позволяет получить сведения, необходимые для решения и иных задач: например, сведения об общем числе налогоплательщиков и их налоговых обязательствах дают возможность прогнозирования налоговых платежей, данные о видах хозяйственной деятельности и налогах, которые уплачивают соответствующие предприятия, могут быть использованы при разработке налоговой политики государства, анализе ее эффективности и т.д.

Основные правила, касающиеся учета  налогоплательщиков, содержатся в ст. 83—86 НК РФ и Постановлении Правительства  РФ от 10 марта 1999 г. № 266 "О порядке  ведения единого государственного реестра налогоплательщиков7».

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по местонахождению организации, местонахождению  ее обособленных подразделений, месту  жительства физического лица, а также  по местонахождению недвижимости и  транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Важной нормой, обеспечивающей надлежащий налоговый контроль, представляется положение п. 2 ст. 83 НК РФ: организации  и индивидуальные предприниматели  обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков независимо от того, повлечет их деятельность в дальнейшем обложение теми или иными налогами или нет. Отсутствие этой нормы позволило  бы уклоняться от учета тем организациям и предпринимателям, у которых, как  они считают, нет налоговых обязательств перед бюджетом, и затруднило бы налоговым органам выявление  истинного положения.

При постановке на учет налогоплательщику  присваивается идентификационный  номер (ИНН) и его вносят в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Порядок и условия присвоения, применения и изменения идентификационного номера налогоплательщика утверждены приказом Госналог-службы России от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/3092. ИНН представляет собой десятизначный (для организаций) или двенадцатизначный (для физических лиц) номер данного налогоплательщика, единый для него на всей территории Российской Федерации при уплате всех видов налогов и сборов. Этот номер указывается на всех уведомлениях, направляемых налоговым органом налогоплательщику, и на всех документах

(декларациях, отчетах, заявлениях  и др.), которые представляются  налогоплательщиком налоговому  органу.ИНН, присвоенный налогоплательщику, не подлежит изменению, за исключением строго оговоренных случаев (например, при изменении местонахождения и соответственно места постановки на учет). С ликвидацией налогоплательщика ИНН признается недействительным без последующей передачи другому налогоплательщику. Ошибочное присвоение одинаковых ИНН нескольким налогоплательщикам влечет признание недействительными всех, кроме одного, идентификационных номеров.

Единый государственный реестр налогоплательщиков представляет собой  систему государственных баз  данных учета налогоплательщиков, которые  ведутся налоговыми органами на основепоступающей к ним документированной информации.

Реестр содержит перечни налогоплательщиков, налоговых агентов и физических лиц. Документированная информация о них поступает в налоговые  органы от различных государственных  регистрирующих органов, органов опеки  и попечительства, нотариальных органов, других органов и учреждений.

Реестр содержит и иную информацию об объектах учета, поступающую в  налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изменение данных об объектах учета влечет обновление сведений, содержащихся в реестре. Сведения о  налогоплательщиках, снятых с учета, исключаются из реестра и хранятся в архиве.

Для ведения реестра используются средства вычислительной техники. В  реестре государственные базы данных формируются по территориальному признаку с последующим автоматизированным объединением их в единый банк данных.

 

 

4.2.   Полномочия по налоговому контролю

Полномочия налоговых органов  по налоговому контролю имеют важнейшее  значение при решении их главной  задачи — контроля за соблюдением  налогового зако

нодательства. Следует иметь в виду, что эта задача может быть решена и иными способами, с применением иных полномочий, так как понятие "контроль за соблюдением налогового законодательства» значительно шире, чем понятие «налоговый контроль», формы которого определены в ст. 82 НК РФ. Согласно этой статье налоговый контроль может осуществляться должностными лицами налоговых органов посредством:

• налоговых проверок;

• получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

• проверки данных учета и отчетности;

• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в иных формах, предусмотренных НК РФ.

Основным способом налогового контроля являются налоговые проверки, которые  позволяют наиболее полно выявить правильность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы контроля чаще используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых нарушений или в целях сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки.

 

4.3.   Полномочия по взысканию сумм  налогов, пеней

и штрафов

 

Полномочия налоговых органов  по взысканию сумм налогов,

пеней и штрафов — это полномочия, связанные с устранением ущерба, причиненного бюджету неуплатой  налоговых платежей, и исполнением  мер ответственности, примененных  к налогоплательщику. Реализация этих полномочий происходит вне рамок  налогового контроля, так как представляет собой последствия нарушений, выявленных при налоговых проверках.

В соответствии с законодательными нормами, действовавшими до принятия части  первой НК

РФ, полномочия по взысканию налогов  и пеней—с одной стороны, и  полномочия по взысканию штрафов  — с другой практически не различались, процедура взыскания и тех, и  других была одинаковой. Положение  изменилось с конца 1996 года, когда  КонституционныйСуд Российской Федерации в своем Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П указал на неконституционность взыскания налоговых санкций в бесспорном (внесудебном) порядке. Эта позиция нашла свое отражение и в НК РФ.Право взыскания недоимки по налогам и пеням установлено в ст. 31 НК РФ, порядок такого взыскания конкретизируется в статьях Кодекса, посвященных исполнению обязанности по уплате налога (ст. 45—48 НК РФ). Правила взыскания пеней идентичны процедуре взыскания недоимки по налогам.

Взыскание сумм налогов с организаций  по общему правилу производится в  бесспорном порядке (т.е. без обращения  в суд). Такое взыскание возможно лишь в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный  срок. Если взыскание производится по результатам налоговой проверки, то под установленным сроком следует понимать срок уплаты налога, указанный в требовании, налогоплательщику. Для списания сумм налогов со счета организации-налогоплательщика налоговый орган направляет в банк инкассовое поручение, которое должно быть исполнено банком не позднее следующего операционного дня, если речь идет о рублевом счете, и не позднее двух последующих дней, если взыскание обращено на валютный счет налогоплательщика. При недостаточности средств на счете суммы налогов списываются в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (т.е. в третью очередь).

В целях защиты имущественных прав банка НК РФ устанавливает ограничения  для списания средств с депозитных счетов: суммы налога с таких счетов не списываются до истечения срока  депозитного договора.

Обращение взыскания на имущество  налогоплательщика возможно лишь при  недостаточности средств на его  счетах или при отсутствии информации о его счетах. При таком взыскании  имущество налогоплательщика реализуется  на основании специального решения  руководителя (его заместителя) налогового органа путем возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного  производства в порядке, предусмотренном  Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве8».

НК РФ устанавливает очередность  взыскания имущества:

1) наличные денежные средства;

2) имущество непроизводственного  назначения (ценные бумаги, валютные  ценности, легковой автотранспорт  и т.д.);

3) готовая продукция (товары);

4) сырье, материалы и основные  средства, участвующие в производстве;

5) имущество, переданное по договорам  иным лицам во владение, пользование  или распоряжение;

6) иное имущество.

Смысл установления такой очередности  заключается в предоставлении налогоплательщику  возможности продолжать свою производственную деятельность несмотря на взыскание.

Необходимо иметь в виду, что  на имущество, переданное во владение, пользование или распоряжение другим лицам, взыскание обращается только после расторжения или признания  недействительными соответствующих  договоров в порядке, установленном  гражданским законодательством. Причем само по себе желание налогового органа обратить взыскание на данное имущество  не может служить основанием для  расторжения договора или признания  его недействительным, поскольку  ущерб, нанесенный бюджету, не может  устраняться ущемлением прав добросовестных контрагентов налогоплательщика9.

Информация о работе Налоговые сборы